Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Демченко Людмила Григорьевна

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_sama_zhizn_voda.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ты сама жизнь – Вода»     (Слайд №1)

Класс       8 класс

Задачи урока: 

Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды.

Развивающие: расширить знания учащихся о  нахождении воды в природе, обобщить знания о значении воды для живых организмов; развивать у учащихся навыки индивидуального выступления перед аудиторией;

Воспитательные: выделить экологические проблемы, связанные с загрязнением и очисткой воды, воспитывать бережное отношение к воде, продолжить формировать навыки совместной групповой деятельности.

Оборудование: 

проектор, лаб. оборудование для опыта( картофель, сосуды с пресной и соленой водой)

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать небольшим стихотворением.

Слайд №1.

Учитель .

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега...

А время придет — все растает,

И будет простая вода.                        

                                   А. Фет

I. Актуализация знаний о воде.

Учитель :

 Сегодня тема нашего урока: "Вода" (Слайд №2) 

А сейчас для того, чтобы мы сформулировали цели урока поработаем с таблицами на ваших столах: Слайд№3

Что мы знаем?

Что хотели бы знать?

Что узнали?

Давайте определим цель нашего урока, что должны изучить о воде.

Уч-ся: Изучить свойства воды, способы очистки, роли воды ( слайд №4)

Учитель . Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни - водой, ее нахождением в природе,  строением, физическими и химическими свойствами, значением  воды в организме человека.

Слайд№5

Еще раз обращаемся к таблице и записываем цифры с правильными высказываниями.

Слайд№6

Проверка.

Уч-ль : Слово "вода " звучит на разных языках по разному: гидро (гидрокостюм), аква (акваланг). Над изучением формулы воды  работали многие ученые. Древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. И продолжалось это до конца 18 века.

Из каких элементов составлена формула воды?

Слайд№7

Это вещество простое или сложное?

 Демонстрирует молекулу воды и предлагает детям собрать её самим. Для этого на столах учащихся имеются детали для модели.

Учащиеся показывают собранные модели.

Задача.

Вычислите массовые доли элементов в воде.

П.Изучение нового материала

 Нахождение воды в природе.(Слайд №8)

Учитель. Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире.. Земля -  самая водная планета Солнечной системы.

 Две трети ее  поверхности занято водой. Все воды на Земле объединяются понятием «гидросфера».  По последним данным,  97,2 %  гидросферы составляют  соленые воды морей и океанов.  Остается 2,8 % - это пресная вода. Так много или мало пресной воды на Земле? Очень мало! Воду надо беречь.

 Физические свойства воды.

Учитель. Проведем самостоятельную работу с целью повторения физических свойств чистой  воды. На партах у Вас находятся листики для опроса. Подпишите их и заполните. (2-3 мин)

Задание: Впишите характеристики, отражающие физические свойства воды:

Физические свойства

Характеристика

1

Цвет

2

Вкус

3

Запах

4

Температура кипения

5

Температура плавления

6

Плотность воды при 4ᵒС

7

Плотность льда при 0ᵒС

8

Теплопроводность

9

Способность растворять вещества

 Отложите на край стола.

Слайд№9

Слайд №10.

Удивительное вещество – вода(сообщение ученика)Курочкина

Ученик. Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей.
Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале температур от 0 до +4 °С вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При +4 °С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м
3. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не достигнет +4 °С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры, изображенное на рисунке. Благодаря этому под слоем льда, покрывающим водоем сверху, живут в воде рыбы и другие обитатели водоемов.

Медленное повышение температуры воды при нагревании и соответственно выделение значительных количеств теплоты при охлаждении смягчают колебания температуры вблизи больших водоемов.

Учитель: А сколько агрегатных состояний Вы знаете?

Учащиеся: Три: пар, жидкость, лёд.

Учитель  Почему для воды характерно три агрегатных состояния? (Наша планета удалена от Солнца на расстоянии 150 млн км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и

 газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если

 бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км от Солнца - вода была бы вечным

 льдом, а на расстоянии 134 млн. км просто испарилась бы)

Вода – растворитель.

Учитель: По отношению к воде вещества делятся на: (слайд №11  )  

1)растворимые                    2) нерастворимые                      3) малорастворимые

Демонстрация опыта. В большие стаканы с пресной и соленой водой опускают по

    варенному яйцу ( или сырой картофель). Какой вывод можно сделать?

