Патриотическое воспитание на уроках литературы
классный час по литературе (7 класс) на тему
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_literatury.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание на уроках литературы
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этихуроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста используется сопоставительная характеристикаТроекурова и Дубровского, беседа, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина (“Пугачев”).Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. Чтение и анализ рассказа завершается просмотром фильма (у меня на уроках ученики смотрели отельные эпизоды,т.к. недостаточно времени отводится на изучение произведения). Эти эпизоды еще раз дали школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах “Ради жизни на Земле” (5 кл.), “Произведения о Великой Отечественной войне” (6 кл.), “На дорогах войны…” (7 кл.), “Стихи и песни о Великой Отечественной войне” (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. А изучение творчества В.Высоцкого и Б. Окуджавы в старших классах особенно интересно тем, что ученики слушают творчество поэтов-бардов в их исполнении. Многие ученики знают песни и подпевают на уроке, что только поощряется.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Особенно воспринимают ученики произведения о Родине, войнах, природе, когда общаются на уроках с гостями – детьми войны, военнослужащими чернышевского гарнизона, участвуют в конкурсах чтецов и читают стихи русских поэтов на уроках, сами пытаются сочинять и получаются неплохие стихотворения.
(Чтение стихотворений Щербатюк Насти, Мешалкиной Насти)
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль литературы в этом плане невозможно переоценить.
«Еще в древние времена учителя сравнивали с сеятелем, обучение с посевом. Осень – наша педагогическая посевная. Мы сеем сейчас – жатва будет в будущем. Будем работать для будущего!» Юрий Михайлович Лотман, русский литературовед, культуролог и семиотик.
Поздравляю всех коллег с началом нового учебного года!
Звучит легенда о трех феях…
Красоты родного района
Много в мире мест прекрасных,
Но мечтать я не спешу про богатую природу –
Про район свой расскажу.
В чаще леса тигр крадется, полосатенький матрас,
Бравый малый, зоркий глаз,
На кабана, косулю, лося он охотился не раз.
Белогрудка, грозный мишка, ищет меда про запас;
Белка, бурундук хлопочут, чем полакомиться всласть:
Спрятать все спешат под листья, чтоб никто не смог украсть.
На лугу олень пасется, нежно травку теребя;
Над поляной сокол вьется, плавно в воздухе паря;
Фазаны бегут гурьбой, стайки уток над водой.
В реках водится гольян, щука, сомик и сазан.
А в озерах там и тут гордо лотосы цветут.
Влюблена я в свой район:
Самый лучший в мире он. (Щербатюк Анастасия)
Я хочу, чтоб был мир на планете
Я люблю, когда солнышко светит,
Когда в поле ромашки цветут,
Как мальчишка девчонку жалеет,
Пожилые под ручку идут.
Вдруг чужие тебе улыбнутся –
Это тоже нравится мне,
Как салазки с горок несутся,
Детский смех летит по земле.
Я люблю в мае ранние грозы,
Как листва в октябре шуршит,
А вдыхать аромат чайной розы
Нравится только в вечерней тиши.
Я люблю закаты, восходы,
Нежный шепот при свете луны
И люблю свои юные годы,
Все свои волшебные сны.
Восхищаюсь, что дождь освежает,
Что Земля урожаем полна,
Все люблю, что меня окружает,
Не люблю лишь слова «война».
Так хочу, чтоб был мир на планете,
Чтоб повсюду звучал детский смех,
Чтобы счастье было на свете,
Ведь война на Земле – это грех.
Ведь война – это страшное слово,
И несет оно слезы и боль.
На планете же снова и снова
Слышим мы: проливается кровь.
Я хочу обратиться ко взрослым,
Кто задумал идти к нам с войной,
Вы запомните: жизнь ваша несносной
Будет после, в жизни иной.
Вы поймите, что зла на планете
Не должно быть ни для кого,
Ведь и взрослые, и их дети –
Все хотят для себя одного:
Неба синего над Землею,
Пенья птиц на заре по утрам
И цветения вишни весною,
И чтоб солнце светило всем нам.
12.05.2016г. (Мешалкина Анастасия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы»
Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно ж...
Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе
Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению п...
гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы
данная статья расскажет о методах обучения гражданско-патриотическом воспитатнию учащихся...
Презентация "Патриотическое воспитание на уроках литературы"
Презентация к докладу ""Патриотическое воспитание на уроках литературы" поможет учителю литературы, работающему в 5-9 классах...
Патриотическое воспитание на уроках литературы
Статья представляет собой обзор деятельности учителя-словесника в рамках патриотического воспитания школьников на уроках литературы....
Патриотическое воспитание на уроках литературы через работу с материалами школьного музея.
Выступление...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...