Рабочая программа индивидуального обучения по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс)
Программа разработана на основе: рабочей программы по русскому языку к учебнику для 8 класса (авторы программы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Н. М.Шанский – М.: Просвещение, 2014.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа индивидуального обучения по литературе для 8 класса | 852.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Куйбышевский район, с. Куйбышево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко
Рассмотрена и рекомендованак утверждению педагогическим советом от 30.08.2019, протокол №1 | «УТВЕРЖДАЮ»Директор Приказ от 31.08.2019№_____ОД Подпись ____________ М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения на дому
на 2019-2020 учебный год
по литературе
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 8-А класс, 8-В класс
Количество часов: 68 час.
Учитель: Татевосян Ирина Георгиевна
Программа разработана на основе: рабочей программы по русскому языку к учебнику для 8 класса (авторы программы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Н. М.Шанский – М.: Просвещение, 2014.)
Рассмотрена на заседании методического объединения 31.08.2019, протокол №1 |
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. Меркина, 5-е издание, М. «Русское слово» 2015. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель иего роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Универсальные учебные действия: знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии; составление вопросов к статье учебника; анкетирование; беседа; письменный ответ на вопрос.
Внутрипредметные связи: выявление круга читательских интересов учащихся.
Планируемые результаты
Ученик научится:
-характеризовать структуру учебника и его содержание; высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно прочитанных учащимися;
-определять сущность понятий творчество, творческий процесс;
-давать письменный ответ на вопрос.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 часа)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне; песни-плачи; средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач; параллелизм, повторы, постоянные эпитеты.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения; составление словаря одной из исторических песен; работа с иллюстрацией учебника и репродукцией картины И.Е. Репина.
Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (прослушивание музыкальных записей песен); изобразительное искусство (репродукции картин И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», В. Шилова «Патриарх Московский и всея Руси Филарет»; фрагмент миниатюры из «Титулярника» «Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена»).
Метапредметные ценности: формирование интереса к истории и фольклору.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- интонировать и правильно произносить текст исторической песни;
- выявлять основные мотивы песни;
- отличать историческую песню от других жанров фольклорной песни;
- характеризовать песенный сюжет;
- правильно записывать фольклорные произведения от их носителей и исполнителей;
— самостоятельно в различных источниках (в том числе в Интернете) находить фольклорные тексты своего региона,
классифицировать и характеризовать их.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения и пересказа; работа с учебником; подготовка сообщения; формулировки и запись выводов; наблюдения над лексическим составом произведений.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»; «Преподобный Сергий игумен Радонежский»; фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы); «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву»; миниатюра «Куликовская битва»).
Метапредметные ценности: формирование духовности в системе мировоззренческих ценностей учащихся.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- характеризовать особенности житийного жанра;
- определять тематику житийных произведений;
- выявлять и формулировать идейное содержание житийных произведений;
- характеризовать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в древнерусской литературе и изобразительном искусстве.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Г.Р. ДЕРЖАВИН (2 часа)
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия.
Теория литературы: лирическое стихотворение (развитие
представлений); ода.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; запись ключевых слов и словосочетаний работа с иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; составление сравнительных таблиц.
Внутрипредметные и мсжпредметные связи: изобразительное искусство (Ф. Иордан «Г.Р. Державин», гравюра по оригиналу С. Тончи; А.А. Васильевский. Портрет Г.Р. Державина; Д.Г. Левицкий. Портрет Г.Р. Державина; В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина, Портрет князя Куракина); скульптура (памятники Г.Р. Державину).
Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации «Памятники Г.Р. Державину».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять значение непонятных слов по контексту или с помощью словаря;
- интонировать и выразительно читать оду;
- определять мотивы стихотворения и его художественную идею;
- сопоставлять портреты Г.Р. Державина различных художников и формулировать микровыводы;
- готовить сообщение «Памятники Г.Р. Державину».
Н.М. КАРАМЗИН (3 часа)
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувствительное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения и пересказа; исследовательская работа с текстом; формулировка и запись выводов; похвальное слово историку и писателю; работа с репродукциями и иллюстрациями; план характеристики образов; подготовка сообщения «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова "Пушкин"».
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (В.А. Тропинин. Портрет Н.М. Карамзина; П.Ф. Соколов. Портрет Н.М. Карамзина; гравюра А. Флорова по оригиналу В.А. Тропинина; И.А. Лавров «Вид Симонова монастыря», О.А. Кипренский «Бедная Лиза»).
