Патриотическое воспитание на уроках литературы через работу с материалами школьного музея.
статья по литературе
Выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание на уроках литературы через работу с материалами школьного музея.
Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания. Что же такое патриотизм?
Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. В.В.Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В наше время происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учётом перспектив развития нашего народа в обозримом будущем.Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся?
Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя-словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны, а научиться находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
С целью патриотического воспитания на уроках литературы я ставлю перед собой следующие задачи:
-заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы;
-сформировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы; потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края посредством использования материалов школьного музея.
У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни». В нашей школе не просто функционирует один из лучших школьных музеев. Это именно наша святыня, определяющая и лицо школы, и нравственный облик учащихся, это центр по патриотическому воспитанию учащихся, в котором собран богатейший материал. Экспонаты нашего музея можно использовать учителю-предметнику на своих уроках. Давайте посмотрим, как можно работать с материалами школьного музея на уроках литературы.
В основном и среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
В 6 классе школьники знакомятся со стихотворениями, рассказывающими о солдатских буднях, пробуждающих чувство скорби перед памятью павших на полях сражений, например, С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной». Изображение войны, тема бессмертия, любви к родине выражены в стихотворениях Д.Самойлова «Сороковые», М.Исаковского «В прифронтовом лесу». Здесь ребят можно познакомить с историями о нелёгкой солдатской жизни, используя экспонаты музея: фотографии, рассказы-воспоминания внуков и правнуков о своих отважных родственниках. Вот что рассказывает Козлова Анастасия о своём прадедушке: "Моего прадедушку с маминой стороны звали Тузов Василий Афанасьевич. Он родился 15 октября 1923 года. Когда ему исполнилось 18 лет, отправился на фронт - защищать свою Родину. Служил на Волховском фронте. Во время разведки прадедушка был первый раз ранен в обе ноги: немецкий самолёт очень низко летел и стрелял. После этого Василий Афанасьевич несколько месяцев провёл в госпитале, а когда вернулся на фронт, его ранило во второй раз: это был немецкий снайпер. За все трудности, что вынес мой прадед, его наградили медалями. Он имел 12 медалей, в том числе "За отвагу", а также Орден Великой Отечественной войны".
В 7 классе можно использовать эти же экспонаты (рассказы и фотографии) и в работе с поэмой А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
В этом же классе ребята читают произведение Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце", в ходе изучения которого можно познакомить учащихся с историей эвакогоспиталя № 13-27, а также с послевоенной перепиской медсестёр. Вот, например, что пишет Решетникова Тамара Ивановна:"Сентябрь 1941 года. к нам на лечение привозили бойцов из окружения На одного из них (мы его звали Иванушкой) было страшно смотреть: казалось, у человека остались кожа да кости, а живыми были только глаза. ... Скоро зима. В госпитале уже сейчас холодно. Пришёл сплав по реке Шексне. Уже неделю мы баграми вылавливаем скользкие брёвна, вытаскиваем их на берег. Иногда стояли в воде по пять часов, до "посинения", но никто не отказывался от трудной работы".
Зверева Клавдия Николаевна вспоминает: "Октябрь 1941 год. Из-под города Тихвина к нам поступило очень много раненых, там шли кровопролитные бои. У одного бойца началась газовая гангрена, его нужно было срочно оперировать, а свет отключили. Тогда хирурги стали делать операцию при свете керосиновой лампы, которую я держала над больным. У меня закружилась голова, и я чуть не выронила лампу, вовремя подоспела старшая медсестра. очень переживаю из-за случившегося. Подруги успокаивают, говорят, что очень мало сплю, кроме того, накануне сдавала кровь раненым. И всё-таки, это не оправдание. Мы должны всё выдержать, ведь нашим бойцам на фронте труднее".
