Технологическая карта урока литературы 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта урока литературы 9 класс по теме "Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы 9 класс
Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Цели:
- познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;
- проанализировать стихотворения «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818);
- проследить эволюцию темы в творчестве поэта;
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Тип урока: урок-анализ стихотворений.
Задачи с позиции УУД
Предметные: Знать: основные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина; содержание стихотворений «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Понимать: философский смысл, свободолюбивый, патриотический, гуманистический пафос стихотворений; мысли и чувства автора. Уметь: выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений; строить аргументированные высказывания на основе прочитанного.
Метапредметные.Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.
Личностные. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный | Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает и эмоционально настраивает учащихся на работу | Приветствуют учителя. |
2 этап. Проверка домашнего задания. Актуализация | Выявить пробелы в знаниях уч-ся. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. Актуализировать знания учащихся о поэте. | Рассказ о Петербургском периоде жизни А. С. Пушкина; Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Пущину». |
3 этап. Целеполагание и мотивация | Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему. - Как вы понимаете слово « свободолюбивая»? | Ответы и мнения учеников. Записывают в тетради число и тему урока. |
4 этап. Первичное усвоение материала Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью А.Пушкиным и его творчеством | Вступительное слово учителя о «сквозной теме», эволюции темы, свободолюбивой лирике. Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже почти в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – основа творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластия, становится «святым провиденьем», когда сквозь её тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. | Подбирают близкие по смыслу слова к слову «свобода» |
5 этап. Осознание и осмысление учебного материала. |
-Послание « К Чаадаеву» - яркий лирический «Символ веры» молодых «друзей вольности» - Найдите в стихотворении признаки жанра послания. - Как называет Пушкин Чаадаева? На какой основе выросла их дружба? - Отметьте обращения лирического героя к другу, найдите слова, подчеркивающие единство мыслей автора и адресата. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к Чаадаеву? Как оно выражается? - Какие характерные для декабристов мысли и чувства выражены в стихотворении? -Проследите, как меняется интонация стихотворения от первых до последних строк. Как вы объясните эти изменения? - Прочитайте выразительно стихотворение, показав эти изменения. - Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.) - Что возникает в финале стихотворения? (Образ будущего. Россия «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья».) 2. Работа с текстом оды «Вольность» (1817). Ода «Вольность» написана вскоре после выхода из лицея. Созвучна оде Радищева, но ограниченна в политическом отношении. Ода «Вольность» провозглашает сочетание «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» - «сгущённая мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада). - Как в этом стихотворении «работают» законы жанра? - Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чём это говорит? - Найдите строчки, отражающие идею стихотворения. - Что является основой свободы по Пушкину? - Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано? - Каково настроение, чувство лирического героя? - Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I? - Чем заканчивается ода?
-Как построено стихотворение? На какие части его можно разделить? - Какие картины встают перед вами при чтении первой части? -почему так живописно слово поэта, нетороплива интонация? - Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание? - Можно ли считать революционным вопрос – призыв, заключённый в последней части? - Как в стихотворении «работает» приём контраста? | Работа с текстом стихотворения Отвечают на вопросы Читают выразительно стихотворение Отвечают и выражают свои мнения; Записывают основные положения в тетрадь Отвечают и выражают свои мнения; Записывают основные положения в тетрадь |
6 этап. Проверка уровня усвоения знаний и умений | Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии Таким образом, прочитав и проанализировав все эти стихотворения, мы видим эволюцию темы свободы и воли. - Как вы понимаете значение слова « эволюция»? Свобода – это точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни и отношений между людьми, общества и истории. Свобода для него как абсолютная общечеловеческая ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. | Отвечают Записывают основные мысли самостоятельно |
7 этап. Домашнее задание | 1. Выучить наизусть послания А.С. Пушкина «К Чаадаеву» 2. Подготовить устный ответ на тему «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина». 3. Искать информацию по теме: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина». | |
8 этап. Рефлексия. Итог урока | Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. - Удалось ли достичь поставленной цели? - Что получилось на уроке? -Над чем необходимо поработать? | Личностные – самооценка Познавательные – построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные – адекватное восприятие оценки учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...