Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка»
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)
Урок «Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка» - это один из уроков курса «Родная литература (русская)» в 11 классе. Он может быть проведён как урок внеклассного чтения при изучении творчества Е. Замятина. Материалы урока могут быть использованы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу Е. Замятина "Африка". | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка»
Осенихина Людмила Павловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МБОУ СШ №77г. Архангельска.
Краткий комментарий к уроку
Урок «Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка» - это один из уроков курса «Родная литература (русская)» в 11 классе. Он может быть проведён как урок внеклассного чтения при изучении творчества Е. Замятина. Материалы урока могут быть использованы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
Цель урока: выработать собственное отношение к понятию «мечта» и её роли в жизни человека.
Предварительная подготовка к уроку:
Задание для всех учеников: 1) прочитать рассказ Е. Замятина «Африка» (тексты должны быть на уроке на каждой парте),
2)в тексте рассказа найти диалектные слова, выписать их в тетрадь и дать их объяснение.
Индивидуальное задание: один из учеников готовит рассказ о пребывании писателя на Севере.
Конспект урока
Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка».
Цель урока: выработать собственное отношение к понятию «мечта» и её роли в жизни человека.
Задачи:
- обучающие: расширение знаний о литературе Севера, развитие навыков анализа художественного произведения, знакомство с новым понятием «хронотоп» и определение его роли в произведении;
- развивающие: развитие интереса к литературе Севера, определение собственного отношения к нравственным понятиям (мечта, добро), умение выстраивать собственное рассуждение;
- воспитывающие: формировать интерес к культуре и истории России, своей малой родине, умение прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать своё, умение оценивать поступки героев и собственное поведение.
Оборудование: презентация, экран, мультимедийный проектор, распечатанные таблички слов («мечта», «красота», «доброта», «счастье», «будущее», «душевность», «изменение», «развитие», «радость», «хронотоп»), магнитная доска и магниты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Через вопрос подводит учащихся к определению темы урока, постановке задач и составлению плана. | Определяют тему урока, задачи и составляют план. |
| Предлагает учащимся вопросы, организует диалог, знакомит с новым материалом и помогает усвоить его в практической работе по тексту. | Оперируя текстом, предлагают свои решения, обмениваются мнениями, отбирают нужный материал. Делают выводы. |
| Предлагает учащимся подвести итоги, сделать выводы, оценить свою работу, задаёт д/з или предлагает учащимся самим попробовать определить д/з. | Подводят итоги, оценивают себя. |
Планируемые результаты:
- личностные - развитие нравственных ценностей личности (умение видеть красоту окружающего мира, понимать доброту, учиться мечтать и оценивать свои возможности, оценивать поведение героев и отстаивать свою точку зрения), воспитание любви к малой родине и её культуре;
- метапредметные – развитие умения определять цель работы и планировать свою деятельность, развитие умения использовать библиотечные и электронные ресурсы при работе с произведениями литературы Севера, обращаться к справочно-информационным ресурсам, в том числе виртуальным;
- предметные – развитие знаний о литературе родного края на примере рассказа «Африка», развитие навыков анализа художественного текста, расширение теоретических знаний, развитие творческого воображения и читательской наблюдательности.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель приветствует учеников. Создаёт настрой на урок.
- Вводная часть.
Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Африка», а где же происходит действие рассказа? (На Русском Севере.) (Слайд2)
Действительно? И вы можете это доказать? (Учащиеся приводят в доказательство географические названия, упоминаемые в рассказе, а также диалектные слова, свойственные поморскому говору. Учитель может им помогать.)
Хорошо. Мы доказали, что действие происходит на Севере. Но Замятин не уроженец Севера. Как случилось, что он написал произведение о Севере?
(Учащийся, готовивший индивидуальное задание, рассказывает о пребывании писателя на Севере и создании трилогии.)
Целеполагание. (Презентация. Слайд1)
Вернёмся к названию рассказа - «Африка». Почему так называется рассказ? (Это была мечта главного героя.)
Следовательно, слово «Африка» выступает здесь в качестве символа мечты. Согласны? Значит, сегодня мы будем говорить о чём? (О мечте.)