Творческая работа: сочинение «И бедные тоже любить умеют...»
Планируемые результаты
Ученик научится:
- характеризовать образ Н.М. Карамзина на основе материалов статьи учебника и портретов писателя, созданных русскими художниками;
- характеризовать сюжетную линию повести;
- осуществлять художественный пересказ текста;
- выразительно читать монологи героев;
- составлять план характеристики образов (Эраст, Лиза);
- определять отличие сентиментализма от классицизма;
- писать сочинение по личным впечатлениям.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» (1 час),
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (2 часа).
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня; элементы романтизма, романтизм.
Универсальные учебные действия: составление цитатного или тезисного плана; выразительное чтение наизусть и по ролям; составление вопросов к статье учебника; работа с иллюстрациями ирепродукциями; исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского работы К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, П.П. Соколова, А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдебрандта; портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника; В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»); музыка (К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», музыка народная).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму;
- определять жанр баллады, элегии, идиллии;
- находить в тексте балладные элементы;
- анализировать текст баллады;
- анализировать текст идиллии;
- сопоставлять балладу В.А. Жуковского «Лесной царь» с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и формулировать микровыводы;
- отбирать материал и составлять сценарий литературно-музыкального вечера.
А.С. ПУШКИН (8 часов)
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие; осознание пред начертанья, провидение, случай и судьба; независимость, ответственность; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и repoям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: элегия, послание, историческая песня, роман (исторический роман — развитие представлений); художественная идея (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение, чтение наизусть; составление планов разных типов; работа с эпиграфами к главам романа; подготовка тезисов, сообщения; работа с портретами и репродукциями; прослушивание музыкальных произведений; составление цитатного плана; исследовательская работа с текстом (фрагментом); сочинение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: история (С. Разин и Е. Пугачев, Екатерина II в русской истории и литературе); изобразительное искусство (прижизненные портретыА.С.Пушкина; В.И. Суриков «Степан Разин»; работа с иллюстрациями; В.Л. Боровиковский. Портрет Екатерины II; «Н.А. Корсаков», акварель Н. Эндера; «И.И. Пущин», рисунок Ф. Берне; «В.К. Кюхельбекер», гравюра И.И. Матюшкина; Н.Т. Богацкой «Портрет КНЯЗЯ A.M. Горчакова»; иллюстрации к «Капитанской дочке» П. Соколова, С. Герасимова, А. Иткина, В. Сыскова); кино (экранизации «Капитанской дочки»); музыка (П.И.Чайковский «Пиковая дама», ария Германа).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (литература и история; литература и музыка; литература и живопись).
Творческая работа: конкурс на лучшую формулировку темы сочинения по роману «Капитанская дочка»; сочинение на выбранную тему; творческий проект «Дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинского романа)».
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи А.С. Пушкина».
Внедрение: подготовка и тиражирование путеводителя «Дорогами Гринева и Пугачева».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять жанры лирики А.С. Пушкина;
- проводить исследовательскую работу с поэтическим текстом и фрагментом прозы;
- выразительно читать лирику А.С. Пушкина (вариативная интерпретация в чтении);
- готовить сообщение (история создания «Капитанской дочки»; «А.С. Пушкин о Пугачеве»);
- составлять цитатный план;
- готовить ответ по плану;
- определять темы и мотивы романа;
- определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно-исторического произведения;
- формулировать художественную идею романа;
- характеризовать систему образов романа;
- писать сочинение в форме эссе;
- отбирать материал и готовить в микроколлективе сценарий КТД.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)
Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лиро-эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения, чтение наизусть; составление цитатного плана; подготовка сообщения; работа с портретами и репродукциями; устное сочинение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М.Ю. Лермонтов «Автопортрет»; «М.Ю. Лермонтов», гравюра Ф. Иордана по портрету работы Ф. Моллера; иллюстрации к поэме «Мцыри»; репродукции картин М.Ю. Лермонтова, Л.О. Пастернака, В.А. Полякова, Ф.Д. Константинова, П.П. Кончаловского, В.Д. Замирайло и др.).
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода — неволя; сила духа).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Творческая работа: устное сочинение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации «М.Ю.Лермонтов — художник».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- комментировать портреты М.Ю. Лермонтова, созданные различными художниками;
- правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;
- готовить сообщение о творческой истории «Мцыри»;
- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;
- сопоставлять образ Кавказа в картинах М.Ю. Лермонтова с его изображением в поэме;
- выражать личное отношение к поэме;
- определять художественную идею поэмы;
- представлять устное сочинение;
- участвовать в создании слайдовой презентации и в подготовке КТД.
Н.В. ГОГОЛЬ (6 часов)
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения и комментирования; цитатный план; формулировка тем творческих работ; подготовка вопросов для обсуждения; работа со статьей учебника; работа с портретом и иллюстрациями; подготовка сообщения; характеристика персонажей, сопоставительная характеристика.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Д.И. Фонвизин «Недоросль»); изобразительное искусство (портреты Н.В. Гоголя работы Ф. Моллера и Горюнова; Н.В. Неврев. Портрет М.С. Щепкина; иллюстрации художников П.М. Боклевского, Ю.В. Васильева, Д.Н. Кардовского, А.И. Константинова, Ю.Д. Коровина, К.А. Савицкого; рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка, сценическая история пьесы); кино (экранизации «Ревизора»).
Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений (взяточничество, угодливость, ложь, лицемерие, ханжество).
Краеведение: Петербург в жизни Н.В. Гоголя.
Творческая работа: сочинение сопоставительного характера; инсценирование фрагмента комедии.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- характеризовать своеобразие личности Н.В. Гоголя, нашедшей отражение в его портретах;
- выразительно читать фрагменты комедии по ролям;
- участвовать в инсценировании фрагментов комедии;
- характеризовать композицию и фабулу пьесы;
- отмечать своеобразие гоголевской комедии в сопоставлении с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
- характеризовать психологические портреты персонажей комедии;
- определять конфликт в комедии;
- выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии;
- выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе;
- готовить сообщение о сценической истории «Ревизора», об экранизациях пьесы;
- участвовать в подготовке и проведении КТД.
И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.
Теория литературы: лирическая повесть; прообраз, прототип.
Универсальные учебные действия: различные виды пересказа; тезисный план; дискуссия; письменная характеристика персонажа; отзыв о прочитанном.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.В. Гёте «Фауст»; легенда о Лорелее); изобразительное искусство (портреты И.С. Тургенева работы И.Е. Репина, К.Е. Маковского, П. Виардо, А.П. Никитина; иллюстрации; рисунки учащихся); музыка и театр (музыкальные фрагменты для возможной инсценировки).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений учащихся (любовь, красота, духовность).
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- сопоставлять портреты И.С. Тургенева, созданные разными художниками;
- выявлять сюжет и фабулу повести;
- выразительно читать лирическую прозу;
- сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы;
- определять художественную идею произведения;
- принимать участие в дискуссии;
- давать развернутый письменный ответ на вопрос.
Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворениях.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: составление тезисного плана по ранее изученным материалам и статье учебника; выразительное чтение наизусть; составление словаря для характеристики лирического персонажа; сопоставление поэзии и прозы, посвященных изображению войны; устное рисование.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Крымская война в изображении Л.Н. Толстого); изобразительное искусство (А.А. Рылов «Зеленый шум»; А.Г. Венецианов «Крестьянка с косой и граблями»); музыка (СВ. Пащенко «Зеленый Шум»; П.Г. Чесноков «Зеленый Шум»; СВ. Рахманинов «Зеленый Шум»).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (отношение к войне; красота природы).
Планируемые результаты
Ученик научится:
- составлять тезисный план для ответа по биографии Н.А. Некрасова;
- выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова;
- выразительно читать стихотворения Н.А. Некрасова;
- создавать устно иллюстрацию к стихотворению («Если бы художником был я...»);
- анализировать одно из произведений поэта (комплексный анализ поэтического произведения).
А.А. ФЕТ (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; устное рисование; письменный ответ на вопрос; работа с иллюстрациями; подбор цитат к сочинению-описанию; исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство, (портрет А.А. Фета работы И.Е. Репина; репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»; А.К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком»).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (родная природа).
Творческая работа: сочинение «Родная природа глазами А.А. Фета».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и природе поэтов XIX века»:
Н.И. Гнедич «Осень»;
П.А. Вяземский «Береза», «Осень»;
А.Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама...»;
А.Н. Плещеев «Отчизна»;
Н.П. Огарев «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков «После дождя»;
А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»;
И.Ф. Анненский «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- готовить сообщение о жизни А.А. Фета;
- выразительно читать стихотворения о природе;
- составлять цитатный план к сочинению;
- составлять тезисы к сочинению;
- выявлять художественную идею стихотворений А.А. Фета;
- подбирать материал и участвовать в проведении КТД.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.
