Жесткий замысел и ошеломляющие последствия (по рассказу А. Грина "Зеленая лампа")
методическая разработка по литературе (8 класс)

Скачкова Валентина Михайловна

Разработка открытого урока по литературе, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_rasskazu_a.grina_zelyonaya_lampa.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАНЫМЕЙСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Жестокий замысел и  ошеломляющие последствия»

(по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»)

8 КЛАСС

                                                                                     Составила

                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                              Скачкова Валентина Михайловна

п. Ханымей

2009 год

Цели:

  1. Продолжить работу по формированию навыков работы с эпическим текстом.
  2. Продолжить разговор о смысле жизни, о целеустремлённости.
  3. Воспитывать в учащихся человечность, умение добиваться поставленной цели.

Эпиграф: Грин избрал для себя очень трудную дорогу – писать не об изменении

                 материальной жизни, а о преображении внутреннего мира человека.

                                                                                                                         В. Харчев

Ход урока

I.   Оргмомент.  Сообщение темы, цели урока

II.  Вступительное слово учителя.

        На предыдущих уроках мы познакомились с биографией А. Грина и его повестью «Алые паруса». Вы уже знаете, жизнь писателя была полна лишений и трудностей. Ещё в детстве Александр Грин увлёкся чтением, которое скрасило его жизнь, сделало её радостнее и интереснее. А уже став писателем, он жил в собственном мире (порой непонятном окружающим), который был населён им самим придуманными героями

(Паустовский назвал А. Грина, «человеком светлой мечты»)

- А вы внимательно прочли рассказ А. Грина?  Как построен рассказ?

    (При помощи приёма антитезы).

- Кто помнит точное определение антитезы?

    (Антитеза – противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий, состояний, положений, мыслей и т.д. Она усиливает выразительность образов). Антитеза  - излюбленный композиционный прием А. Грина, т.к. он позволяет чётко увидеть, что чему противопоставляется: судьба - судьбе, нравственные понятия – добро – злу ит.д.

- Что в этом рассказе противопоставляется?

- Из каких частей состоит рассказ?

-Что поразило вас в первой части рассказа?  Как можно её озаглавить? (Замысел. Сделка.)

   (зачитать слова Стильтона в самом начале.)

- Что поразило вас  во второй части?  Как можно её озаглавить?

   События, которые происходят в рассказе, следуют из замысла?   (Последствия).

Запись на доске и в тетрадях.

   Замысел.                             Последствия.

- А теперь скажите, могут ли эти два понятия: замысел и последствия – быть противопоставлены друг другу как части рассказа?

 - Как сформировать это противоречие? Или назовите проблему урока.

На доске запись (и в тетрадях):

Проблема: «Что определяет судьбы героев?»

- Как мы будем писать поставленную проблему?

  (через анализ мотивов поступков героев).

III. Работа с текстом.

- скажите, что за человек Стильтон?

- Что он задумал? Замыслил?  (Использовать человека как «живую игрушку»)

- Почему появился такой замысел?

  (Стильтон – человек «хитрой фантазии»)

- Как вы думаете, а созрел бы такой замысел, если бы рядом со Стильтоном никого не

   было?  (может быть и нет, если бы не реакция Реймера на «злую шутку»   Стильтона:

   «Всё равно падаль»).

- Можно ли было предотвратить сделку?  Как повлияло на ситуацию присутствие толпы?

   (никто ничего не сказал, не сделал)

На доске плакат (учитель обращает внимание на слова Л.Н. Толстого).

«Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия существует на земле и подлость, и предательство»                                                                      

                                                                                                                              Л.Н. Толстой

 

- Ребята, а может быть, Стильтон не ведал, к чему может привести его замысел?  Или он на что-

   то рассчитывал?

   (Он предполагал какой-то результат: «он сопьётся от скуки или сойдёт с ума»)

- Что позволило Стильтону сделать из человека игрушку? Откуда такая сильная фантазия?

   (Таковы человеческие качества: богат, жесток, циничен, самоуверен, нагл, ведёт праздный образ жизни. Не видит человека в другом человеке, тем более в том, кто в данный момент на обочине).

- Какова его философия жизни?  (Жизнь - игра).

    «Игрушка из живого человека… - самое сладкое кушанье».

- Почему люди, подобные Стильтону, появляются? И есть ли они в наше время?

