Изучение народного творчества на уроках литературы и на занятиях внеурочной деятельности
статья по литературе

Сапрыкина Виктория Владимировна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение народного творчества на уроках литературы и на занятиях внеурочной деятельности

Учитель ГБОУ школа №46 Приморского района Санкт-Петербурга

Сапрыкина Виктория Владимировна

Воспитание творческой личности, способной грамотно выражать свои мысли и чувства, - вот цель, к которой стремится каждый учитель-словесник. На сегодняшний день разработано много форм уроков, позволяющих, учитывая личностные особенности ребенка, развивать активность, самостоятельность, познавательный интерес учеников. Перспективным направлением в разработке новых методов преподавания является процесс соединения понятия "творчество" с понятием "развивающее" и "проблемное"обучение. Чтобы разрешать противоречия, лежащие в основе проблемной ситуации, ребенок должен учиться анализировать, сопоставлять имеющиеся сведения, приобретать новые знания, искать нестандартные пути решения.  Но успешной эта работа будет только в том случае, если каждый обучающийся получит возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, если содержание изучаемого на уроке позволит ученику преодолеть интеллектуальное затруднение .

Сегодня, как отмечает большинство учителей-словесников, катастрофически падает интерес учащихся к классической литературе, к изучению родного языка. Речь детей не развита, грамматически не выстроена. Причин тому много, я хочу обратить внимание на одну из них. Мне кажется, что отсутствие интереса к литературе есть следствие элементарного непонимания текста, невозможности его почувствовать, проникнуть в особенности языка, стиля писателя (даже при анализе произведений на уроках). Современные школьники не понимают мотивы поступков литературных персонажей, не могут разобраться в особенностях национального характера, души русского человека. Следовательно, классическая литература становится для них мертва, далека от жизни, не заставляет думать, размышлять, анализировать. Не секрет, что многие учителя литературы не любят изучать с ребятами раздел "Устное народное творчество", которому в программе отведено минимальное количество уроков. А если у учащихся отсутствуют даже элементарные знания о своем народе, то путь наблюдений, анализа национальной культуры, духа, души, который проходили все писатели, для учеников полностью закрыт.

Русская литература, родной язык могут открыться по-новому, стать интереснее, понятнее, живее через познание  народа, его творчества, обрядов, философских  и нравственных идеалов, этики и эстетики. Я думаю, что в школах необходимо вести занятия внеурочной деятельности по фольклору, на которых ребята в игровой форме или в виде подготовки к спектаклям приобщались бы к великой национальной культуре. Изучение традиций русского крестьянства позволит детям проводить сравнительный анализ обычаев и других народов, что формирует уважительное отношение ко всем народностям.

 Для формирования осмысленного отношения граждан России к родной культуре, для более глубокого овладения родным языком, для осознания себя наследниками многовековых культурных традиций, для формирования исторического мышления  необходимо как можно больше внимания уделять изучению народного творчества .

Мы должны на уроках русского языка и литературы привлекать внимание детей к звучащей речи, заинтересовывать их происхождением слов, демонстрировать живой выразительный язык, поэтому очень важно использовать иллюстративный материал, аудиозаписи, приглашать фольклористов, хорошо владеющих материалом. Этим мы развиваем фантазию ребенка, заставляем удивляться возможностям родного языка.

Творческие задания всегда привлекают учащихся:  наблюдения за речью персонажа позволяют создавать произведения-стилизации, сочинения сказок, загадок, частушек, былин, святочных рассказов, быличек  пользуются особой популярностью. В процессе уроков полезно проводить викторины и игры по теме "Жанры устного народного творчества".

Если регулярно проводить подобную работу, то в старших классах школьники лучше чувствуют язык писателя, начинают понимать особенности национального характера, видят неразрывную связь фольклора и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова "Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности"

В данной статье обощён опыт использования ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности....

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Презентация на тему "Использование метода проекта на уроках литературы и во время внеурочной деятельности"

Основная цель данной презентации - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса....