Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с обликом и образом жизни древнейших людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока 5 класс | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Древний мир. 5 класс
Тема: Древнейшие люди.
Педагогические цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним , с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей, объяснять причины коллективизма среди древних людей.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные результаты:
Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, словесный.
Основные термины и понятия: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило, присваивающее хозяйство.
Образовательные ресурсы: учебник, проверочные материалы, атлас, рабочая тетрадь.
План:
- Теории происхождения человека.
- Облик далёких предков.
- Орудия труда.
- Первые занятия древнейших людей.
- Овладение огнём.
1 этап Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Быстрое включение в деловой ритм.
2 этап Проверка домашнего задания
Задание №1. Соотнесите:
Название науки | Определение |
1. Археология | А. наука о народах |
2. Геральдика | Б. «наука о древности», изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества |
3. Генеалогия | В. наука о времени |
4. Хронология | Г. наука о гербах |
5. Этнография | Д. наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | Г | Д | В | А |
Задание № 2. Распределите по группам.
Исторические источники | |
Вещественные | Письменные |
Жилища, посуда, глиняные таблички, орудия труда, монеты, надписи на камне, оружие, сборники законов, древние книги, произведения искусства.
3 этап Постановка учебной задачи.
С помощью археологии и других исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Изучение истории Древнего мира мы начинаем со знакомства с жизнью первобытных людей.
-Каких людей мы называем первобытными? (ответы детей)
-Давайте обратимся к словарю. (дикие, некультурные)
-Найдите теперь новый термин первобытные люди в учебнике.
(Первобытные люди – люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов)
Первобытные люди жили очень давно.
-Сформулируйте тему урока. (Древнейшие люди)
- На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (ответы детей)
Как жили древнейшие люди?
Почему первобытный человек не мог выжить в одиночку?
4 этап Усвоение новых знаний и способов действий
Работа в группах по карточкам, выступление групп по теме как появился первый человек и заполнение таблицы.
Человек издавна пытался найти ответы на вопросы, кто он такой, откуда он произошёл, какого его место в мире и природе. Этот поиск свойственен не только современным людям, но и древним. Но в отличие от современности, когда нам помогают различные науки, в древние времена человек пытался объяснить непонятные ему вещи с помощью мифов, в которых действовали сверхъестественные силы. Поэтому и мы, следуя за историческим процессом, узнаем, что говорят мифы и сказания о происхождении человека.
1 группа Шумерская мифология
2 группа Египетская и греческая мифология
3 группа Миф древних индийцев
4 группа Миф североамериканских индейцев и австралийских племён
5 группа Скандинавская мифология
6 группа Библейское сказание
Народы, создавшие мифы | Идеи мифов |
Шумеры | Первые люди вылеплены из глины |
Египтяне | Первые люди вылеплены из глины |
Греки | Первые люди вылеплены из земли и воды |
Древние индийцы | Первые люди произошли из частей тела бога Брахмы |
Североамериканские индейцы | Первые люди произошли от черепахи |
Австралийские племена | Первые люди произошли от разных животных |
Скандинавы | Первые люди сделаны из дерева |
Палестинцы | Первые люди вылеплены по образу и подобию Божьему |
Вывод: существует разные теории появления человека. С некоторыми из них мы уже познакомились – это теория божественного происхождения человека. Однако, есть ещё научная теория происхождения человека.
- Как вы думаете, какую теорию происхождения человека мы будем изучать на уроках истории? (ответы детей)
На вопрос о том, когда появились первые люди, до сих пор нет однозначного ответа. Большинство учёных считают, что у человека и обезьяны был общий предок. Это была человекообразная обезьяна, жившая на деревьях. Потом лесов стало меньше и человекообразной обезьяне пришлось приспосабливаться к жизни на открытых местах. Примерно 5-8 млн. лет назад пути развития человекообразных обезьян разошлись: одни так и остались в животном мире, другие начали долгий путь в миллионы лет, чтобы превратиться в человека. Ближайшими родственниками древнейших предков человека были «австралопитеки» (южная обезьяна). Они жили примерно 3-4 млн. лет назад, а 2 млн. лет назад появился древнейший человек. Археологи нашли останки древнейшего человека, рядом с ним предметы из оббитой гальки. Этого человека ученые назвали «человек умелый».
-Давайте посмотрим, где жил этот человек?
Работа с картой.
- На каком континенте жили древнейшие люди?
- Каким цветом обозначен район проживания?
- Каким знаком обозначены стоянки?
Дети делают вывод, что древнейшие люди жили более 2 млн. лет назад в Восточной Африке.
- Почему древнейшие люди проживали в Восточной Африке? ( тепло, много еды)
Работа с иллюстрациями и текстом учебника.
- Как выглядели древнейшие люди?
Работа по вариантам
1 вариант: Чем первобытный человек отличается от современного человека?
