Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.Грин «Алые паруса»»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Главным персонажем всех книг Александра Грина было море. Неудивительно, что писатель решил поселиться в Феодосии. Этот Крымский город покорил его сразу причудливыми очертаниями горных хребтов и красотой побережья. В Крым писатель переехал в 1924 году. Он поселился в доме №10 по улице Галерейной, где в настоящее время размещается его музей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_6_klasse_alye_parusa.doc | 69.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_literatury_v_6_klasse_alye_parusa.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе
по теме:
«А.Грин «Алые паруса»»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ Бугаевской СОШ
Борщева Юлия Сергеевна
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.
- Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.
- Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портрет Александра Грина.
- Выставка рисунков учащихся.
- Биография А. Грина в картинках (презентация к уроку)
- Рисунок корабля с алыми парусами, рядом размещены возможные ассоциации к сочетанию "алые паруса".
Ход урока:
1 Орг. момент
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы и целей урока:
Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Александра Степановича Грина и его повести «Алые Паруса» (слайд 2, 3)
4. Работа по теме урока.
Слово о писателе:
Главным персонажем всех книг Александра Грина было море. (слайд 4) Неудивительно, что писатель решил поселиться в Феодосии. Этот Крымский город покорил его сразу причудливыми очертаниями горных хребтов и красотой побережья. В Крым писатель переехал в 1924 году. Он поселился в доме №10 по улице Галерейной, где в настоящее время размещается его музей (слайды5-10)
С виду это небольшой одноэтажный домик привлекателен своим оформлением: тяжелый якорь перед входом, дубовая дверь, похожая на те, которые служили еще в старинных голландских портовых тавернах, часть корабельной мачты и свисающий прямо над входом вахтенный фонарь. (слайд 7)
Сама экспозиция музея оформлена в стиле старинного морского корабля. У каждой комнаты в доме есть свое название: Каюта странствий, Ростральная, Корабельная библиотека (8 слайд). Декорации музея позволяют посетителю прямо с порога окунуться в мир творчества писателя. В экспозиции продуманно все до мельчайших деталей, будь-то огромная карта выдуманной страны «Гринландии» (9 слайд) или носовая часть древнего суда с головой морской девы. Главными экспонатами музея являются, бесспорно, книги. Здесь собраны первые издания многих известных романов Грина. (10 слайд)
Фонды музея насчитывают более 5000 оригинальных экспонатов.
К. Паустовский писал: «… все существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».
Повесть «Алые паруса», с которой мы сегодня познакомимся, писатель вынашивал замысел пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что, - вспоминал Александр Грин. – Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Беседа.
Сегодня с вами начнем работу над повестью «Алые паруса».
Жанр произведения – феерия (слайд 12)
-Почему автор определяет свое произведение как феерию?
Вам понравилась повесть? Почему?
Давайте вспомним, с чего же повесть начинается?? (1 и 2 глава).
(описание героев Ассоль и Грей).
Характеристика Ассоль
Давайте посмотрим, какой предстает нам Ассоль? Прослушайте мелодию
Находим в тексте. (слайд 13)
(«Худенькие загорелые ноги», «темные густые волосы», «каждая черта… выразительно легка и чиста, как полет ласточки», «темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица», «полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой»
«Доброе личико»; «просияли доверием». «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы»;
«В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была – дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение( ), со всеми чудесами его созвучий и образов…» ). (слайд 14)
среда в которой она воспитывалась (слайд 15):
(«…по вечерам… начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях – лекция, в которой… случайностям, случаю вообще, диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место»; «…Ассоль…засыпала на его груди с головой, полной чудесных снов».
«Лонгрен… стал растить маленькую Ассоль… он будет сам все делать для девочки…сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе»).
Ассоль жила в мире «чудесных снов», в мире мечты, окруженная заботой, вниманием, любовью отца, который учил её «уметь любить». Ассоль не боится необычного, загадочного, радуются ему.
отношение общества (16):
(«Девочка росла без подруг»; «вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего…внимания»; «играя, дети гнали Ассоль,… швыряли грязью и дразнили»;
«Ассоль Корабельная. Она полоумная»).
Ассоль вынуждена была играть одна. Человек в одиночестве всегда мечтает и ждет чудо. Она непохожа с точки зрения тех, кто ее не понимает.
Стремление к мечте (17):
(«- … придет волшебниковый корабль за мной или нет?
- Придет… Раз тебе это сказали – значит, все верно». «Не раз, волнуясь и робея. Она уходила ночью на морской берег, где , выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами»).
Она верит и надеется. Она верит, что мечта ее сбудется.
Как, вы думаете, какой эпизод в первой главе является важным? Почему?
(когда она в лесу встречает сказочника Эгля. Сказал Эгль о Каперне: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок, не поют песен». Все мечтают о счастье, и жители Каперны тоже, но все ли могут стать счастливыми, а Ассоль может).
Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? Он делает ей добро или зло? («Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки. Предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки, мечты, которой она была верна всю жизнь. Она поверила в чудо. Сберегла свою мечту. Без мечты жизнь Ассоль была бы серой, беспросветной. Мечта помогала выжить, сохранить свой богатый внутренний мир. Все хорошее расцветало в ее душе).
