О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова "Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности"
учебно-методический материал по истории по теме
В данной статье обощён опыт использования ИКТ на уроках литературы, истории и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента:
1. ( использование презентаций).
На уроках истории и литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации. Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение детских работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
2. Минипроекты - ещё один вид работы, выполняемый с использованием ИКТ, который можно использовать на различных видах уроков.( «Недаром помнит вся Россия»…мультик)
3.Проектная и реферативная деятельность стала частью учебного процесса. Тематика реализованных проектов весьма разнообразна. Многие работы носят интегрированный характер. В процессе работы учащиеся пользовались различными методами исследования: представляли самостоятельный анализ текстов (документальных и художественных), социологические опросы, анкетирование респондентов по различным значимым вопросам, обобщали полученную информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм. Достаточно интересными и разнообразными были приложения, презентации и буклеты, сопровождающие данные работы. За анализируемый период нашими учащимися было выполнено более 20 проектов, 10 из них интегрированные (литература, история), 7 проектов стали победителями городской НПК и конкурса «Мир вокруг нас», 2 проекта – лауреатами областной НПК, 2 проекта – призёрами городского конкурса «Мир вокруг нас» ( презентация Окуловой, буклеты Окуловой, Савиной).
Ученицы 10В класса с проектом " Сёстры милосердия" стали победителями в областном конкурсе ученических проектов в рамках областного семинара - конкурса "Использование новых педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности". В 2008 учебном году с интегрированным проектом "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" я и Е.А.Суслова стали победителями в региональном конкурсе учебных проектов в рамках семинара "Использование новых педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности".
4.Курс «Основы журналистики», который мы вели в течение 3-х лет, способствовал развитию литературных творческих способностей учащихся. Начиная с 2006 года, учащиеся самостоятельно создавали школьную газету «Четвёрка»( неоднократный лауреат городского Фестиваля школьной прессы). Информация, макет газеты, выбор цветовой гаммы, шрифта, постоянных рубрик, создание заголовков и статей, наличие иллюстративного материала, его использование и расположение зависело от дизайнеров, редакторов, корреспондентов, фотографов, верстальщиков – учащихся 8- 11 классов. Учащиеся работали в программе «Паблишер», «Фотошоп» и других. Данный курс помогает учащимся адаптироваться в современном мире, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия. Для меня же была важна заинтересованность учащихся, радовало их желание писать интереснее, они самостоятельно создали приложение к газете для учащихся начальной школы «Четверёнок». После окончания школы многие выбрали для себя специальность, непосредственно связанную с творчеством. В течение 2-х лет мои учащиеся выпускают литературно-историческую газету "РазгонЪ", в которой, вживаясь в образы журналистов того времени, о котором пишут, освещают волнующие их проблемы. Данное издание признано одним из лучших на городском Фестивале школьной прессы-2011(газету «РазгонЪ» представляет Моршинина Мария).
Также учащиеся 11 А пользуются ИКТ при создании сборника творческих работ своего класса.
5. Разработка интегрированных блоков и литературно-исторических вечеров
В условиях предметной дифференциации формированию у учащихся целостного представления о развитии человеческого общества способствуют интегрированные уроки и литературно-исторические вечера (активные формы занятий, проводимые во внеурочное время, в ходе которых моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего). Просто инсценирование не способствует формированию целостного представления об определённом этапе становления общества, поэтому для себя мы определили,что театральная деятельность должна органично «переплетаться» с изучением особенностей развития исторической эпохи. Ученики наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев учащиеся моделируют историческую реальность, учатся проявлять эмпатию. При этом знания становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять изучаемую эпоху. С 2007-08 учебного года было проведено 9 литературно-исторических вечеров по авторским сценариям для учащихся 9-11 классов. В ходе подготовки к таким мероприятиям учащиеся работают в группах, что способствует развитию коммуникативных умений, мобильности, продуктивности. Театрализованные вечера привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, при подготовке таких мероприятий даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. ( фрагменты литературного вечера «На башне у Вячеслава Иванова»)
Но самыми, на мой взгляд, интересными, запоминающимися и познавательными были интегрированные уроки (история, литература). В процессе подготовки к данным урокам учащиеся самостоятельно перерабатывают различные виды информации, совмещая аналитическое прочтение с эмпатией и рефлексией, с желанием работают над проектами, что способствует умению чётко формулировать цель, интерпретировать факты, устанавливать причинно-следственные связи. В ходе представления результатов своей работы (мультимедийные презентации, документальные фильмы, созданные учащимися, коллажи, иллюстрации, тематическая литературно-историческая газета, инсценирование эпизодов из произведений, работа с художественным текстом и с документальными источниками), составление схем сражений, разработки критериальной модели оценивания (для каждого вида работы), экспертной деятельности учащиеся овладели навыками самооценки, объективной оценки одноклассников, умением рецензировать чужие выступления, аргументировать свою точку зрения – в процессе такой работы результат присваивается каждым ребёнком в отдельности, он чувствует себя успешным ( положительная мотивация). В ходе подготовки к таким урокам учащиеся работают в группах, что способствует развитию коммуникативных умений, мобильности, продуктивности. Наверное, поэтому мои учащиеся с желанием посещают интегрированные уроки, творчески подходят к выполнению опережающих заданий (7. схемы сражений). За этот период нами разработано и апробировано 11 интегрированных блоков.
