Конспект урока по литературе на тему: Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
методическая разработка по литературе (9 класс)

Кащеева Ольга Сергеевна

Для меня стало инновацией опосредованное использование приемов и методов современной когнитивистики, которая использует визуализации мозга, позволяющие улучшишь эффективность обучения. Когнитивная наука рассматривается как междисциплинарное научное направление, которое воспринимает процесс познания как процесс его интерпретации и реконструирования. В связи с этим центральной проблематикой когнитивистики являются вопросы приобретения, хранения и воспроизведения разного рода информации.  Обучение мы с детьми представляем как непрерывный процесс балансирования между усвоением новой информации и ее приспособлением к уже имеющимся знаниям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кащеева Ольга Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ "СОШ№1"

Предмет: литература

Класс - 9, общеобразовательный

Конспект урока по литературе на тему:

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока:  1. Проследить основные особенности языка комедии А.С. Грибоедова.

                        2. Выявить приёмы новаторства А.С. Грибоедова в области литературного                          

        языка.

        3. Развивать навыки лингвистического анализа текста.

        4. Воспитывать уважение и любовь к родному языку.

        5. Формировать культуру речи.

Задача урока: Продолжать развитие навыков лингвистического анализа текста.

Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация.        

ХОД УРОКА

Этап мотивации

- Всем здравствуйте, садитесь!

- Обратимся к высказываниям известных писателей, которые лежат у вас на столах,  посмотрите на высказывания.

Слайд (демонстрация статических изображений). Высказываются по группам.

 «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку»

К. Паустовский.

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

А. Куприн.

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

И. С. Тургенев.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на высказывания. Как вы понимаете их смысл?

 

- Ребята, какая тема объединяет все эти высказывания (Русский язык).

- Ребята, соотнесите эти высказывания и изучаемое нами произведение и сформулируйте тему нашего урока. (Язык комедии «Горе от ума»).

Этап актуализации знаний

        Язык комедии «Горе от ума» - сегодня станет предметом нашего исследования.

Продуктом нашего исследования станет круг Эйлера, на котором отразим некоторые особенности произведения.  (интерактив)

        Круг Эйлера - геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между компонентами, для наглядного представления.

- Определим целеполагание урока?

- Действительно, наша цель сегодня, изучить особенности языка комедии "Горе от ума".

- Как думаете, что станет источником языка комедии?  (текст комедии)

- Давайте погрузимся в ткань произведения и прослушаем фрагмент речи Александра Чацкого

(демонстрация динамических изображений, видео)

…Здесь нынче тон таков?

На съездах, на балах, по праздникам приходским

Господствует смешенье языков:

Французского с нижегородским?» (27.29).

- Прокомментируйте видеофрагмент 

(Чацкий говорит о слепом, рабском подражании Западу, иностранному образу жизни. Чацкий обличает дворянское общество, которое не знает родной культуры).

- Огромное значение для Грибоедова имело знание русского языка. Его до глубины души возмущало то, что в большинстве представители дворянства не владеют своим родным языком, русской речью.

- Ребята, а в наше время существует такая проблема?

( Да, конечно. Услышать в наше время исконную, чистую русскую речь практически не возможно.

Очень много в нашей речи жаргонизмов и заимствований).

- Обратимся к слайду  (демонстрация статических изображений)

"Грибоедов пользуется в комедии всеми богатствами русского языка. И при этом показывает себя замечательным мастером в воспроизведении живой русской речи. В комедии Грибоедова живые люди говорят живыми словами".

-Что такое «живая разговорная речь»?

(Это речь, которой пользуются все люди, речь, с помощью которой общаются люди, независимо от их социального положения. А художественная обработка – это построение речи произведения так, что бы она выглядела органично и эстетично).

- Запомним эту мысль и вернемся к ней, позже, и проверим действительно ли Александр Сергеевич пользовался всеми богатствами языка.

Этап объяснения (добывания) новых знаний

- Теперь проиллюстрируем ваши выводы и поработаем в группах. Рассмотрим роль языковых средств в трех направлениях:

 

1 группа синтаксические особенности

2 группа морфологические особенности

3 группа лексические средства: крылатые фразы и афоризмы.

- По ходу работы заполним таблицу, она поможет систематизировать знания (интерактив, работа с таблицей)

синтаксические особенности

морфологические особенности

крылатые фразы и афоризмы

На столах есть задания, приступим к выполнению задания №1.

1 группа синтаксические особенности

Задание 1 (группа 1)

Создать флеш- карточки литературоведческих терминов. Привести примеры из текста.  

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием стилистических средств. Своеобразен также синтаксис комедии. В ней мы находим такие средства выразительности, как

инверсии____________________________________________________________________________,

восклицательные предложения  ________________________________________________________,

однородные члены ___________________________________________________________________,

риторические вопросы  _______________________________________________________________,

риторические восклицания____________________________________________________________,

анафора ____________________________________________________________________________,

многосоюзие ________________________________________________________________________,

градация ____________________________________________________________________________.

Справочный материал: "Туда бежать, там быть, помочь ему стараться»; «Однако странность я одну вам расскажу»; «Но ваши не хочу я разрешать сомненья»,     "Здоровьем слаб!»; «Какой фасон прекрасный!»; «Живее!»; «Как обходительна! добра! мила! проста!»,       «заслужил, дорожил, бредил, забывал, обманывал, играл, проигрывал, не спал, отвергал»;        «рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простяков, старух, зловещих стариков»,      «А судьи кто?»; «Где оскорблённому есть чувству уголок?»; «Чего я ждал? что думал здесь найти?», Куда меня закинула судьба!»; «И кто жениться нас неволит!»),    («Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали...»;       «И как не досмотрел? И как ты не дослышал?», («И нравы, и язык, и старину святую, и    величавую одежду…»,        И оглашу во весь народ: В Сенат подам, министрам, государю».

Задание 1. Выпишите примеры из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". (группа 2)

В комедии встречаются и бессоюзные сложные предложения которые показывают простоту повествования, не осложнённую в структурном отношении: _______________________________________________________________________________________

Сложноподчинённые предложения с помощью придаточного предложения помогают автору развёрнуто изложить свою мысль: _______________________________________________________________________________________

Вводные слова показывают мысли, чувства героя, то, как он рассуждает:__________________

____________________________________________________________________________________

Справочный материал:  «Переведу часы; хоть знаю будет гонка, Заставлю их играть»; «То флейта слышится, то будто фортепьяно; Для Софьи было б рано»; «Представьте: их, как зверей, выводят напоказ…».«Так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «Со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав»; «Платон Михалыч мой к занятьям склонен разным, которых нет теперь, – к ученьям и …».«Имеет, кажется, в петличке орденок?»; «Вот, например, полковник Скалозуб…»; «Вот в чём, однако, случай весь…»; «Пожалуй, на меня всю суматоху сложит»; «Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?».

Задание 1. (группа 3)

Составьте фрейм "Крылатые фразы" по двум направлениям: крылатые фразы из комедии "Горе от ума" , и не принадлежащие комедии.

Счастливые часов не наблюдают, Смешенье языков французского с нижегородским,

С чувством, с толком, с расстановкой, Остались рожки да ножки, Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!, Окно в Европу,  Никто не обнимет необъятного, Не мудрствуя лукаво, Не хочу учиться, хочу жениться, Не мечите бисера перед свиньями, Молочные реки, кисельные берега, И скучно, и грустно, и некому руку подать, Двуликий Янус, Борзыми щенками брать, А судьи кто?

Другие источники

Из комедии "Горе от ума"

- Обменяемся мыслями

Физ.минутка

- Теперь,  предлагаю вам встать и под замечательный вальс А.С. Грибоедова, ощутить легкость его слова.  (Воздушный шар). (аудио)

- Садитесь.

Закрепление

- Обратимся к следующему заданию и дополним таблицу.

- Промежуточные выводы, внесем полученные данные в таблицу.

Группы выполняют задание 2

 

Задание 2 Приведите примеры из текста (группа 1)

Значительные выразительные возможности заложены в формах

степеней сравнения имени прилагательного__________________________________________

Для оценки достоинств того или иного героя используется яркая, лаконичная характеристика, построенная на следующих друг за другом кратких прилагательных:_______________________________________________________________________

В речи героев повелительные формы глаголов_______________________________________________________________________________

Причастие является важнейшим средством обозначения признаков предметов в форме согласованного определения. Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие (и полное, и краткое) не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике:______________________________________________________________________________

Деепричастия, в сравнении с причастиями, обладают большей глагольностью. Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность: _______________________________________________________________________________________

Справочный материал :  умный – умнее, умнейший,  «Остёр, умён, красноречив» (Софья о Чацком), «Кто так чувствителен, и весел, и остёр» (Лиза о Чацком), «поди-ка послужи», «садитесь-ка», «порадуйтесь», «стакан налейте», «гляди в окно», «отметь-ка», «пиши», «скажи сурьёзно», «представьте», «стойте», «отстаньте», «…с разодранным локтём», «Век нынешний и век минувший», «Французик из Бордо, надсаживая грудь, собрал вокруг себя…», «Сказать вы можете, вздохнувши», «Усердствуя, они в часы вина и драки…».

Задание 2 (группа 2)

Чтобы глубже понять замысел писателя, необходимо проанализировать произведение на всех уровнях. Начнём с лексического. В языке грибоедовской комедии можно выделить несколько составляющих:

  1. церковно-книжная лексика  
  2. французские слова и галлицизмы  
  3. повседневно-разговорная простонародная, крестьянская
  4. архаизмы

Справочный материал :  

вече, перст, издревле, благонравный, слабодушие, рушитель); (реверси, ирритация, сказать вам сон, делить смех); (да полно вздор молоть, она не ставит в грош); (зелье, невзначай, откудова, бьют баклуши); (неохотник, зауряд, суевер, вычуры).

Задание 2 (группа 3)

1.  Продолжи афоризм

 

1) «Блажен, кто верует…

                                        (д. I , явл. 7, сл. Чацкого).

2) «Дома новЫ…

                                        (д. II , явл. 5, сл. Чацкого).

3) «Уж коли зло пресечь…

                                          (д. III , явл. 21, сл. Фамусова).

4) «Нельзя ли для прогулок…

                                                (д. I , явл. 4, сл. Фамусова).

5) «Шёл в комнату…

                                 (д. I , явл. 4, сл. Софьи).

 

2. «Предметные ассоциации». карточки картинки

 

1) КАЛЕНДАРЬ            

                                 (д.III , явл. 21, сл. Хлёстовой).

 

2) ЧАСЫ                      

                                 (д. I , явл. 1, сл. Софьи).

 

3) КУКЛА(=РЕБЁНОК) 

                                 (д. III , явл. 3, сл. Чацкого).

4)ПИСТОЛЕТ                

                                 (д. II , явл. 11, сл. Молчалина).

3. «Афоризмы с именами собственными».

 

1) Крым.                 ( д. II , явл. 5, сл. Чацкого).

 

2) Байрон.              ( д. IV , явл. 4, сл. Репетилова).

 

 3) Москва.             ( д. IV , явл. 14, сл.Чацкого).

Рефлексия. Включение нового в систему знания

- Пользуясь таблицей, которую мы создавали весь урок, изобразим из чего состоит язык комедии Горе от ума, составим круг Эйлера. (интерактивная доска, работа с программой notebook с помощью маркера стилуса) 

- Соберем по крупицам круг.

        По итогу у нас получилась целая система, которую можно дополнять до безграничности. Ведь язык гибкая, постоянно меняющаяся система у которой нет границ.

 

-Выводы, что иллюстрирует круг.

-Как много сегодня мы для себя открыли, вернемся к мысли которая прозвучала в начале урока.

Действительно ли А.С. Грибоедов использовал все богатство русского языка?

- Обратимся к таблице целеполагания, дополним графу узнал.

Домашнее задание

эссе «Мои размышления над языком комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»  

- Спасибо за урок. ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИКУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: «Язык персонажей А.П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства».

Урок, посвященный исследованию языка персонажей рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"...

Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями. Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями.Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».Цели и задачи урока:- обобщение знаний после изучения комедии Грибоедова «Го...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Конспект урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Сформировать первоначальные представления о конфликте комедии А.С, Грибоедова "Горе от ума"...

К вопросу о нравственном разуме как категории русской литературы (на примере изучения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" в школе)

Аннотация: В статье рассматривается ценностноориентированный подход к преподаванию русской литературы в школе. Автором используются герменевтические практики в  школьной интерпретации комедии А.С...