Какие же задачи мы можем определить для себя? Что нам надо узнать? (Что такое мечта? Есть ли мечты у героев рассказа? Реализовались ли их мечты и как?)
- Основная часть.
Молодцы. Мы определили задачи (Слайд 3) Начнём с первой. Говоря о мечте, надо сначала сказать, что это такое. У вас уже достаточный жизненный опыт, чтобы дать объяснение этому слову. (Ученики дают ответы.) Подводим итог (Слайд4): сравните ваши ответы с тем, как даётся толкование этого слова в словаре Ожегова и в работе учёных. А теперь давайте к слову «мечта» (закрепляем карточки на доске вокруг слова «мечта») подберём родственные по смыслу слова («счастье», «доброта», «красота», «будущее», «изменение», «душевность»). У нас получилась своеобразная схема, которая поможет нам в дальнейшем в раскрытии этой интересной темы.
А чем тема мечты интересна нам, сегодняшним читателям? (Человек всегда мечтал о чём-то лучшем и стремился к мечте. Без этого, наверное, невозможен прогресс.)
Вы совершенно правы. Поэтому тема мечты становится одной из важных тем в литературе. И мы попробуем разобраться, есть ли мечта у героев в начале рассказа «Африка», до приезда гостей.
Кто эти герои? (Фёдор, Пимен, Яуста.) Как живут люди в этом северном краю? О чём мечтают? Мечтают ли? А чтобы наша работа шла быстрей, разделимся на 3 группы (можно по колонкам и попарно):1 группа расскажет, есть ли мечта у Фёдора. 2 группа – есть ли мечта у Пимена. 3 группа – есть ли мечта у Яусты. (Каждая группа высказывает свои предположения, подкрепляя текстом. Учитель выслушивает. Мнения могут разделиться. Подводим итог: в начале рассказа не было мечты ни у одного из этих героев.)
А как же Яуста? Она ведь хочет выйти замуж. Это ли не мечта? Для доказательства вновь обращаемся к словам на доске. (Нет. Её заставляет отец. Это только желание, но ни доброты, ни развития в будущем, ни душевности здесь нет.)
А Пимен? Разве он не мечтает выдать старшую, Яусту, замуж? (Это тоже не мечта. Пимен хочет делать всё так, как «надо». И от других этого же требует. Но ни радости, ни доброты, ни красоты здесь тоже нет. Всё идёт по заведённому порядку, серо, скучно, однообразно, и нет мысли о дальнейших изменениях и духовном росте.)
Когда же появляется мечта в рассказе? У кого и почему? (Появление гостей, доброта девушки, её песня – всё это было настолько необычным, но таким (впервые!) добрым в его жизни, что Фёдор не может остаться равнодушным, ему интересно всё, что связано с этими людьми. Он запоминает их рассказ об удивительной стране – Африке, и в его душе начинают происходить перемены.)
Какие изменения происходят с Фёдором? (Он по-новому видит окружающее. По-новому чувствует.)
Докажите текстом (зачитывают фрагмент описания ночи). Что изменилось в повествовании? (Рождается поэзия. Повествование воспринимается как поэтическое.)
А помогает нам понять это и более глубоко почувствовать хронотоп. (Прикрепляет карточку к доске.) Что это такое? Давайте узнаем.(Слайд 5)
В качестве примера рассмотрим один из хронотопов (Слайды 6-7).
А теперь попробуйте сами вспомнить и привести примеры ещё 3 хронотопов в рассказе. Какую роль играет хронотоп? Что помогает понять? (Если ученики затрудняются, учитель помогает и показывает слайды 8-11.)
Можем ли мы сказать, что мечта Фёдора реализовалась? (Нет. Сначала Фёдор чувствует себя счастливым и готов любить и оберегать всё вокруг. Ему хочется делиться счастьем со всеми. Перед ним открывается огромный прекрасный мир. Но счастье длилось недолго. Яуста его не понимает и разрушает то нежное, хрупкое, что только наметилось в их отношениях. Ей не нужен большой мир, ей хватает маленького мирка дома, где всё уже известно и неизменно, как у всех. Чего ещё желать? Мечта разрушена. Фёдор уходит из дома.).