Теория литературы: драма.
Универсальные учебные действия: чтение по ролям; письменный отзыв на эпизод; составление цитатного плана.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки о Снегурочке в устном народном творчестве); изобразительное искусство (эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В.М. Васнецовым); музыка (музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков).
Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений о народных праздниках и фольклорных образах (Масленица, Снегурочка).
Планируемые результаты
Ученик научится:
- самостоятельно читать сцены из пьесы;
- выразительно читать по ролям;
- готовить сообщение «Снегурочка в устном народном творчестве»;
- записывать основные положения рассказа учителя;
- устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями («Снегурочка" в искусстве»).
Л.Н. ТОЛСТОЙ (3 часа)
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза; композиция и фабула рассказа (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями и иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; дискуссия; сочинение-рассуждение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Т. Шаламов «Прокуратор Иудеи»); изобразительное искусство (И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого; И.Е. Репин «Л.Н. Толстой за работой»; иллюстрации Ж. Ру и Беннета к «Отрочеству»; иллюстрации к рассказу «После бала»; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование ценностных инравственно-эстетических представлений (семейные ценности и традиции, мечта о служении людям, служба и человечность).
Внедрение: создание альбома иллюстраций из рисунков учащихся; публикация лучших работ в сети Интернет.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- выразительно читать, в том числе и по ролям;
- выявлять темы и мотивы автобиографической повести;
- определять личное отношение к изображаемым событиям;
- участвовать в дискуссии;
- видеть второй план в рассказе «После бала»;
- выявлять художественную идею рассказа;
- характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в произведении;
- готовить материал для сочинения-рассуждения;
- участвовать в создании рисунков к «Отрочеству» и рассказу «После бала».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
М. ГОРЬКИЙ (3 часа)
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ-символ.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; цитатный план; работа со статьей учебника; составление сопоставительной таблицы; работа с иллюстрациями.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Я. Брюсов «Романтикам»); изобразительное искусство (П. Пинкисевич. Иллюстрации к рассказу «Макар Чудра»; рисунки учащихся); кино (кинематографические версии ранних рассказов М. Горького).
Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений (смысл жизни, истинные и ложные ценности).
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
Творческая работа: сочинение-рассуждение.
Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации по материалам книжной выставки.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- выразительно читать фрагменты рассказа;
- выявлять конфликт в произведении;
- характеризовать образ героя и рассказчика;
- определять художественную идею произведения;
- высказывать личное отношение к событиям и поведению героя;
- составлять цитатный план для сочинения-рассуждения;
- составлять сопоставительную таблицу и формулировать микровывод;
- участвовать в КТД.
В.В. МАЯКОВСКИЙ (2 часа)
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы; конфликт в лирическом стихотворении; рифма и ритм (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (обращение к ранее изученным стихотворениям В.В. Маяковского; С.А. Есенин «Песня о собаке»); изобразительное искусство (последний рисунок В.В. Маяковского 1930 года; «Окна РОСТа» № 742, 598, 532; Первое «Окно сатиры РОСТа», сделанное В.В. Маяковским в 1919 году; рекламный плакат «Резинтреста» 1923 года).
Метапредметные ценности: развитие представлений об искусстве первых советских десятилетий.
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- готовить сообщение о Маяковском и его работе в «Окнах РОСТа»;
- самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;
- формулировать микровыводы;
- правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;
- характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
- определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям »;
- высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению;
- готовить вопросы к литературной викторине.
О СЕРЬЕЗНОМ — С УЛЫБКОЙ (САТИРА НАЧАЛА XX ВЕКА) (2 часа)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие». М.М. Зощенко «Обезьяний язык».
Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).
Универсальные учебные действия: составление словаря лексики персонажа; запись основных положений лекции учителя.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (рассказы А.П. Чехова; афоризмы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Горького и др.); фотографии Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко; изобразительное искусство (Н.П. Ульянов «Группа воображаемых портретов»).
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений при анализе тематики и проблематики сатирических произведений Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- самостоятельно готовить материал для сообщения;
- составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов);
- записывать основные положения лекции учителя;
- формулировать микровыводы;
-устанавливать связи между сатирическими рассказами Н.А. Тэффи, М.М. Зощенко и произведениями Н.В. Гоголя, А.П. Чехова;
- формулировать идею сатирических произведений Н.А. Тэффи иМ.М. Зощенко.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.