А если бы встреча произошла с кем-то другим жителем Каперны? он бы поверил?
(нет, так как только Ассоль, она выделяется из всех жителей Каперны, она верит в чудо!
Соберем весь образ Ассоль:
Ассоль жила в мире «чудесных снов», в мире мечты, окруженная заботой, вниманием, любовью отца, который учил её «уметь любить». Ассоль не боиться необычного, загадочного, радуются ему. Ассоль вынуждена была играть одна. Человек в одиночестве всегда мечтает и ждет чудо. Она непохожа с точки зрения тех, кто ее не понимает. (18)
Характеристика Грея
Хорошо, теперь рассмотрим жизнь Грея.
Какой же нам предстает Артур Грей? (19)
Работа по тексту.
(«…родился с живой душой»; «родился капитаном, хотел быть им и стал им»; «… тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца… взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную – роль провидения»; «Вот рай!.. Он у меня… Вот он, здесь…»;
«склонность к необычайному»). (14)
Грей не боиться необычного, загадочного, радуются ему.
Среда в которой воспитывался (15):
(«она (мать) болезненно чувствовала прекрасную обособленность сына»; «странная, почти религиозная привязанность к своему странному ребенку»; «не могла в чем бы то ни было отказать сыну»; «прощала ему все»; «отец… боролся с этим, но уступил – не принципу, а желанию жены»; «наедине с мальчиком, делалась простой мамой, говорившей любящим, кротким тоном»).
Любим с детства. Учили любви ко всему живому («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь».
Отношение общества (16):
(«Он играл один – обыкновенно на задних дворах замка»).
Грей жил в своем мире. Он непохожие с точки зрения тех, кто его не понимает. Он живет мечтой о море о странствиях.
Стремление к мечте:
(Картина в библиотеке «стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море»; «на пятнадцатом году жизни, Артур Грей тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря»).
Мы с вами поговорили о Грее и Ассоль, чем же похожи наши герои?
(слайд 20)
Сравнительная характеристика героев.
(Грей и Ассоль не бояться необычного, загадочного, радуются ему.
Она верит и надеется. Она верит, что мечта ее сбудется.
Что же общего у наших героев?
Среда:
Ассоль жила в мире «чудесных снов», в мире мечты, окруженная заботой, вниманием, любовью отца, который учил её «уметь любить». Любимы с детства. Учили любви ко всему живому «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь».
Отношение общества:
Ассоль и Грей вынуждены были играть одни. Человек в одиночестве всегда мечтает и ждет чудо. Грей жил в своем мире. Они оба непохожие с точки зрения тех, кто их не понимает.
Стремление к мечте:
Они оба стремились к своим мечтам и верили, что все получиться.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Повесть «Алые паруса», начинается с двух точек, каких?
Это Ассоль и Грей
Они не зная о существовании друг друга, с каждой страницей повести движутся на встречу друг к другу.
-Как вы думаете, почему Александр Грин паруса «окрасил» в алый цвет? (21)
-Понравилось ли вам произведение? Чем?
Прослушайте мелодию… (21)
6. Домашнее задание. (слайд 22)
Ответить письменно на вопрос:
«Что дало мне общение с А. Грином и его героями?»
(по книге «Алые паруса»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ГРИН Николай Тарасенко
Памяти Грина Шесть русских прозаиков, которых я Взял бы с собой в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и – Александр Грин. Какой мне юный мир на старость лет подарен! Кто хочешь, приходи – поделим пополам. За верность детским снам о как я благодарен Бегущей по волнам и Алым парусам… Суди меня, мой свет, своей улыбкой темной, Жеватель редких книг по сто рублей за том: Мне сниться в добрый час тот сказочник бездомный, Небесную лазурь пронесший сквозь содом… По камушкам морским он радости учился, Весь застлан синевой, - уж ты ему прости. Что в жизни из него моряк не получился. Умевшему летать к чемушеньки грести… А ты всю жизнь стоишь перед хамлом навытяжь, И в службе смысла нет, и совесть не грызет, И все пройдет как бред, а ты и не увидишь, Как солнышко твое зайдет за горизонт… Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна, И век пахнёт чужим, и кров ваш обречен, Послушайте меня, перечитайте Грина, Вам нечего терять, не будьте дурачьем Б. Чичибабин 1975 год
Музей А.С. Грина в Феодосии
Александр Грин распахнул дверь в мир веселых и смешных людей, открыл прекрасную землю, которой пока еще нет на карте. К.Г. Паустовский
Жанр произведения
Рисуем портрет Ассоль
Ассоль «…нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из её власти и обаяния»
Капитан Грей
- Что общего в судьбах Грэя и Ассоль? Почему мы можем назвать их родственными душами?
Ответить письменно на вопрос: «Что дало мне общение с А. Грином и его героями?» (по книге «Алые паруса») Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...
Урок литературы в 8 классе по теме "А. Грин. "Алые паруса"
конспект урока литературы для 8 класса по теме "А.Грин "Алые паруса"...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: А.Грин "Алые паруса"
Конспект урока по произведению А.Грина "Алые паруса" с использованием приёмов театральной педагогики...