Жесткий замысел и ошеломляющие последствия (по рассказу А. Грина "Зеленая лампа")
методическая разработка по литературе (8 класс)
Разработка открытого урока по литературе, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rasskazu_a.grina_zelyonaya_lampa.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАНЫМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Жестокий замысел и ошеломляющие последствия»
(по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»)
8 КЛАСС
Составила
учитель русского языка и литературы
Скачкова Валентина Михайловна
п. Ханымей
2009 год
Цели:
- Продолжить работу по формированию навыков работы с эпическим текстом.
- Продолжить разговор о смысле жизни, о целеустремлённости.
- Воспитывать в учащихся человечность, умение добиваться поставленной цели.
Эпиграф: Грин избрал для себя очень трудную дорогу – писать не об изменении
материальной жизни, а о преображении внутреннего мира человека.
В. Харчев
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение темы, цели урока
II. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы познакомились с биографией А. Грина и его повестью «Алые паруса». Вы уже знаете, жизнь писателя была полна лишений и трудностей. Ещё в детстве Александр Грин увлёкся чтением, которое скрасило его жизнь, сделало её радостнее и интереснее. А уже став писателем, он жил в собственном мире (порой непонятном окружающим), который был населён им самим придуманными героями
(Паустовский назвал А. Грина, «человеком светлой мечты»)
- А вы внимательно прочли рассказ А. Грина? Как построен рассказ?
(При помощи приёма антитезы).
- Кто помнит точное определение антитезы?
(Антитеза – противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий, состояний, положений, мыслей и т.д. Она усиливает выразительность образов). Антитеза - излюбленный композиционный прием А. Грина, т.к. он позволяет чётко увидеть, что чему противопоставляется: судьба - судьбе, нравственные понятия – добро – злу ит.д.
- Что в этом рассказе противопоставляется?
- Из каких частей состоит рассказ?
-Что поразило вас в первой части рассказа? Как можно её озаглавить? (Замысел. Сделка.)
(зачитать слова Стильтона в самом начале.)
- Что поразило вас во второй части? Как можно её озаглавить?
События, которые происходят в рассказе, следуют из замысла? (Последствия).
Запись на доске и в тетрадях.
Замысел. Последствия.
- А теперь скажите, могут ли эти два понятия: замысел и последствия – быть противопоставлены друг другу как части рассказа?
- Как сформировать это противоречие? Или назовите проблему урока.
На доске запись (и в тетрадях):
Проблема: «Что определяет судьбы героев?»
- Как мы будем писать поставленную проблему?
(через анализ мотивов поступков героев).
III. Работа с текстом.
- скажите, что за человек Стильтон?
- Что он задумал? Замыслил? (Использовать человека как «живую игрушку»)
- Почему появился такой замысел?
(Стильтон – человек «хитрой фантазии»)
- Как вы думаете, а созрел бы такой замысел, если бы рядом со Стильтоном никого не
было? (может быть и нет, если бы не реакция Реймера на «злую шутку» Стильтона:
«Всё равно падаль»).
- Можно ли было предотвратить сделку? Как повлияло на ситуацию присутствие толпы?
(никто ничего не сказал, не сделал)
На доске плакат (учитель обращает внимание на слова Л.Н. Толстого).
«Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия существует на земле и подлость, и предательство»
Л.Н. Толстой
- Ребята, а может быть, Стильтон не ведал, к чему может привести его замысел? Или он на что-
то рассчитывал?
(Он предполагал какой-то результат: «он сопьётся от скуки или сойдёт с ума»)
- Что позволило Стильтону сделать из человека игрушку? Откуда такая сильная фантазия?
(Таковы человеческие качества: богат, жесток, циничен, самоуверен, нагл, ведёт праздный образ жизни. Не видит человека в другом человеке, тем более в том, кто в данный момент на обочине).
- Какова его философия жизни? (Жизнь - игра).
«Игрушка из живого человека… - самое сладкое кушанье».
- Почему люди, подобные Стильтону, появляются? И есть ли они в наше время?
- В произведениях А. Грина можно увидеть целую галерею подобных людей – людей с изуродованными душами. Вот версия А. Грина: «Отец, почему такие люди вообще появляются?» («Алые паруса» - Менера)
Зачитываю: «Наверное, их в детстве усердно пичкали «конкретными идеалами»: достигай, преуспевай, деньги, деньги, деньги. Став взрослыми, они озлобились на всех и вся». Эта злоба может принимать самые изощрённые формы.