2 вариант: Чем первобытный человек отличается от обезьяны?
Задание: выберите из предложенного списка, что относится к человеку, а что – обезьяне: живут на деревьях; появились на Земле 2 млн. лет назад; ходят на двух и четырёх конечностях; походка не вполне прямая, прыгающая; появились на Земле 13-15 млн. лет назад; есть цепкий хвост, покрыты шерстью, грубое лицо с широким приплюснутым носом, использовали палку-копалку, каменное рубило; не разговаривали; издают звуки.
Дети делают вывод, первобытный человек больше похож на обезьяну, а отличался он от обезьяны тем, что умел изготавливать орудия труда.
Орудия труда – это то, чем человек работает.
Орудия труда
Палка-копалка Дубина Заострённый камень
У человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжёлой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.
Работа с иллюстрациями
Задание: рассмотрите орудия труда древнейшего человека. Из какого материала они сделаны?
- Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда?
Занятия древнейших людей
Собирательство Охота
- Как охотились древнейшие люди?
Задание: прочитайте текст п. 3 §1 учебника и изучите иллюстрацию на с.11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:
- Хищник и его жертва.
- Поведение людей.
- Результаты схватки.
Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа называется присваивающим.
- Как древнейшему человеку удалось выжить?
- Люди объединились перед опасностью в окружающем мире в человеческое стадо.
(Человеческое стадо – это древнейший коллектив родственников, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.) Учёные не знают сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее 30 и не более 100.
- Почему небольшое стадо было обречено на гибель?
- Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе было затруднительно?
- Человек смог постепенно овладеть огнём.
Работа с текстом учебника.
- Что огонь давал людям? (тепло, защиту от диких животных, можно было готовить пищу, применять во время охоты)
Дети делают вывод, что овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.
5 этап Закрепление знаний и способов действий
Выполняют задания 2 и 3 в рабочей тетради №1
6 этап Подведение итогов
Дети отвечают на вопросы поставленные в начале урока
7 этап Рефлексия
- Какие цели стояли перед нами в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Какой материал был трудным, непонятным?
- А что воспринималось легко?
- Попробуйте дать оценку урока?
8 этап Информация о домашнем задании
§ 1, вопросы, основные понятия и термины. Нарисовать орудия труда (по желанию).
Раздаточный материал.
- Шумерская мифология.
«Давным-давно на земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль… Он сотворил день, дал всем растениям жизнь. Он же изобрёл мотыгу и плуг – первые орудия земледельца.
Главным помощником Энлиля стал бог дождя и вод – брат Энлиля Энки. Он создал стаи рыб и пустил их в реки. Он запретил морским водам заливать сушу. Он сотворил много полезных дел.
Племя великих богов … всё больше и больше умножалось … И им не стало хватать пищи. И вот боги и богини обратились к Энки, чтобы он создал помощников божественной деве Ашнан, которая заготовляла зерно, и доброму Лахору, который разводил скот для питания богов. Однако Энки спал на дне моря и не слышал…
Тогда его мать говорит ему:
«О мой сын, встань со своего ложа…
сотвори то, что мудро,
Сотвори служителей для богов, дабы они
произвели себе подобных.»
Энки просыпается и отвечает матери:
«О мать моя, существо, имя коего ты назвала уже есть, -
Запечатлей в нём образ богов!
Замеси сердце глины, что над бездной,-
Превосходные царственные мастера сделают глину густой,
Ты же дай рождение конечностям.
Нинмах (мать-земля) потрудится перед тобой…
Нинмах запечатлит в нём образ богов.
Это – человек…»
Однако не всё шло так, как было задумано. Перед сотворением человека Энки устроил пир. Энки и Нинмах выпили лишнего. И когда Нинмах начала лепить из глины людей, то у неё вначале получались лишь уродцы.
Энки стал лепить из глины людей, и тоже получались лишь уродцы, но затем он сделал и хороших людей.
- Египетская мифология.
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животный.
Греческая мифология.
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
- Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма Люди же появились из тела Пуруши – первозданного человека, которого боги принесли в жертву вначале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчленённой на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали войнами, из бёдер его были созданы земледельцы, а из ног родились низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошёл из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землёю. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.
- Миф североамериканских индейцев.
Однажды было жаркое лето, что водоём, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.
Различные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
- Скандинавская мифология.
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звал их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла.
- Миф о сотворении человека по образу и подобию Божьему содержится в Библии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс
Конспект урока в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....
План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"
План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...
Конспект урока "Древние люди"
Конспект урока Севастополеведения в 5 классе...
Конспект урока "Древнейшие люди"
Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобыт...
Конспект урока "Известные люди" (УМК Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж.) в 5 классе
Конспект урока "Известные люди" (УМК Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж.) в 5 классе...
План-конспект урока "Могут люди обойтись без тебя?"
Урок посвящен добровольческой работе в Гимназии №97 г. Ельца...