Теория литературы: тема и мотив (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; прослушивание музыкальных записей; формулировка микровыводов; запись основных тезисов урока; выразительное чтение наизусть.
Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (муз. А. Петрова, стихи Н. Заболоцкого «Облетают последние маки...», «Обрываются речи влюбленных…»; муз. М. Звездинского, стихи Н. Заболоцкого «Признание»).
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (красота, творчество, достоинство, человек и природа).
Творческая работа: сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- выразительно читать стихотворения Н. Заболоцкого;
- определять темы и мотивы лирических произведений поэта;
- формулировать микровыводы и выводы;
- записывать основные тезисы по материалам урока;
- самостоятельно готовить материал и писать сочинение-рассуждение «Что есть красота?..»
- участвовать в подготовке и проведении КТД.
М.В. ИСАКОВСКИЙ (2 часа)
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату...», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником; исследовательская работа с текстом (стихотворение «Три ровесницы»); прослушивание музыкальных записей.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В. Исаковский «Сто песен»); история (Будапештская операция); музыка (М. Блантер, А. Захаров. Песни на стихи М. Исаковского); культура (музей песни «Катюша» в пос. Всходы Угранского района Смоленской области); изобразительное искусство (Е.М. Чернов «Среди родных»).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при анализе лирики М.В. Исаковского (любовь, верность, трагизм, народность).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи при работе с текстами М.В. Исаковского;
- выявлять темы и мотивы лирики поэта;
- определять художественную идею произведений;
- выявлять фольклорные традиции в лирике при исследовательской работе с текстом;
- готовить материал и участвовать в КТД.
В.П. АСТАФЬЕВ (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева; рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: различные виды чтения; сложный план к сочинению; подбор эпиграфа; подготовка сообщения; работа со статьей учебника; художественный пересказ; конкурс на лучшую тему сочинения по рассказу «Фотография, на которой меня нет».
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (война в стихах и прозе советских писателей); история (война в судьбе членов моей семьи); кино (экранизации произведений о Великой Отечественной войне); фотохроника ТАСС 1941— 1945 годов.
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений (человек на войне, служение, подвиг, любовь к жизни и долг).
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Творческая работа: сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева, писем и фотографий с фронта изсемейного архива учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова «Нежно с девочками простились…
Д.С. Самойлов «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов «Жди меня»;
П.Г. Антокольский «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц «Памяти защитников»;
М. Джалиль «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов «Журавли» и др.
Внедрение: создание компьютерной слайдовой презентации «Из семейного архива».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи;
- выразительно читать фрагмент рассказа;
- проводить исследовательскую работу с текстом;
- определять значение названия рассказа в его образно-художественной системе;
- формулировать художественную идею рассказа;
- готовить материал и участвовать в КТД.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие вэпосе Твардовского.
Универсальные учебные действия: различные виды чтения; цитатный план.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (судьба России в эпосе А. Твардовского); история (Александровский централ, раскулачивание); изобразительное искусство (О. Верейский. Иллюстрации к поэме).
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений (трагические страницы истории страны; ответственность за судьбу Отечества; величие Родины; вера в Россию).
Краеведение: о России — сболью и любовью (выставкапроизведений А.Т. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «СудьбаОтчизны»:
А.А. Блок «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак «После вьюги»;
А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»;
М.А. Светлов «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский «Слеги»;
Р.И. Рождественский «Мне такою нравится земля...»;
B.C. Высоцкий «Я не люблю» и др.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- определять жанр поэмы «За далью — даль»;
- выявлять темы и мотивы в сюжете поэмы;
- самостоятельно анализировать одну из глав;
- комментировать иллюстрации к поэме;
- выразительно читать фрагмент поэмы;
- характеризовать образ автора-рассказчика;
- принимать участие в подготовке и проведении КТД.
В.Г. РАСПУТИН (3 часа)
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: рассказчик в художественной прозе (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления; подготовка тезисов к уроку-диспуту; работа со статьей учебника; работа с портретом и иллюстрациями; формулирование выводов.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.С. Глазунов. Портрет В.Г. Распутина; Б. Алимов. Иллюстрации к повести «Уроки французского»); кино (экранизация повести).
Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений (дети и взрослые; учитель и ученик; доброта и готовность прийти на помощь; взаимопонимание, бескорыстие).
Творческая работа: устное сочинение «Уроки на всю жизнь».
