Фрагмент урока по литературе 9 класс "Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума""
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по предмету «Литература»
Класс: 9
Тема: «Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследования
Форма урока: урок «открытых мыслей»
Цели:
- образовательная: создание условий для раскрытия одной из основных проблем, поставленных А. С. Грибоедовым в комедии;
- развивающая: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развитие речевых навыков;
- воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Задачи:
- способствовать развитию мотивации к чтению и изучению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- определить личностное отношение к нравственным ценностям и порокам через осмысление поступков и характеров героев комедии «Горе от ума»
- активизировать эмоциональные отношения к героям пьесы.
Используемые современные образовательные технологии:
Технология | Достигаемые результаты |
Технология самостоятельного исследования | Самостоятельное изучение проблемы драматического произведения не при чтении, а в спектакле; стимуляция творческого процесса |
Технология проблемного обучения | Самостоятельная поисковая деятельность учащихся по решению проблемы, развитие творческого мышления, познавательной активности |
ИКТ (элемент) | Повышение интереса за счет интерактивных форм представления учебного материала |
Здоровьесберегающая технология | Рациональное использование учебного времени, учет индивидуальных особенностей учащихся |
Ход урока
Этап урока, цель | Технология | Формируемые УУД | ||
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | |||
2. Совместное исследование проблемы. Цель: поиск решения учебной задачи. Погружение в текст в критические материалы по комедии «Горе от ума» | Технология самостоятельного исследования ИКТ (элемент) Здоровьесберегающая технология | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Основной вопрос: В чем, на ваш взгляд, проблема? Почему она возникает в комедии? Предлагает посмотреть и оценить театральную сцену чтение монолога Софьи «…Да этакий ли ум семейство осчастливит?...» | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Чтение письма Грибоедова А.С. к Катенину. Осознанно строят речевые высказывания о неоднозначности трактовки понятия УМ, рефлексия своих действий, работа в ключе ВОПРОС -ОТВЕТ Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Наблюдают за действиями актеров, оценивают их игру, оценивают суть происходящего на сцене | - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."
Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...
Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".
Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»
quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...
Фрагмент урока литературы по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Работа с фрагментом текста произведения: отношение к воспитанию и образованию г-жи Простаковой и Стародума.Рассмотрены два этапа работы с текстом: подробное изучение и понимание текста в целом в...
Конспект урока по литературе на тему: Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Для меня стало инновацией опосредованное использование приемов и методов современной когнитивистики, которая использует визуализации мозга, позволяющие улучшишь эффективность обучения. Когнитивная нау...