Развитию эмоционального интеллекта способствуют 8. конкурсы чтецов. За четыре года в школьном туре приняли участие 197 моих учеников. Победителями городского конкурса (2011 -12) стали 5 человек, призёрами -5 учащихся. Хочется отметить, что подготовка к конкурсу в классах, где я преподаю,- это целая церемония: мы вместе с ребятами выбираем стихотворения, стараемся подобрать каждому образ, продумываем каждую деталь, атмосфера складывается творческая, ребята раскрываются по-новому. На классный конкурс чтецов с классными руководителями приглашаем родителей, которые тоже готовят стихотворения, читаю я, читают классные руководители – это ещё одна возможность для учителя-словесника привить учащимся любовь к слову. И, конечно, использование презентаций, создающих визуальный ряд, музыкального сопровождения, когда нужно настолько филигранно прочесть текст, чтобы каждое слово соответствовало определённому музыкальному отрезку, а в целом звучало как единое произведение – это сложная интересная кропотливая работа, объединяющая и учителей, и учеников, и родителей (стихотворение А.Вельдж «Покидали русские Москву»)
Нами создан банк презентаций, художественных фильмов к урокам по темам курса истории, литературы и русского языка. Использование мультимедийных ресурсов позволило увеличить наглядность представления учебных материалов, организовать работу, дифференцируя деятельность учащихся по уровню и темпу усвоения учебного материала. Учащиеся получили доступ к современным тренажерам по русскому языку, информационным ресурсам. Все это положительно сказалось на повышении интереса ребят к предмету, повышении качества знаний. Ежеурочные разминки по русскому языку: орфоэпическая, фразеологическая, орфографическая, пунктуационная и другие, за которые отвечали учащиеся,- самостоятельно разработанные ими тесты по изучаемым темам и по русскому языку, и по литературе, создание алгоритмов для оптимального запоминания правил, большое количество интересных творческих заданий (групповых и индивидуальных) - всё это позволило учащимся чувствовать свою значимость, быть наравне с педагогом, развило коммуникативные умения, ответственность.
Учащиеся моего класса самостоятельно создают 9.видеоклипы для выступлений на школьных мероприятиях. И всё-таки развивать творческие способности можно по-разному: главное, заниматься этим. ( Мамин- Сибиряк)
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
С их помощью можно:
- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
Тренажёр
Контроль за умениями, навыками учащихся
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
Визуализация учебного материала;
Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
Стимулирование воображения школьников;
Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал Разработанный мною факультативный курс по написанию сочинений разных видов и жанров я реализую в течение нескольких лет. Я учу своих учащихся самостоятельности в создании текстов, объясняю, что надо почувствовать удовлетворение от того, что пишешь, и, естественно, часто провожу тренинги по написанию эссе, отзывов, рецензий, рассказов. И всегда пишу сама вместе с ними, потому что убеждена: «То, что интересно учителю, интересно и полезно его ученикам». Меня радует, когда их сочинения получаются интересными. Начиная с 2007 победителями городского конкурса сочинений «Серебряное пёрышко» стали 16 учащихся, призёрами-10 учащихся, победителями областного конкурса в номинации «Журналистика» - 2 человека, призёрами-2, победителями и призёрами областных конкурсов сочинений о русском языке, "Есть такая профессия - Родину защищать!", Международного фестиваля литературного творчества "Волшебная строка -2011". За победы в областных конкурсах сочинений Савина Светлана получила Президентский Грант по поддержке талантливой молодежи. В 2011 году Трапезникова Софья, ученица 8 класса, была удостоена специального диплома «За раскрытие тем веры, совести, милoсердия» Международного фестиваля литературного творчества детей и юношества «Волшебная строка -2011» (см. приложение № 7).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возни...
«Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность во внеурочное время»
презентация...
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»
Обобщение педагогического опыта на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Развитие творческих способностей учащихся с использованием нанотехнологий на уроках информатики
Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни.В настоящий момент одна из главных задач обучения – полу...