Устное народной творчество. Песни. урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Песни. урок литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolybelnyepestushki_prigovorki_skorogovorki.ppt | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним Что такое фольклор? Что относится к большим и малым жанрам фольклора? Что такое загадка? … поговорка? … пословица?
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.
СОН И ДРЁМА Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают.
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота . Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси.
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки . Пластов А.А. «Мама»
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла . — Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку!
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам * Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога. * Божья коровка, Черная головка, Полети за море! Там тепленько, Здесь холодненько. * Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит . СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ Первой, другой, Три, четыре — Прицепили; Пять, шесть — Бьем шерсть; Семь, восемь — Сено возим... * Раз, два, три, четыре, пять — Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени? * Шишел-мышел Сам пошел, На боярский двор зашел; Там бояре живут, Красны шапки шьют. Шапка упала, Татарка подняла, Поп Матвей
ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. * Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматэус, Бакс.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. * Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. * У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке .
Небылицы-перевертыши Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит. Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. * Чеса заголовалась. Заплетык языкается. * Боже, Боже, Дай мне коже, Я сошью себе сапоже. Без сапоже Мне негоже, Може ноже обмороже.
Сделаем вывод Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи . Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.
Домашнее задание. Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного закона ( абсурдна комическая игра в невозможное)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
контрольная работа по устному народному творчеству и древнерусской литературе для 7 класса
В помощь учителю после изучения УНТ и древнерусской литературы....
Устное народное творчество. Малые жанры литературы.
Презентация к уроку литературы в 5-ом классе....
Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы
Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...
«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)
Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов; закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...
«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)
laquo;Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы...