Конспект урока по литературе на тему: Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
методическая разработка по литературе (9 класс)
Для меня стало инновацией опосредованное использование приемов и методов современной когнитивистики, которая использует визуализации мозга, позволяющие улучшишь эффективность обучения. Когнитивная наука рассматривается как междисциплинарное научное направление, которое воспринимает процесс познания как процесс его интерпретации и реконструирования. В связи с этим центральной проблематикой когнитивистики являются вопросы приобретения, хранения и воспроизведения разного рода информации. Обучение мы с детьми представляем как непрерывный процесс балансирования между усвоением новой информации и ее приспособлением к уже имеющимся знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе на тему: Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 922.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кащеева Ольга Сергеевна
Образовательное учреждение: МБОУ "СОШ№1"
Предмет: литература
Класс - 9, общеобразовательный
Конспект урока по литературе на тему:
Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цели урока: 1. Проследить основные особенности языка комедии А.С. Грибоедова.
2. Выявить приёмы новаторства А.С. Грибоедова в области литературного
языка.
3. Развивать навыки лингвистического анализа текста.
4. Воспитывать уважение и любовь к родному языку.
5. Формировать культуру речи.
Задача урока: Продолжать развитие навыков лингвистического анализа текста.
Оборудование урока: карточки с заданиями, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация.
ХОД УРОКА
Этап мотивации
- Всем здравствуйте, садитесь!
- Обратимся к высказываниям известных писателей, которые лежат у вас на столах, посмотрите на высказывания.
Слайд (демонстрация статических изображений). Высказываются по группам.
«Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку»
К. Паустовский.
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
А. Куприн.
«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»
И. С. Тургенев.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на высказывания. Как вы понимаете их смысл?
- Ребята, какая тема объединяет все эти высказывания (Русский язык).
- Ребята, соотнесите эти высказывания и изучаемое нами произведение и сформулируйте тему нашего урока. (Язык комедии «Горе от ума»).
Этап актуализации знаний
Язык комедии «Горе от ума» - сегодня станет предметом нашего исследования.
Продуктом нашего исследования станет круг Эйлера, на котором отразим некоторые особенности произведения. (интерактив)
Круг Эйлера - геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между компонентами, для наглядного представления.
- Определим целеполагание урока?
- Действительно, наша цель сегодня, изучить особенности языка комедии "Горе от ума".
- Как думаете, что станет источником языка комедии? (текст комедии)
- Давайте погрузимся в ткань произведения и прослушаем фрагмент речи Александра Чацкого
(демонстрация динамических изображений, видео)
…Здесь нынче тон таков?
На съездах, на балах, по праздникам приходским
Господствует смешенье языков:
Французского с нижегородским?» (27.29).
- Прокомментируйте видеофрагмент
(Чацкий говорит о слепом, рабском подражании Западу, иностранному образу жизни. Чацкий обличает дворянское общество, которое не знает родной культуры).
- Огромное значение для Грибоедова имело знание русского языка. Его до глубины души возмущало то, что в большинстве представители дворянства не владеют своим родным языком, русской речью.
- Ребята, а в наше время существует такая проблема?
( Да, конечно. Услышать в наше время исконную, чистую русскую речь практически не возможно.
Очень много в нашей речи жаргонизмов и заимствований).
- Обратимся к слайду (демонстрация статических изображений)
"Грибоедов пользуется в комедии всеми богатствами русского языка. И при этом показывает себя замечательным мастером в воспроизведении живой русской речи. В комедии Грибоедова живые люди говорят живыми словами".
-Что такое «живая разговорная речь»?
(Это речь, которой пользуются все люди, речь, с помощью которой общаются люди, независимо от их социального положения. А художественная обработка – это построение речи произведения так, что бы она выглядела органично и эстетично).
- Запомним эту мысль и вернемся к ней, позже, и проверим действительно ли Александр Сергеевич пользовался всеми богатствами языка.
Этап объяснения (добывания) новых знаний
- Теперь проиллюстрируем ваши выводы и поработаем в группах. Рассмотрим роль языковых средств в трех направлениях:
1 группа синтаксические особенности
2 группа морфологические особенности
3 группа лексические средства: крылатые фразы и афоризмы.
- По ходу работы заполним таблицу, она поможет систематизировать знания (интерактив, работа с таблицей)
синтаксические особенности | морфологические особенности | крылатые фразы и афоризмы |
На столах есть задания, приступим к выполнению задания №1.
1 группа синтаксические особенности
Задание 1 (группа 1)
Создать флеш- карточки литературоведческих терминов. Привести примеры из текста.
Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием стилистических средств. Своеобразен также синтаксис комедии. В ней мы находим такие средства выразительности, как
инверсии____________________________________________________________________________,
восклицательные предложения ________________________________________________________,
однородные члены ___________________________________________________________________,
риторические вопросы _______________________________________________________________,
риторические восклицания____________________________________________________________,
анафора ____________________________________________________________________________,
многосоюзие ________________________________________________________________________,
градация ____________________________________________________________________________.
Справочный материал: "Туда бежать, там быть, помочь ему стараться»; «Однако странность я одну вам расскажу»; «Но ваши не хочу я разрешать сомненья», "Здоровьем слаб!»; «Какой фасон прекрасный!»; «Живее!»; «Как обходительна! добра! мила! проста!», «заслужил, дорожил, бредил, забывал, обманывал, играл, проигрывал, не спал, отвергал»; «рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простяков, старух, зловещих стариков», «А судьи кто?»; «Где оскорблённому есть чувству уголок?»; «Чего я ждал? что думал здесь найти?», Куда меня закинула судьба!»; «И кто жениться нас неволит!»), («Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали...»; «И как не досмотрел? И как ты не дослышал?», («И нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду…», И оглашу во весь народ: В Сенат подам, министрам, государю».
Задание 1. Выпишите примеры из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". (группа 2)
В комедии встречаются и бессоюзные сложные предложения которые показывают простоту повествования, не осложнённую в структурном отношении: _______________________________________________________________________________________
Сложноподчинённые предложения с помощью придаточного предложения помогают автору развёрнуто изложить свою мысль: _______________________________________________________________________________________
Вводные слова показывают мысли, чувства героя, то, как он рассуждает:__________________
____________________________________________________________________________________
Справочный материал: «Переведу часы; хоть знаю будет гонка, Заставлю их играть»; «То флейта слышится, то будто фортепьяно; Для Софьи было б рано»; «Представьте: их, как зверей, выводят напоказ…».«Так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «Со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав»; «Платон Михалыч мой к занятьям склонен разным, которых нет теперь, – к ученьям и …».«Имеет, кажется, в петличке орденок?»; «Вот, например, полковник Скалозуб…»; «Вот в чём, однако, случай весь…»; «Пожалуй, на меня всю суматоху сложит»; «Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?».
Задание 1. (группа 3)
Составьте фрейм "Крылатые фразы" по двум направлениям: крылатые фразы из комедии "Горе от ума" , и не принадлежащие комедии.
Счастливые часов не наблюдают, Смешенье языков французского с нижегородским,
С чувством, с толком, с расстановкой, Остались рожки да ножки, Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!, Окно в Европу, Никто не обнимет необъятного, Не мудрствуя лукаво, Не хочу учиться, хочу жениться, Не мечите бисера перед свиньями, Молочные реки, кисельные берега, И скучно, и грустно, и некому руку подать, Двуликий Янус, Борзыми щенками брать, А судьи кто?
Другие источники
Из комедии "Горе от ума"
- Обменяемся мыслями
Физ.минутка
- Теперь, предлагаю вам встать и под замечательный вальс А.С. Грибоедова, ощутить легкость его слова. (Воздушный шар). (аудио)
- Садитесь.
Закрепление
- Обратимся к следующему заданию и дополним таблицу.
- Промежуточные выводы, внесем полученные данные в таблицу.
