«Судьба поэта в годы репрессий».
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анна Андреевна Ахматова В 1946 г. Ахматова была подвергнута жестокой, несправедливой критике, надолго отлучена от литературы . Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. ).
Мы к вам идём, в сегодняшний ваш день, И в завтрашний ваш день, и в день грядущий, -Мы к вам идём – куда ж нам друг без друга, Мы память, что жестока и горька, И мы её горчайшая строка, Но в памяти – грядущему порука, Цена ж забвенья слишком высока. Ю. Левитанский В.Шаламов Н.Клюев Ю.Домбровский А. Баркова
Мы живём, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов не слышны. А коль хватит на полразговорца , Так припомним кремлёвского горца. Осип Эмильевич Мандельштам ). Портрет Будницкого
Марина Ивановна Цветаева Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. ). Работа Г.Шишкина
Цели урока: Создание в сознании ученика литературной картины, панорамы по данной теме с представлением о том, как эта тема развивается в литературе. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям культуры. Развитие эмоционального восприятия текста, образного мышления. Совершенствование навыков выразительного чтения. Организация деятельности учащихся по сбору и систематизации материала. Развитие интереса к исследовательской деятельности. Воспитание читательской культуры школьников.
Посвящается памяти мастерам Лиры, поклонникам Музы, которые пострадали от необоснованных репрессий в Советском государстве. Они прошли через такое, Чего понять нам не дано…
. . Ахматова Анна . Расстрелян муж , репрессирован сын. Не печатали. Клюев Николай . В 1934 г. выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме. Мандельштам Осип . Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован Цветаева Марина . Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством. Баркова Анна . Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям. Андреев Даниил . С 1947 по 1956 год отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Шаламов Варлаам , Домбровский Юрий, Ручьёв Борис и другие Необоснованные обвинения
. 29-й, 30-й, 33-й, 34-й, 35-й, 37-й и все другие годы Камень с территории Соловецкого лагеря Памятник в г. Саратове
. Памятники на Приморской земле Владивосток Уссурийск
Эти убили, а эти ославили. Кто ж наши Каины? Кто ж наши Авели? Даже могил никаких не оставили, Горько в родимой земле им лежать. Нашим убитым, Нашим замученным мы даже памятник не поставили. Стыдно и не за что нас уважать. Ю. Левитанский Николай Степанович Гумилёв 3 августа 1921 г. Гумилёв был внезапно арестован, несправедливо обвинён, как участник контрреволюционного заговора, и расстрелян недалеко от Петрограда ).
Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию В.Кюхельбекер. Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем, кто по суду, без суда, совещаньем особым был обречён на тюремную робу до гроба, кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями, им наши слёзы и скорбь , наша вечная память! В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек, репрессировано было 2000 ! ).
В 1938 г. Мандельштам был незаконно репрессирован, погиб недалеко от Владивостока, реабилитирован посмертно. ). Памятник О. Мандельштаму во Владивостоке..
Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Борис Леонидович Пастернак Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой. ).
Я плачу, я слёз не стыжусь и не прячу, хотя от стыда за страну свою плачу. Какое нам дело, что скажут потомки? Поэзию в землю зарыли подонки. Мы славу свою уступаем задаром: как видно, она не по нашим амбарам. Как видно, у нас её край непочатый – поэзии истинной — хоть не печатай! Г. Б. Плисе́цкий
Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов.
Главное, что я хочу делать в своих песнях, - я хотел бы, чтобы в них ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм, темп. … я пишу о нашем времени, в этом времени есть много ещё недостатков, о которых … стоит писать. Владимир Высоцкий
Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса. Тагер Елена, поэтесса, десять лет провела на Колыме. Плужников Евгений , уже больным туберкулёзом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер. Васильева Елизавета ее отправили хромую по этапу на Урал
http://www.sakharov- . center.ru/ asfcd / pam /list.html http://www.philology.ru 4. http :// lit .1 september . ru 5 http :// slova . org . ru 6. http :// www . rvb . ru ; 7. gulagmuseum.org 8.rulex,ru 9.wwwikipedia.org Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
памяти погибшим в годы репрессий
в презентации рассказывается о репрессированных...
Технологическая карта. Тема урока: Азнакаево в годы репрессии.
Тема урока: Азнакаево в годы сталинских репрессийЦель урока: изучение особенностей развития политических процессов в села Азнакаево в начале XX века в период «культа личности»Задачи:Образо...
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».
Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий»....
конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"
Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...