Чем продиктованы дальнейшие действия Фёдора? Осуждаете ли вы его? (Уход из дома и пьянство - это протест против грубости, чёрствости, душевной слепоты, узости мышления.)
Когда Фёдор вновь обретает мечту? Как идёт к ней? (Фёдор узнаёт, что Индрик набирает команду, и идёт к нему гарпунщиком. Теперь его мечта, кажется, совсем близко. Есть человек, который серьёзно относится к мечте Фёдора и поддерживает его.)
Рассказ заканчивается трагически. Сбылась ли мечта Фёдора? Какие мысли появились у вас после прочтения рассказа? Надо ли было идти за мечтой? (Ученики делятся своими выводами. Мнения могут разделиться.)
Вернёмся к словам на доске и попробуем ответить на эти вопросы. Было ли что-то доброе в мечте Фёдора? (Да, он узнал, что есть другие страны и другие люди, есть другие, добрые отношения, и мир может быть добрым.)
Изменился ли Фёдор? (Да.) Был ли счастлив он на пути к своей мечте? (Безусловно.)
Какого человека вдруг открыл в себе Фёдор, благодаря мечте? (Удивительного, любознательного, умеющего видеть красоту и трепетно относящегося к окружающему, умеющего идти к своей мечте и преодолевать трудности).
- Итоги.
Какими словами заканчивает автор своё произведение? (Слайд 13) Согласны ли вы с ним? Надо ли мечтать? Какую роль играет мечта в жизни человека?(Мечта делает человека лучше. Открывает ему мир вокруг и мир внутри него.)
Вы совершенно правы. И в подтверждение наших выводов можно привести слова известных писателей (Слайд 14).
- Рефлексия.
Интересен ли был вам наш сегодняшний разговор? Что нового вы для себя узнали? Довольны ли собой? На все ли вопросы получили ответы?
6. Д/з. Безусловно, в ходе урока у вас могли появиться новые мысли, новые вопросы. Поделитесь ими в вашем домашнем рассуждении по мотивам нашего урока на одну из предложенных тем:
1) Надо ли мечтать? (Можно использовать цитаты последнего слайда.)
2) Кого из героев литературы 19 века напоминает Фёдор из рассказа «Африка»?
Использованная литература
- Е. Замятин. Африка.
- Желтова Н. Ю. Поэтика русского национального характера в Северной трилогии Е. Замятина («Африка», «Север», «Ёла»). Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Журнал «Вестник Тамбовского университета». Серия: Гуманитарные науки.1997
- Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Елец. 2006
- Краснова Т. В. Особенности сюжетостроения в прозе Е. И. Замятина. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Тамбов. 2013
- Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 11 класс. Беляева Н.В. Иллюминарская А.Е. Москва. «Просвещение». 2017
- Литература. 11 класс. Методические рекомендации. Под редакцией Б. А. Ланина. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
технологическая карта урока ""Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»
Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон" и определение взгляда писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека"....
Конспект урока по литературе в 11 классе по теме "Мечта и реальность в рассказе "Огонь и пыль"
Материал представляет собой конспект урока, посвященный изучению творчества Т.Толстой. Рассказ небольшой по объему, но в нём дана оценка современной жизни, человека. Предусмотрена группов...
Урок - мастерская по рассказу Е. Замятина «Дракон» в 11 классе ( Чтение с остановками. Учебно-исследовательская деятельность.)
Среди приёмов использования технологии критического мышления есть такой, как «чтение с остановками». Это путь к настоящему чтению - к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские о...
Урок-мастерская по рассказу Е. Замятина "Дракон"
Урок литературы для студентов 2 курса СПО....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по рассказу Е.Замятина "Дракон"
В методической разработке представлен урок-мастерская по рассказу Е.Замятина "Дракон". Используются технологии критического мышления и возможности урока-мастерской, отдельное внимание уделяе...
Кустодиевские мотивы в постреволюционных рассказах Е.Замятина
Данная научная работа предлагает рассмотреть творчество двух гениев своего времени...