 Вода в организме человека.

Учитель .

 Вода – растворитель и реагент в организме человека. Большинство реакций в живой и неживой природе протекает в водных растворах и при участии воды. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды?

Сообщение учащегося.  (Слайд №12, 13, 14 )Лифанцева

  В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. Без воды нет жизни. Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Вода - прежде всего растворитель, в среде которого протекают все элементарные акты жизнедеятельности.  Она является основной частью клеток, тканей, растительных и животных соков. Содержание воды в живых организмах различно. Например: в корнях и луковицах растений содержится 70-95% воды, в животных – более 70%, в теле человека – около 70%.

   Содержание воды изменяется в течение возраста. В молодых организмах ее значительно  больше, чем в старых. Потеря организмом 12-20%  влаги смертельна.

Известно что вода присутствует во всех частях нашего организма, хотя например в коре мозга её 85%, в коже 72%, в зубной эмали всего лишь3%. Это свидетельствует о том, что в наиболее интенсивно работающих органах содержится большее число воды.

    Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы.  Вода служит основой крови и лимфы.      Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения у человека расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др. У нее есть еще одна важная роль: через систему потоотделения отрегулирует температуру тела.

Учитель . 

(Слайд № 15 )

А теперь с помощью простых математических расчесов давайте подсчитаем, сколько кг воды содержится в вашем теле. Это не чистая вода, в ней растворены различные вещества. Речь идет о биологической жидкости.

Слайд№16

Минута для релаксации (под шум прибоя)

Закройте глаза и представьте. Вы сидите на берегу моря. Босые ноги на мокром песке. Набегает волна. Ласковая, как котенок. Трется она о ваши ноги. Вы набираете мокрого песка ладонями, а потом разжимаете их. Стряхните остатки песка с ваших рук. Глубоко вдохните свежий морской воздух. Откройте глаза.

 Химические свойства воды.  

Учитель: Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ. Сейчас мы познакомимся с ее химическими свойствами. Но сначала вспомним, какие типы химических реакций вы знаете?  (разложения, соединения, замещения и обмена)

Слайд № 17   А) Реакции разложения.

 Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Напишите уравнение реакции разложения воды.

2О=2Н22

Слайд №  18 .

Б) Реакции соединения. Обратите внимание на памятку на ваших столах.

Вода реагирует со многими сложными веществами, например с оксидами неметаллов и металлов. Закончите данные уравнения реакций. (2 ученика на доске)

SO3 + H2O =                                      СaO + H2O  = 

Назовите полученные вещества.

Вывод: при взаимодействии воды с кислотными оксидами образуются кислоты. С основными оксидами – основания.

Слайд №19 

 С водой не реагируют кислотные оксиды – SiO2, несолеобразующие – СО, NO, а также оксиды металлов средней тяжести и тяжелых.

Слайд № 20

  В) Реакции замещения.

Учитель: рассмотрим, как вода вступает в реакции замещения с активными металлами.

Видеоопыт

2Na+2H2O=2NaOH+H2

Напишите соответствующее уравнение реакции. Назовите полученное вещество.

Вывод: вода реагирует с металлическим натрием с образованием щелочи – гидроксида натрия, поэтому лакмус синеет.

Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.

Запишите уравнение реакции,  расставьте коэффициенты. 1 ученик у доски.

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

 Загрязнение воды и ее очистка.

Слайд №21

Учитель. В последние десятилетия чистой  воды на Земле  становится все меньше. Что же является основными источниками ее загрязнения?

 Вы открываете кран и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная  вода. А ведь попадает она в дом из реки. Скажите, а можно ли воду из реки сразу использовать к употреблению?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Почему? С чем это связано?

Учащиеся: Она грязная и непригодная для питья.

Учитель: Предложите как её можно очистить? Алиева Джамиля

Слайд№22

Слайд№23

Учитель: А теперь давайте посмотрим как очищают воду в промышленности.

  Потребление воды человеком

Слайд №24

Учитель : Количество воды, потребляемое человеком в сутки, с развитием цивилизации активно растет.

В конце ΧΙΧ в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 вёдер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30-40 вёдер на человека.