Из письма одной из работниц эвакогоспиталя: "Апрель 1942 года. люблю читать книги, поэтому в свободное время хожу в библиотеку в село Никольское за 4 километра. Недавно подготовила для раненых лекцию "Севастополь- город русской славы".Приятно, что к моему сообщению раненые бойцы второго отделения отнеслись с большим интересом".
Также в 7 классе ребята знакомятся с рассказом Б.Л.Васильева «Экспонат №…». Здесь на уроке можно использовать рассказы-воспоминания, вот, например, похожий случай описывает Буханов Андрей: "Шёл июнь 1941 года. Прадедушка Аркадий Петрович Наволоцкий и прабабушка Ксения Александровна Наволоцкая закончили учить детей начальной школы и ушли в отпуск. Жили они в Чёбсаре. Наступило 22 июня. Началась война. Прадедушку забрали в первые же дни. Он был рядовым, служил на Кавказе, посылал письма домой. В 1942 году пришла похоронка, но в ней не было указано, где именно похоронили прадеда. Прабабушка уже позже узнала от пионеров, что похоронен он на Северном Кавказе, в братской могиле, но съездить туда так и не смогла, потому что у неё было четверо своих и двое приёмных детей. Ксения Александровна очень любила своего мужа, берегла и всё время перечитывала его письма".
Ещё во время изучения данного произведения можно поработать с документами (извещение о смерти - "похоронка", наградные листы).
На уроках изучения рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» в 9 классе также можно использовать рассказы-воспоминания, поговорить на тему "Дети войны", ведь многие, подобно маленькому герою данного рассказа, остались одинокими, потеряли родителей, преодолевали страх, голод и холод. Ребят можно познакомить с воспоминаниями детей войны, а ещё у нас в школе есть замечательный сборник воспоминаний ветеранов педагогического труда "Детство опалённое войной".
Работа с экспонатами музея не должна иметь только ознакомительный характер, должна быть обратная связь: это и отзывы, и ответы на вопросы, и творческие работы, и сравнение документов с данными из произведения и многое другое.
Отзыв о книге М.Шолохова "Судьба человека":
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - это произведение о тяжелых последствиях Великой Отечественной войны. Мне очень понравилась эта повесть, потому что она позволяет нам прочувствовать всё то, что испытали герои. Это грустное произведение, но я рада в конце герои обрели свое счастье.
«Судьба человека» - это рассказ о солдате Андрее Соколове, который прошел всю войну, был в нацистском плену. Он смог выжить, но это не принесло ему счастья, потому что проклятая война забрала у него самое дорогое - семью, всех до единого. Во время бомбёжки погибли его жена и дочери, а в самый последний день войны, он потерял единственного сына. Он потерял всех, ради кого не жил, а выживал последние годы. После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
Судьба распорядилась так, что два одиноких человека, потерявших всех своих близких, нашли друг друга и избавились от одиночества. Рассказ «Судьба человека» трогает читателя до глубины души. Благодаря М. Шолохову, мы увидели войну глазами простого человека, вместе с ним переживали все тяготы и лишения. Я многое понял, прочитав этот рассказ, потому что это не просто сухие факты из истории, а это судьба человека! Меня заинтересовала данная тема. На уроке мы многое узнали о жизни шекснинцев в это время, и тема войны стала мне ещё ближе.
Читая все воспоминания, рассматривая документы, понимаешь, какой ценой досталась нашей стране эта Победа. Это надо помнить, ценить и свято беречь!
Поэтому, патриотическое воспитание молодёжи является одним из главных направлений в системе образования, а школьный музей – это центр патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы»
Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно ж...
Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе
Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению п...
Патриотическое воспитание на уроках литературы
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании ист...
гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы
данная статья расскажет о методах обучения гражданско-патриотическом воспитатнию учащихся...
Патриотическое воспитание на уроках математики через решение задач по теме «Показательные и логарифмические выражения».
Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным вопросом в системе образования. В своей работе я использую основные направления, способствующие патриотическому вос...
Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов
Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны. Воспитание гражданина и патриота становится оп...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...