Урок-мастерская по рассказу Е. Замятина "Дракон"
план-конспект урока по литературе

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Урок литературы для студентов 2 курса СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zamyatina_e.i._drakon.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: урок - мастерская по рассказу Е. Замятина «Дракон»

( Чтение с остановками. Учебно-исследовательская деятельность.)

Среди приёмов использования технологии критического мышления есть такой, как «чтение с остановками». Это  путь к настоящему чтению - к чтению со стремлением многое замечать, делать читательские открытия, осмысливать путь к умению, видеть мастерство писателя. При беглом чтении учащиеся не понимают его содержание. Только «чтение с остановками» помогает понять глубину рассказа. Этот урок  успешно проведён в группе ОГР-171 С учащимися  этой группы работаю второй год. Полное взаимопонимание, сотворчество способствует  преодолению трудностей в учёбе.

Цель: развивать умение видеть текст и осмысливать его.

           

Задачи: 1. развивать навыки исследовательской деятельности (исследования  писательского мастерства);

  1. продолжить работу по обучению формирования собственной точки зрения на информацию, содержащуюся в тексте;
  2. работать над развитием социально-нравственных компетенций, коммуникативных навыков и ответственности за знания.

Оборудование: портрет Е. Замятина, иллюстрации к рассказу «Дракон».

Литература: 

  1. Вишнякова Е.Е. «Новый подход. Не только о технологии» - Развитие критического мышления через чтение и письмо.
  2. Еремина Т.Я. Мастерская ценностных Ориентаций. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока

Сначала на доске и в тетрадях нужно написать просто слово «дракон», без сообщения имени автора и названия урока.

• Дракон... Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы и ваши однокурсники.. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

              • Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение»?

• Где встречается этот образ?

• Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа?

Почему?

Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием (краткая запись в тетрадях, чтение).

... Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть  

вперед,  предугадать  дальнейшее,  -  словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

         Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

Чтобы закрепить наши впечатления, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения рассказа.

Место фрагмента в тексте

Повороты сюжета, образы, слова, художественные детали и др.

«Ожидаемое»

«Неожиданное»

Место действия (экспозиция)

Главный герой        (портрет)

Развитие действия (диалог в трамвае)

Кульминация   (воробьёныш)

Развязка

         Обратимся к рассказу:

«Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи».

Был ли он для вас неожиданным? Что именно оказалось неожиданным - запишите в нужную колонку.

        «Ожидаемыми» являются образ огня и ощущение нереальности происходящего («Петербург горел и бредил», «горячечное, небывалое, ледяное солнце»), образы людей («драконо-люди»), слово «изрыгали».

Отмечаются как «ожидаемое» также настроение рассказа. Это страшная, почти нереальная - при всей реальности происходящего - обстановка «люто замороженного» города.

        Стремительно, в самом первом слове («люто») задаётся общая тональность, создаётся настроение повествования. Отмечают учащиеся и исключительно неприятный звук - скрежет, которым сопровождается действие.

• Итак, место, где происходит действие, перед нами. Это «люто замороженный» Петербург.  Мы  помним и название рассказа - «Дракон». Ваш прогноз - каково содержание следующего абзаца? Конечно,  мы  ждем  появления  главного  героя.   Вспомните  наш ассоциативный ряд к этому слову! Теперь читаем дальше...

«На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот».

• Мы ожидали, что появится дракон - и вот он появился. Вернемся к нашей  таблице  и  запишем  -  что  здесь   «ожидаемое»  и  что неожиданное?

Ребята отмечают, что «дракон» не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий. Винтовку, если рассказ не читали ранее, учащиеся склонны рассматривать скорее как бутафорскую или как знак слабости, желания защититься. Только что-то мешает полностью признать, что перед нами реальный, обычный человек. Что? Может, последнее предложение? Оно звучит как-то непонятно, странно...

Следующий фрагмент - диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь?

«Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- ...Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

-Ну, и что же - довел?

- Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай».

Этот диалог в рассказе - самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображенная в рассказе, вовсе не сказочная - это реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь. Но зачастую этот диалог понятен только взрослым.

• Итак, о чем же этот разговор? Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он вел другого - очевидно, политического противника... нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?

• Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но каковы мотивы его поведения, почему он все время пытался заговорить со  своим провожатым?

• Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?

• Сожалеет ли «дракон» о своем поступке? С каким чувством он рассказывает о нем? Почему говорит «штычком», а не «штыком»?

• Сделайте вывод: какой дракон страшнее - сказочный (дышащий огнём, трехголовый) или вот этот, замятинский - пустой? Почему этот - страшнее? Можно ли в чем-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным...

Вернемся к таблице и запишем, чего мы ожидали, и что оказалось неожиданным...

•Следующий абзац начинается со слов «И вдруг...» Попробуйте предположить, как могли бы развиваться события дальше?

Чтение четвертой части рассказа:

«И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное,  материализованное из лютого тумана.

- Мать ты моя! Воробьёныш замерз, а! Ну, скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки, из бредового в человечий мир. Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

- Стервь  этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну, ска-жи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное».

Итак, снова неожиданный поворот. Герой Замятина бесчеловечен, жесток, но даже в таком жестоком существе есть возможность сочувствия «воробьёнышу».

Заполним нашу таблицу «ожидаемое» - «неожиданное».

•Отметьте наиболее выразительные художественные детали:

Ненужная,        валяющаяся        на        полу        винтовка.

Особенности речи дракона: одни и те же слова  звучат ругательством и служат для выражения растроганности, ласки. Почему?

Несколько необычно слово «воробьёныш» - привычнее «воробышек», «воробьишка».

Почему слово звучит именно так?

• Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его

завершение.

Чтение завершающей части:

«Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай».

Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

• Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно?

Почему?

• Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если

помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой приём, как

читательский прогноз?

• Взгляд Замятина на человека оптимистичен или пессимистичен?

Перечитаем рассказ целиком. Он такой короткий, что мы вполне могли чего-то и не заметить. Есть ли в рассказе «сквозные» (проходящие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова? Отметьте наиболее важные, на ваш взгляд, художественные

Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое - наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там - даже понимание ценности человеческой жизни...

Ребята отмечают и христианский мотив в рассказе, данный при малом объеме замятинского текста и важности деталей не случайно. Это - «голубь над загоревшимся домом» и обмолвка «дракона»: «Ей-бо...» Слово недоговорено, брошено, но знаменательно, что в сознании оно всё ещё существует. «Дракону» (даже ему!) нужен собеседник, нужно поделиться тем, что его переполняет: «Ну, ска-жи ты!»

Но ребята отмечают, что и на этот раз слова падают в пустоту. Не отзывается этот мир ни на трагедию, ни на радость. Он пустой. Даже драконы в нем - одиноки. Так дан мотив пустоты - пустоты души и пустоты этого нового, жестокого мира.

А теперь попробуем обобщить материал урока в маленькой таблице:

 

Форма:

что описывается в рассказе?

Содержание:

о чём рассказ?

Петербург. Зима  1918 года.

• О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась.

• О жестокости мира и людей в нём.

Разговор на трамвайной площадке.

• Об опасности пустоты в душе человеческой.

• О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья.

• О том, что в самом жёстком человеке может быть место проблескам доброты (не всё потеряно).

• О том, что мир, в котором потеряно человеческое начало, не может быть счастливым.

• ...

Домашнее задание:  сформулируйте ответ на вопрос: «Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много?»,  начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что ….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Урок-мастерская по рассказу В.Шаламова "Заклинатель змей"

“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствую...

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...