Планируемые результаты
Ученик научится:
- характеризовать сюжет рассказа;
- характеризовать образы центральных и второстепенных персонажей;
- сопоставлять образы рассказа с иллюстрациями;
- характеризовать образ рассказчика;
- составлять цитатный план;
- определять фабулу рассказа;
- формулировать художественную идею рассказа;
- готовить устное сочинение «Уроки на всю жизнь».
- готовить сообщение об экранизации повести.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У. ШЕКСПИР (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с материалами учебника; выразительное чтение по ролям; подготовка сообщения; экскурсия по сайту, посвященному трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Э. Лейбовиц, Ф. Дикси, Ф.Д. Константинова, С.Г. Бродского); музыка (опера В. Белинни «Капулетти и Монтекки», опера Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», симфоническая поэма Г. Берлиоза «Ромео и Юлия», увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта», балет на музыку С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и др.); кино (экранизации трагедии).
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (любовь, верность, жертвенность).
Планируемые результаты
Ученик научится:
- составлять тезисы,
- записывать выводы,
- выступать с сообщением;
- формулировать художественную идею трагедии;
- устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусства.
М. СЕРВАНТЕС (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: рыцарский роман; романный герой; пародия (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: составление плана рассказа о писателе; дискуссия; различные виды пересказа; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В. Набоков. Лекции о «Дон Кихоте», Ю. Друнина «Кто говорит, что умер Дон Кихот?»); изобразительное искусство (Г. Доре, С.Г. Бродский. Иллюстрации к роману); кино (экранизации романа).
Планируемые результаты
Ученик научится:
— участвовать в беседе и дискуссии о соотношении мечты и действительности;
- устанавливать связи между литературным героем и его отражением в разных видах искусства;
- сопоставлять героев-антагонистов (Дон Кихот и Санчо Панса);
- раскрывать смысл понятия « вечный образ ».
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: классно-урочная система, исследования, беседы, кино-уроки, проекты.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
1 | Художественная литература и история | 1 | 04.09 | |||
2 | Исторические песни. Исторические песни 16 века. | 1 | 06.09 | |||
3 | Исторические песни 17 века. Песни о Степане Разине | 1 | 11.09 | |||
4 | «Житие Сергия Радонежского». | 1 | 13.09 | |||
5 | «Слово о погибели Русской земли…» | 1 | 18.09 | |||
6 | «Житие Александра Невского». | 1 | 20.09 | |||
7 | Конкурс рефератов | 1 | 25.09 | |||
8 | Г.Р. Державин–поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа». | 1 | 27.09 | |||
9 | Г.Р. Державин «Памятник». | 02.10 | ||||
10 | Краткие сведения о Н.М. Карамзине. | 1 | 04.10 | |||
11 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | 1 | 09.10 | |||
12 | Поэты пушкинского круга. Романтизм. | 1 | 11.10 | |||
13 | В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь» | 1 | 16.10 | |||
14 | В.А. Жуковский Анализ стихотворения «Невыразимое» | 1 | 18.10 | |||
15 | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» | 1 | 23.10 | |||
16 | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» | 1 | 25.10 | |||
17 | «Песни о Стеньке Разине». | 1 | 06.11 | |||
18 | «Капитанская дочка». Историческая основа романа. Тема семейной чести (анализ 1-2 главы) | 1 | 08.11 | |||
19 | Порядки в Белогорской крепости. | 1 | 13.11 | |||
20 | Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы. | 1 | 15.11 | |||
21 | Защита реферата по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | 20.11 | |||
22 | Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». | 1 | 22.11 | |||
23 | Художественная идея поэмы Лермонтова «Мцыри». | 1 | 27.11 | |||
24 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. | 1 | 29.11 | |||
25 | Анализ первого действия. | 1 | 04.12 | |||
26 | Хлестаков и городничий. Анализ второго действия. | 1 | 06.12 | |||
27 | Анализ третьего действия. | 1 | 11.12 | |||
28 | Хлестаков – ревизор. Анализ четвёртого действия. | 1 | 13.12 | |||
29 | Художественная идея комедии. Анализ пятого действия. | 1 | 18.12 | |||
30 | Речь как средство создания образов героев комедии. | 1 | 20.12 | |||
31 | Краткие сведения об И.С. Тургеневе | 1 | 25.12 | |||
32 | И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. | 1 | 27.12 | |||
33 | Композиция повести. Образ Аси. | 1 | 10.01 | |||
34 | Образ природы. Тема рока в повести. | 1 | 15.02 | |||
35 | Краткие сведения о Н. Некрасове. «Внимая ужасам войны…» | 1 | 17.01 | |||
36 | Н. Некрасов «Зелёный шум». | 1 | 22.01 | |||
37 | Краткие сведения о Фете А.А. «Целый мир от красоты…» | 24.01 | ||||
38 | «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | 1 | 29.01 | |||
39 | Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка» | 1 | 31.01 | |||
40 | Особенности конфликта. Берендеево царство в пьесе. | 1 | 05.02 | |||
41 | Защита Рефератов | 1 | 07.02 | |||
42 | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество». | 1 | 12.02 | |||
43 | Л.Н. Толстой «После бала». Анализ первой части рассказа. | 1 | 14.02 | |||
44 | Анализ второй части рассказа. | 1 | 19.02 | |||
45 | М. Горький «Макар Чудра» | 1 | 21.02 | |||
46 | М. Горький «Мой спутник» | 1 | 26.02 | |||
47 | Краткие сведения о В.В. Маяковском | 28.02 | ||||
48 | Поэт и толпа в стихах В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 04.03 | |||
49 | Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. | 1 | 06.03 | |||
50 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие». | 1 | 11.03 | |||
51 | М.Зощенко. Художественное своеобразие рассказов. | 1 | 13.03 | |||
52 | М. Зощенко «Обезьяний язык». | 1 | 18.03 | |||
53 | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. | 1 | 20.03 | |||
54 | «Я не ищу гармонии в природе…» | 1 | 01.04 | |||
55 | Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка». | 1 | 03.04 | |||
56 | М.В. Исаковский «Катюша» | 1 | 08.04 | |||
57 | М. Исаковский «Враги сожгли родную хату…». | 1 | 10.04 | |||
58 | М. Исаковский «Три ровесницы». | 1 | 15.04 | |||
59 | Краткие сведения об А. Твардовском. «За далью-даль». | 1 | 17.04 | |||
60 | А. Твардовский «За далью-даль» Анализ главы «Огни Сибири». | 1 | 22.04 | |||
61 | Краткие сведения о В. Астафьеве. Тема человека и истории в произведении. | 1 | 24.04 | |||
62 | В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет. | 1 | 29.04 | |||
63 | Краткие сведения о В. Распутине. | 1 | 06.05 | |||
64 | В. Распутин. «Уроки французского». Нравственная проблематика рассказа. | 1 | 08.05 | |||
65 | Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета трагедии «Ромео и Джульетта» | 1 | 13.05 | |||
66 | Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта» | 1 | 15.05 | |||
67 | Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот». | 1 | 20.05 | |||
68 | Промежуточная контрольная работа | 1 | 22.05 |
Приложение
Экзамен по литературе проводится в 8 классе по модели, готовящей обучающихся к итоговой аттестации в новой форме, и предусматривает проверку их знаний по основным разделам программы.
Проверяется умение определять жанр, основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, их авторов, знание важнейших эпизодов и их взаимосвязь, основные теоретико-литературные понятия, изученные в 8 классе. Система зданий адаптирована для данной возрастной категории.
Общая характеристика структуры экзаменационной работы.
Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.
Часть 1.(А1-А9) включает в себя 9 заданий тестового характера, проверяющие знания, по темам, изученным в 7 классе, и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов. Задания А1-А5 предполагают выбор правильного варианта ответа, задание А6 на установление хронологической последовательности событий. Задание А7-А9 на установление соответствия.
Часть 2. (В1-В4) проверяют знание теории литературы и включают в себя 7 заданий, выявляющих знание портрета литературного героя, средств художественной выразительности, стихотворного размера.
Часть 3. (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям.
№п/п | Части работ | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 9 | 20 | Тестовые задания с выбором ответов, установление соответствия |
2 | Часть 2 | 4 | 18 | Выполнение заданий с кратким ответом. |
3. | Часть 3 | 2 | 10 | Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом. |
Ключ правильных ответов:
Вариант №1, часть А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Верный ответ | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2,4,3,1,5 | 1-б, 2-г, 3-а,4-д,5 -в | 1-д,2 –г,3-а.4-б,5-в | 1-г,2-а,3 –б,4-г |
В1.- Митрофан, Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В2. –Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»
В3. –Дактиль, Н.А.Некрасов
В4. –метафора
С1. И.А. Бунин «Кукушка»: сравнение (шатается, как волк), просторечные выражения.
Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.
