Рассказ Александра Грина "Зеленая лампа"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Шебалова Ольга Витальевна

Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина "Зеленая лампа" построен по технологии "Развитие критического мышления". Использованы приемы: "чтение с остановками", "Ромашка Блума", "Древо предсказаний", синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_lampa.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Александра Грина «Зеленая лампа» Шебалова Ольга Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Чернухинская СОШ»

Слайд 2

Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отсвет морей в январе. С великою злобой, с могучей любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о ДОБРЕ. В.Саянов

Слайд 3

Александр Грин (Гриневский) 1880-1932 г.г.

Слайд 5

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «зеленая лампа»? Удачно ли такое название рассказа? Что может произойти в рассказе с таким названием? (Сформулируйте свои догадки письменно, записав 5-6 предложений о сюжете).

Слайд 6

Простые вопросы (Знания: Что? Где? Когда? Зачем?) Ромашка Блума Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял…) Интерпретационные вопросы (Почему?) Оценочные вопросы (Что хорошо? Что плохо?) Творческие вопросы (Предположение: что было бы..?) Практические вопросы (Как бы вы поступили?)

Слайд 8

Джон Ив Хочет работать, но в большом городе трудно найти работу. Нищий. Поработал на тяжёлой работе. Стильтон Кутила, богат, циничен, самоуверен. Ведет праздный образ жизни, развлекается. Бедные люди – падаль. Жизнь – игра, люди – игрушка.

Слайд 9

«Древо предсказаний» Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3

Слайд 10

Джон Ив Хирург, состоятельный.Смысл жизни – служение людям. Стильтон Старик, грязный, истощён, из притона, разорён, инвалид.

Слайд 11

«Издевательская щедрость» Щедрость Издевательский бескорыстие богатство оскорбительный ОКСЮМОРОН

Слайд 12

«…зажигайте… хотя бы спичку» «…лампа, озаряющая темноту ночи…» «Если желание сильно, то исполнение не замедлит».

Слайд 13

Чем же явилась зелёная лампа для героев произведения? Для Стильтона - игрушкой, развлечением, презрением к людям, но и светом, озарением. Для Джона Ива - средством выживания, надеждой, верой в осуществление мечты.

Слайд 14

Особенности композиции II - последствия I - замысел Нравственные выводы Антитеза

Слайд 15

Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа» Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона.

Слайд 16

Идея рассказа Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. «Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих» ( Пс , 5, 11) Зло возвращается к тому, кто породил его. Даже у злодея есть возможность спасти свою душу.

Слайд 17

Жанровые особенности рассказа А.Грина Притча произведение, где в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов.

Слайд 18

В чём особенность названия рассказа? Зелёная лампа - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра.

Слайд 19

Синквейн Существительное, которое нужно осмыслить (тема) Два прилагательных, характеризующих данное слово Три глагола: действия, которые производит существительное Фраза из четырёх слов, передающая отношение к теме Синоним к первому слову, который содержит вывод

Слайд 20

Домашнее задание Написать эссе на тему: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин ).

Слайд 21

Простые вопросы Где происходят события, описанные в рассказе? Когда происходят описанные события? Назовите действующих лиц. В какой момент жизни они описаны? Что настоятельно подчеркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана? Что произошло с человеком лет двадцати пяти? Как его описал автор?

Слайд 22

Уточняющие вопросы Как автор относится к героям рассказа? В чём это выражается? Проследите, какие синонимы к слову «человек» использует автор? Чем вы объясните выбор автора? Какое средство выразительности основное в композиции рассказа?

Слайд 23

Проследите, какие синонимы к слову «человек» использует автор? Богачи двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю. Бедняк человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий человек. Антитеза

Слайд 24

Интерпретационные вопросы Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь? Они из жалости остановились? А почему собралась толпа? Почему автор бегло описывает эту сцену?

Слайд 25

Оценочные вопросы Какие слова (фразу) вы считаете ключевыми в этом отрывке? Почему вы их считаете ключевыми? «Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки».

Слайд 26

Творческие вопросы Как вы думаете, какой «интересный замысел» был у Стильтона?

Слайд 27

Практические вопросы Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на рассказ Александра Костюнина

Рецензия на рассказ Александра Костюнина...

Анализ рассказа Александра Грина «На досуге»

Анализ рассказа А.Грина "На досуге", написанного в 1907г. Сам автор был осужден за членство в эсеровской организации и пропагандистскую работу, дважды был в ссылке. Действие происходит в конторе тюрьм...

Конспект урока литературы по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару»

В  городе  Петрозаводск проводится ежегодный Международный литературный конкурс "Купель" по рассказам А.В. Костюнина. Конкурс проводится с целью знакомства учащихся и студентов с т...

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»

Тема Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца» Цель урока: обучение сопоставлению художественных образов через сравнительный анализ художественного мира ребен...