Группы выполняют задание 2
Задание 2 Приведите примеры из текста (группа 1)
Значительные выразительные возможности заложены в формах
степеней сравнения имени прилагательного__________________________________________
Для оценки достоинств того или иного героя используется яркая, лаконичная характеристика, построенная на следующих друг за другом кратких прилагательных:_______________________________________________________________________
В речи героев повелительные формы глаголов_______________________________________________________________________________
Причастие является важнейшим средством обозначения признаков предметов в форме согласованного определения. Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие (и полное, и краткое) не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике:______________________________________________________________________________
Деепричастия, в сравнении с причастиями, обладают большей глагольностью. Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность: _______________________________________________________________________________________
Справочный материал : умный – умнее, умнейший, «Остёр, умён, красноречив» (Софья о Чацком), «Кто так чувствителен, и весел, и остёр» (Лиза о Чацком), «поди-ка послужи», «садитесь-ка», «порадуйтесь», «стакан налейте», «гляди в окно», «отметь-ка», «пиши», «скажи сурьёзно», «представьте», «стойте», «отстаньте», «…с разодранным локтём», «Век нынешний и век минувший», «Французик из Бордо, надсаживая грудь, собрал вокруг себя…», «Сказать вы можете, вздохнувши», «Усердствуя, они в часы вина и драки…».
Задание 2 (группа 2)
Чтобы глубже понять замысел писателя, необходимо проанализировать произведение на всех уровнях. Начнём с лексического. В языке грибоедовской комедии можно выделить несколько составляющих:
- церковно-книжная лексика
- французские слова и галлицизмы
- повседневно-разговорная простонародная, крестьянская
- архаизмы
Справочный материал :
вече, перст, издревле, благонравный, слабодушие, рушитель); (реверси, ирритация, сказать вам сон, делить смех); (да полно вздор молоть, она не ставит в грош); (зелье, невзначай, откудова, бьют баклуши); (неохотник, зауряд, суевер, вычуры).
Задание 2 (группа 3)
1. Продолжи афоризм
1) «Блажен, кто верует…
(д. I , явл. 7, сл. Чацкого).
2) «Дома новЫ…
(д. II , явл. 5, сл. Чацкого).
3) «Уж коли зло пресечь…
(д. III , явл. 21, сл. Фамусова).
4) «Нельзя ли для прогулок…
(д. I , явл. 4, сл. Фамусова).
5) «Шёл в комнату…
(д. I , явл. 4, сл. Софьи).
2. «Предметные ассоциации». карточки картинки
1) КАЛЕНДАРЬ
(д.III , явл. 21, сл. Хлёстовой).
2) ЧАСЫ
(д. I , явл. 1, сл. Софьи).
3) КУКЛА(=РЕБЁНОК)
(д. III , явл. 3, сл. Чацкого).
4)ПИСТОЛЕТ
(д. II , явл. 11, сл. Молчалина).
3. «Афоризмы с именами собственными».
1) Крым. ( д. II , явл. 5, сл. Чацкого).
2) Байрон. ( д. IV , явл. 4, сл. Репетилова).
3) Москва. ( д. IV , явл. 14, сл.Чацкого).
Рефлексия. Включение нового в систему знания
- Пользуясь таблицей, которую мы создавали весь урок, изобразим из чего состоит язык комедии Горе от ума, составим круг Эйлера. (интерактивная доска, работа с программой notebook с помощью маркера стилуса)
- Соберем по крупицам круг.
По итогу у нас получилась целая система, которую можно дополнять до безграничности. Ведь язык гибкая, постоянно меняющаяся система у которой нет границ.
-Выводы, что иллюстрирует круг.
-Как много сегодня мы для себя открыли, вернемся к мысли которая прозвучала в начале урока.
Действительно ли А.С. Грибоедов использовал все богатство русского языка?
- Обратимся к таблице целеполагания, дополним графу узнал.
Домашнее задание
эссе «Мои размышления над языком комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Спасибо за урок. ЧИТАЙТЕ И ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ КЛАССИКУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: «Язык персонажей А.П. Чехова как средство обличения пошлости и мещанства».
Урок, посвященный исследованию языка персонажей рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"...
Конспект урока по информатике на тему «Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.» 7 класс
Тип урока: изучение нового материала. Работа по презетации...
Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями. Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями.Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».Цели и задачи урока:- обобщение знаний после изучения комедии Грибоедова «Го...
Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)
Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Конспект урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Сформировать первоначальные представления о конфликте комедии А.С, Грибоедова "Горе от ума"...
К вопросу о нравственном разуме как категории русской литературы (на примере изучения комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" в школе)
Аннотация: В статье рассматривается ценностноориентированный подход к преподаванию русской литературы в школе. Автором используются герменевтические практики в школьной интерпретации комедии А.С...