Устное народной творчество. Песни. урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Песни. урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kolybelnyepestushki_prigovorki_skorogovorki.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Малые жанры фольклора

Слайд 2

Вспомним Что такое фольклор? Что относится к большим и малым жанрам фольклора? Что такое загадка? … поговорка? … пословица?

Слайд 3

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.

Слайд 4

СОН И ДРЁМА Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают.

Слайд 5

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота . Уж ты, котичка-коток, Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси.

Слайд 6

Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца Потягунюшки, порастунюшки! Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки . Пластов А.А. «Мама»

Слайд 7

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели.

Слайд 8

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.

Слайд 9

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла . — Весна красна! На чем пришла? — На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку!

Слайд 10

Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам * Улитка, улитка, Высуни рога: Дам тебе пирога. * Божья коровка, Черная головка, Полети за море! Там тепленько, Здесь холодненько. * Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне дай стальной.

Слайд 11

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит . СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ Первой, другой, Три, четыре — Прицепили; Пять, шесть — Бьем шерсть; Семь, восемь — Сено возим... * Раз, два, три, четыре, пять — Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени? * Шишел-мышел Сам пошел, На боярский двор зашел; Там бояре живут, Красны шапки шьют. Шапка упала, Татарка подняла, Поп Матвей

Слайд 12

ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. * Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматэус, Бакс.

Слайд 13

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. * Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. * У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась

Слайд 14

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке .

Слайд 15

Небылицы-перевертыши Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит. Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. * Чеса заголовалась. Заплетык языкается. * Боже, Боже, Дай мне коже, Я сошью себе сапоже. Без сапоже Мне негоже, Може ноже обмороже.

Слайд 16

Сделаем вывод Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи . Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками ). В играх дети использовали веселые считалки.

Слайд 17

Домашнее задание. Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного закона ( абсурдна комическая игра в невозможное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

контрольная работа по устному народному творчеству и древнерусской литературе для 7 класса

В помощь учителю после изучения УНТ и древнерусской литературы....

Устное народное творчество. Малые жанры литературы.

Презентация к уроку литературы в 5-ом классе....

Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы

Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

Обобщение знаний о героических эпосах эвенкийского, якутского, русского народов;  закрепить знания о нимнгакане «Таргандун мата», олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», бы...

«Устное народное творчество», интегрированный урок (русская литература и ИЗО)

laquo;Героический эпос – духовное наследие народа», открытый урок, проведённый в рамках районного конкурса открытых уроков, посвященных Году литературы...