Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе
методическая разработка по литературе по теме
Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению прилагается видеопрезентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_na_urokah_literatury.docx | 157.5 КБ |
2vospitanie_patriotizma_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание чувства патриотизма на уроках литературы
и во внеклассной работе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия № 54 г. Краснодара
Кондакова Наталия Николаевна
Наша страна сегодня переживает непростые времена, когда геополитические противники России делают всё возможное для её ослабления, применяя различные методы: от экономических санкций до попыток вызвать массовые беспорядки на улицах наших городов.
В этих условиях как никогда ранее важное значение приобретает патриотическое воспитание молодежи. И здесь очень важна роль школьного образования, позволяющего подрастающему поколению узнать и принять культуру и историю собственного народа. Эта задача решается в ходе изучения самых разных предметов, от географии до обществоведения, но несомненно, что ведущая роль принадлежит истории и литературе.
В процессе изучения литературы тема патриотизма является постоянной, начиная от знакомства с историческими былинами и «Словом о полку Игореве» и заканчивая обзорными уроками, посвященными современной российской литературе. Поскольку изучаемый материал огромен, я остановлюсь на некоторых узловых моментах.
Я считаю, что тема патриотизма наиболее полно раскрывается в уроках, посвященных изучению творчества М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, а также творчеству советских поэтов и писателей периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
М.Ю. Лермонтов создал нерукотворный памятник героям русско-французской войны в поэме «Бородино». Её изучение, одновременно с определенными элементами реконструкции этой битвы на уроках литературы, вызывает неподдельный интерес у учеников, позволяет им на уровне эмоционального восприятия узнать подробности одного из важнейших сражений в русской военной истории, выработать личностное отношение к его героям и осознать свою связь с предшествующими поколениями.
При изучении романа «Герой нашего времени» воспитанию патриотизма способствует изучение образа Максима Максимовича, в собирательном образе которого М.Ю. Лермонтов выразил лучшие черты настоящего русского офицера, повседневный героизм которого обеспечил закрепление Российской империи на Кавказе.
В творчестве Л.Н. Толстого воспитанию патриотизма, несомненно, ведущая роль принадлежит изучению «Севастопольских рассказов» и романа-эпопеи «Война и мир». Изучение «Севастопольских рассказов» позволяет учащимся с документальной точностью узнать о подвиге русского солдата и матроса, офицера и адмирала, простых жителей и жительниц этого героического города при отражении нападения объединенных сил Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства на Крым. Эта тема тем более актуальна в свете недавнего возвращения Крыма в состав Российской Федерации.
О романе-эпопее «Война и мир» можно говорить бесконечно. Изучению этого исторического произведения способствует и просмотр великолепного одноименного фильма, снятого Сергеем Федоровичем Бондарчуком, что позволяет наглядно представить героев и события, описанные в романе.
Огромную роль в патриотическом воспитании играет изучение творчества советских писателей и поэтов военной поры и послевоенного времени. Изучение творчества Константина Симонова, Александра Твардовского, Михаила Исаковского, Бориса Полевого, Александра Фадеева позволяет ученикам понять, что чувствовали их деды и прадеды, научиться любить свою Родину так же, как они. Сочетание изучения с прослушиванием песен военных лет, просмотром фронтовой кинохроники позволяет выработать ученикам собственное эмоциональное отношение к изучаемому материалу. В качестве серьезного подспорья в изучении этого периода я использую просмотр фильма «Молодая гвардия», снятого Сергеем Герасимовым в далеком 1948 году. Ученики получают возможность увидеть своих сверстников в тяжелейших обстоятельствах военной поры, задать самим себе вопрос, смогли бы они действовать так же.
Тема патриотизма затрагивается и при изучении писателей и поэтов послевоенного периода, в частности при изучении творчества Юрия Бондарева, Владимира Высоцкого и других писателей и поэтов.
Я считаю, что патриотическому воспитанию способствует содружество искусств на уроке литературы, возможность использовать современные средства медиа, включая прослушивание песен и просмотр фильмов, а также широкое использование самостоятельной работы учеников, написание ими рефератов, эссе и опору на историю жизни собственных дедов и прадедов, переживших войну.
Во внеклассной работе я бы выделила следующие моменты: 1) привлечение ветеранов к её проведению, поскольку живой рассказ участника событий для учеников интереснее скучного текста; 2) большую роль местного патриотизма, связанного с изучением истории своего края и своего города. Здесь большую роль играет посещение этнографического комплекса «Атамань» в Темрюкском районе, посещение музеев. Ещё одной формой воспитания патриотизма является проведение внеклассных занятий на тему «Знаешь ли ты, в честь кого названа твоя улица?».
Думаю, что в деле воспитания патриотизма есть ещё немало резервов, которые можно использовать.
Использованные источники:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым”. Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять.
Жить — родине служить. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа. Отца с матерью почитать — горя не знать. Семьей дорожить — счастливым быть. Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Прилагательные полные и краткие
Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Красна птица перьем , а человек ученьем. Сильный победит одного, знающий — тысячу . Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Степени сравнения имен прилагательных Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти .
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Патриотизм в древнерусской литературе Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет” .
Житие Александра Невского Изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Эпизоды военной истории России В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
М. Ю. Лермонтов «Бородино» Так, изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” , учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага.
И. А. Крылов «Волк на псарне» Высокое патриотическое чувство передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.
А.С. Пушкин «Дубровский» При изучении романа “Дубровский” ученики должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.
М.А. Шолохов «Судьба человека» Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” . Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “ Чем руководствовался человек, совершая тот или иной поступок? ” , “ А как бы ты поступил на его месте? ” . Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают внимание ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Стихотворения поэтов-фронтовиков Большую воспитательную роль играет изучение стихотворений К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний
Заключение На уроках мы сеем разумное, доброе, вечное, прививаем любовь к Родине; И если после уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, не забывая о незыблемом – о Родине, то можно считать, что задача выполнена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
Воспитание гражданских качеств на уроках литературы и во внеклассной работе.
Воспитание гражданских качеств на уроках литературы и во внеклассной работе. (из опыта работы)...
Творческая работа "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе."
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение....
Патриотическое воспитание на уроках литературы через работу с материалами школьного музея.
Выступление...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...