- В произведениях А. Грина можно увидеть целую галерею подобных людей – людей с изуродованными душами. Вот версия А. Грина: «Отец, почему такие люди вообще появляются?»   («Алые паруса» - Менера)

Зачитываю:    «Наверное, их в детстве усердно пичкали «конкретными идеалами»: достигай, преуспевай, деньги, деньги, деньги. Став взрослыми, они озлобились на всех и вся». Эта злоба может принимать самые изощрённые формы.

- Каковы же последствия этой страшной сделки для Стильтона?  

  (Судьба сыграла с ним злую шутку. Пришёл к такому результату, т.к. жизнь пуста,

  бессмысленна, душа ожесточена).

На доске:

- Посмотрите, как сказано о таких людях в Библии? 

  «Злоба обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».

- Почему сделка показалась  странной и для другого  героя?

- Знал ли Джон Ив об истинном  замысле Стильтона?

- А если бы знал, принял бы его предложение, как вы думаете? (Вспоминаем прошлое).

- Что же изменило жизнь Джона Ива? Или что помогло ему изменить его судьбу?

   (Книги: - «Я не считал нужным сидеть»).

- Почему так резко изменилась его жизнь?

   (Появилась цель в жизни).

- Как идёт к осуществлению цели?

   (Унижение, труд, чувство благодарности, благородство: мог ударить - сдержался)

- Как Ив использовал подарок судьбы? В чём смысл его жизни?

   (Не только для себя, но и для других.  Смысл жизни – служение людям).

- Объясните символическое значение названия рассказа. (Зелёный цвет символизирует жизнь).

- Чем была зелёная лампа для героев рассказа?

   (Для Джона  Ива – это был символ, который помог ему увидеть цель, зелёная лампа, вывела

    его  к свету, помогла обрести цель и достичь её).

- Давайте ознакомимся с диалогом героев во время  их встречи в больнице.

- Какой можно сделать вывод?

  (Теперь герои поменялись ролями, и уже Джон Ив протягивает руку помощи).

- А как вы думаете, как считаете, какой путь возможен для Стильтона?

  (1 – притон тёмный,

   2 – зажечь спичку, т. е. свою жизнь сделать нужной, полезной для себя и других).

  1. Подведение итогов урока:

- Что стоит за зелёной лампой?  (Судьба человека)

- Итак, от чего зависит выбор пути?

- Вернёмся к проблеме урока: что определяет судьбы героев?  Замысел или последствия? А в

   вашей жизни?

- Объясните, как вы понимаете эпиграф нашего урока?

       

  1. Слово учителя:   

Любой замысел, самый коварный, любой самый жестокий удар судьбы не сможет сломить человека (всегда можно найти выход., если у человека есть цель, добрая и светлая, которая несёт добро и свет не только себе, но и другим людям.)

        Грин – писатель светлой мечты (так называл его Паустовский) сумел освободиться от темноты жизни, сделав себя, как сделал это его герой Джон Ив.

        Помните о том, что каждый сам делает свою судьбу. И вам я хочу  пожелать быть готовыми к ударам судьбы, уметь противостоять им и сохранять в себе человеческое достоинство.

  1. Творческое задание: дайте свое толкование словам Даниила Гранина.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве. Грин – один из немногих, кого следует иметь в аптечке против ожирения сердца и усталости…. Он поэтичен, он мужественен».

                                                                                                                                      Д. Гранин

  1. Домашнее задание: дописать отзыв о рассказе А. Грина «Зелёная лампа»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...

Рассказ Александра Грина "Зеленая лампа"

Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина "Зеленая лампа" построен по технологии "Развитие критического мышления". Использованы приемы: "чтение с остановками", "Ромашка Блума", "Древо предсказаний"...

Презентация к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"

Сопровождение к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"....

Свет зелёной лампы (По рассказу А.Грина "Зелёная лампа")

"Зелёная лампа! - один из моих любимых рассказов, который помогает взглянуть на жизнь по-другому: с надеждой, с верой в мечту. А если мне произведение нравится, значит, моим ученикам тоже понравится. ...

Презентация к уроку "Великая тайна зелёной лампы. По рассказу "Зелёная лампа" А. Грина"

В презентации представлен план урока, план построения синквейна, примеры синквейна к рассказу, вопросы по тексту, вывод по теме урока, домашнее задание....

Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»). Конспект урока для 8 класса.

Тип урока:   урок анализа художественного произведения.Технология: развитие  критического мышления через чтение и письмо. Методические приемы: аналитический метод, метод «Кро...