- Каковы же последствия этой страшной сделки для Стильтона?
(Судьба сыграла с ним злую шутку. Пришёл к такому результату, т.к. жизнь пуста,
бессмысленна, душа ожесточена).
На доске:
- Посмотрите, как сказано о таких людях в Библии?
«Злоба обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
- Почему сделка показалась странной и для другого героя?
- Знал ли Джон Ив об истинном замысле Стильтона?
- А если бы знал, принял бы его предложение, как вы думаете? (Вспоминаем прошлое).
- Что же изменило жизнь Джона Ива? Или что помогло ему изменить его судьбу?
(Книги: - «Я не считал нужным сидеть»).
- Почему так резко изменилась его жизнь?
(Появилась цель в жизни).
- Как идёт к осуществлению цели?
(Унижение, труд, чувство благодарности, благородство: мог ударить - сдержался)
- Как Ив использовал подарок судьбы? В чём смысл его жизни?
(Не только для себя, но и для других. Смысл жизни – служение людям).
- Объясните символическое значение названия рассказа. (Зелёный цвет символизирует жизнь).
- Чем была зелёная лампа для героев рассказа?
(Для Джона Ива – это был символ, который помог ему увидеть цель, зелёная лампа, вывела
его к свету, помогла обрести цель и достичь её).
- Давайте ознакомимся с диалогом героев во время их встречи в больнице.
- Какой можно сделать вывод?
(Теперь герои поменялись ролями, и уже Джон Ив протягивает руку помощи).
- А как вы думаете, как считаете, какой путь возможен для Стильтона?
(1 – притон тёмный,
2 – зажечь спичку, т. е. свою жизнь сделать нужной, полезной для себя и других).
- Подведение итогов урока:
- Что стоит за зелёной лампой? (Судьба человека)
- Итак, от чего зависит выбор пути?
- Вернёмся к проблеме урока: что определяет судьбы героев? Замысел или последствия? А в
вашей жизни?
- Объясните, как вы понимаете эпиграф нашего урока?
- Слово учителя:
Любой замысел, самый коварный, любой самый жестокий удар судьбы не сможет сломить человека (всегда можно найти выход., если у человека есть цель, добрая и светлая, которая несёт добро и свет не только себе, но и другим людям.)
Грин – писатель светлой мечты (так называл его Паустовский) сумел освободиться от темноты жизни, сделав себя, как сделал это его герой Джон Ив.
Помните о том, что каждый сам делает свою судьбу. И вам я хочу пожелать быть готовыми к ударам судьбы, уметь противостоять им и сохранять в себе человеческое достоинство.
- Творческое задание: дайте свое толкование словам Даниила Гранина.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве. Грин – один из немногих, кого следует иметь в аптечке против ожирения сердца и усталости…. Он поэтичен, он мужественен».
Д. Гранин
- Домашнее задание: дописать отзыв о рассказе А. Грина «Зелёная лампа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...
Рассказ Александра Грина "Зеленая лампа"
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина "Зеленая лампа" построен по технологии "Развитие критического мышления". Использованы приемы: "чтение с остановками", "Ромашка Блума", "Древо предсказаний"...
Презентационное сопровождение к уроку литературы по теме "Зелёный свет мечты и надежды" (по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»)
Презентация поможет провести урок литературы....
Презентация к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"
Сопровождение к уроку по рассказу А.Грина "Зелёная лампа"....
Свет зелёной лампы (По рассказу А.Грина "Зелёная лампа")
"Зелёная лампа! - один из моих любимых рассказов, который помогает взглянуть на жизнь по-другому: с надеждой, с верой в мечту. А если мне произведение нравится, значит, моим ученикам тоже понравится. ...
Презентация к уроку "Великая тайна зелёной лампы. По рассказу "Зелёная лампа" А. Грина"
В презентации представлен план урока, план построения синквейна, примеры синквейна к рассказу, вопросы по тексту, вывод по теме урока, домашнее задание....
Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»). Конспект урока для 8 класса.
Тип урока: урок анализа художественного произведения.Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Методические приемы: аналитический метод, метод «Кро...