«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона.

Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 480 л.

Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды.

Слайд № 25.

 «Потребление воды»

На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани – 1000 м3, искусственного волокна – 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Ставропольский край ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.

Слайд №26.

 Способы экономии воды.

А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л. воды за одну человеко-чистку. Во время бритья можно, вместо того чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 л., а всего 0,2, а бреющихся миллионы…

Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив воду, белье можно выполоскать дочиста.

Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть овощи.

Слайд №27.

 Охрана воды.

Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения, строгого учета, охраны от загрязнения и экономного использования.

Ш. Закрепление изученного материала.

 Учитель. Мы изучили основной материал урока. Попробуем проверить ваши знания.  Тест с взаимопроверкой.

Слайд № 28.

Тест

Вода имеет наибольшую плотность при:

а. 0°

б. 100°

в. -10°

г. 4°

2. К хорошо растворимым веществам относят:

а. мел

б. золото

в. поваренная соль

г. песок

3. Наибольшее количество воды содержится в:

а. костях

б. крови

в. мышцах

4. Установите соответствие:

1.в корнях и луковицах растений воды…                  а. 75-90%

2. в теле животного воды...                                          б. более 70%

3. воды в организме взрослого человека…                в. около 70%

5. Установите соответствие:

1. СО22О=                                                                 а. 2NаОН

2. Nа2О+Н2О=                                                               б. 2КОН+Н2

3. 2К+2Н2О=                                                                 в. Н2СО3

6. При взаимодействии SО2 с водой лакмус в полученном растворе:

а. синеет

б. краснеет

в. не меняет цвета

7. Выберите правильные утверждения:

А. Круговорот воды обеспечивает сушу пресной водой.

Б. Круговорот воды происходит под воздействием солнечной энергии и силы тяжести.

а. только А

б. только Б

в. верны оба ответа

г. неверны оба ответа

8. Установите последовательность стадий очистки питьевой воды:

а. фильтрование

б. обеззараживание

в. отстаивание

г. озонирование или хлорирование

9. Выберите органы, через которые вода удаляется из организма

а. легкие

б. печень

в. почки

г. кожа

д. мышцы

е. кости

10. Установите соответствие между физиологическими процессами и функцией воды

1. потоотделение                                                      а. транспортная

2. перенос питательных веществ кровью              б. выделительная

3. удаление продуктов распада                               в. Терморегуляционная

Взаимопроверка:

Слайд №29  «Правильные ответы»

Слайд № 30  

IV. Рефлексия

Учитель  Сегодня  на уроке вы вспомнили и обобщили то, что знали о воде,  узнали много нового, интересного об этой загадочной стихии. Раскрыли значение воды на нашей планете и многообразие ее профессий. Заканчивая наш урок,  я  прошу вновь обратиться к схеме, которую вы заполняли вначале урока.

Поднимите руки те, кому сегодня удалось расширить свои знания о воде. Молодцы!  

Спасибо за сотрудничество, вы хорошо поработали. Оценки за сообщения – 5, за тест вы уже получили предварительные оценки в результате взаимопроверки, за работу у доски - ………

Слайд №31

У. Домашнее задание: запишите в дневники: § 29

Придумайте сказку, стихотворение,  рассказ о путешествии капельки воды.

Слайд 32.   Учитель :

Запомните, ребята! Вода – это жизнь! Берегите воду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков химии 9 класс по учебнику авторов: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень). Автор: Н.Н. Гара,...

"Химия в нашей жизни. Вода, водные растворы."

Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно-научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у воспитанников естествен...

Конспект урока: Химия в повседневной жизни.

Конспект урока: "Химия в повседневной жизни " для учащихся 10 - 11 классов. Цель: Доказать, что без химии немыслим современный   быт человека. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся, о в...

Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)

Конспект урока представлен  в форме технологической карты   в свете  требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...

конспект урока химии на тему "Вода. Растворы. Растворение"

целью урока была-создание условий для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений по теме "Вода. Растворы. Растворение". использованы методы обучения- частично-поисковый, практически...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Конспект урока систематизации знаний по теме "Вода" ,химия 8 класс

Урок систематизации и углубления знаний по теме "Вода ",Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров»...