Вариант №2, часть А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Верный ответ | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3,2,1,4 | 1-б,2-в,3-д,4-а,5-г | 1-д,2-г,3-а,4-б,5-в | 1-г.2-а,3-б,4-в |
ЧастьВ 1-Акулина Ивановна, М.Горький «Детство»;
В2 –Хрюкин, А.Чехов «Хамелеон»;
В3. –А.Твардовский, амфибрахий;
В4. –метафора
Часть С
С1 –И.А. Бунин «Кукушка»: эпитеты (весело ползали, ласково лизала, отчаянно визжали), просторечное выражение «волченята». Главная мысль: безжалостное обращение человека с природой, животными.
Критерии оценки:
От 0до 16 б. – «2»
От 17 до 30 – «3»
От 31 до 40 –«4»
От 41 до 48 – «5»
Тестовые задания по литературе за курс 8 класса по программе Меркина Г.С.
1 вариант
А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»:Зреет рожь над жаркой нивой,/
И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».
1) Любовная лирика;
2) Свободолюбивая лирика;
3) Философская лирика;
4) Патриотическая лирика;
А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
А3.Сюжет это:
1) События произведения;
2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
А4. Жанр произведения «Иван Сусанин» К.Ф. Рылеева
1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) дума.
А5.Автор произведений «Зреет рожь над жаркой нивой..», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
1) А.А. Фет;2) И.С. Тургенев;3) М.Ю. Лермонтов;4) Н.А.Некрасов.
А.6Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:
1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца | А) экспозиция |
2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше | Б) завязка |
3) детство Петруши в родовом имении | В) кульминация |
4) знакомство Гринёва с главной героиней повести | Г) развязка |
А7. Соотнесите произведения и героев:
1) Маша Миронова а) «После бала»
2) Асяб) «Ася»
3) Варенькав) «Снегурочка»
4) Лельг) «Капитанская дочка»
А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза | а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
2) былина | б) расположение, построение художественного произведения |
3) гипербола | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления |
А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) В. Распутин «Уроки французского» | 2) Л.Толстой «После бала» | 3) Н.Гоголь «Ревизор» | 4) А.Пушкин «Капитанская дочка» |
а | б | в | г |
Часть В.
В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом.Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…
__________________________ _________________ ___________________
В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.
Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.
____________ ______________ ______________
В.3.Назовите автора стихотворения,определите стихотворный размер отрывка.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока-
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога.
________________________________ ____________________
В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд
_________________________________
Часть С
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизалаих. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…
И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать,твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…
Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…
С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
2 вариант
А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:
1) описание русской природы;
2) описание внешности человека;
3) образ русской женщины;
4) образ Родины.
А2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче» звучит основная мысль стихотворения:
1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, /сиди, рисуй плакаты!»
2. «Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»
3. «Светить всегда, /светить везде, /до дней последних донца.»
4. «А вот идёшь-/взялось идти, /идёшь и светишь в оба.»
А3.Фольклор – это:
1) народное искусство;
2) народное словесное искусство;
3) это сказки.
А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей(выберите правильный ответ):
1-«Миргород»
2 –«Петербургские повести»
3. -«Арабески»
А5.А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …
1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском3) Петре Первом 4) царе Салтане
А6.Расставьте в хронологическом порядке компоненты.
1.Кульминация;
2.Развитие действия;
3.Завязка;
4.Развязка;
А7. Соотнесите авторов и их произведения:
1) В.Г. Распутина) «19 октября»
2) Н.В.Гоголь б) «Уроки французского»
в) «Ревизор»
3) А.С.Пушкин г) «Макар Чудра»
4) М.Горький А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза | а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении |
2) былина | б) расположение, построение художественного произведения |
3) гипербола | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления |
А.9.Соотнесите иллюстрацию и произведение:
1) А.Пушкин «Капитанская дочка» | 2) В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | 3) М.Лермонтов «Мцыри» | 4Н.Карамзин «Бедная Лиза» |
а | б | в | г |
Часть В
В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.
_________________________ _____________________ _____________________
В2.Напишите имя, фамилию персонажапо его описанию, название произведения:
«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…
______________________ ____________________ ______________
В3. Определите стихотворный размер отрывка.
Назовите автора стихотворения
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.
___________________ _____________________
В4. Какое средство художественнойвыразительности использует автор?
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
Часть С.
Почитайте приведенный ниже отрывок:
Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.
-Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!
И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.
С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 6 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс (34 часа) - индивидуал...
рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 7 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа индивидуального обучения по литературе ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...