А. . А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике.
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний III. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя — Анна Ахматова и её творчество — случай уникальный как в русской, так и в мировой поэзии: выпустив первую книгу в 1912 г., свою итоговую поэму — «Поэма без героя» — Ахматова завершила к 1962 г. и до самой последней минуты своей долгой жизни продолжала писать стихи и драму «Энума Эниш». Ею была не только прожита долгая жизнь, но и годы её долгой жизни пришлись на все события XX в. Вступив в литературу в начале века, Ахматова стала наиболее ярким представителем поэзии этого времени. Жизнь складывалась так, что поэтесса могла бы уехать за границу и оказаться в эмиграции. Её звали и уговаривали покинуть Россию с кровопролитной Гражданской войной. Но она ответила с достоинством русского поэта, осознающего, что потеря родины для него невозможна. С полным осознанием своего места в жизни народа она скажет впоследствии: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был…». IV. Работа над темой урока 1. Вступительное слово учителя — Особое место в творческом наследии А. А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. Поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией.
Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Темы родины и народа для неё — не абстрактные, ибо её личная судьба была тесно связана с их судьбами. Уникальность лирики Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что великая русская поэтесса, по словам Осипа Мандельштама, вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».
Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошёл через испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, её окружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица»,— сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать.
Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже (в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем. Перед нами поэтесса, ощутившая ответственность своего искусства перед эпохой, готовая идти на жертвы и полагающаяся лишь на силу и власть поэзии.
2. Выразительное чтение и аналитическая работа с текстами стихотворений А. А. Ахматовой (в группах) А) 1-я группа. Стихотворение «Молитва» • Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало. • Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряжённости. • Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой? • Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерно велика любовь поэтессы к родине. • Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием. • Почему «песенный дар» назван здесь «таинственным»?
Обобщение учителя — «Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлечённым. Кровная связь с нею ощущалась с обострённой резкостью в самую тяжёлую — для страны и её поэта — пору. Пожалуй, впервые это было осознано с началом Первой мировой войны, когда в судьбу Ахматовой… вошла история. В стихотворении “Молитва”, поражающем силой самоотречения, поэтесса молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России всё самое дорогое — свою жизнь и жизнь своих близких. Не случайно обращение к жанру молитвы там, где речь идёт о судьбе родины… Молитвенный настрой, доходящий порой до экстаза, наделён знаковой функцией; он знаменует накал переживания, стирающего в своей ауре границу между “здесь” и “там”. Атрибуты веры сближают земную, человеческую драму с легендой, притчей, и то, что поначалу кажется обыденным, получает сверхнатуральную мерку»,— таково мнение И. Н. Гурвич.
Б) 2-я группа. Стихотворение «Мне голос был» • Какие строки свидетельствуют о стойкости лирической героини, её решимости остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно. • Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул Родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение? • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? • Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора. • Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой. • Как сейчас в изменившихся политических условиях мы воспринимаем идею этого стихотворения?
Обобщение учителя — «В стихотворении “Мне голос был” Ахматова по существу (и впервые) выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма,— жест этот почти зрительно создаётся интонацией стиха,— всё в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление» (А. И. Павловский).
В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт-гражданин, поэт-патриот. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и так далее. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в.
В) 3-я группа. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» • Какова основная мысль (идея) стихотворения? • С помощью каких изобразительно-выразительных средств передаётся образ Родины? • Можно ли утверждать, что данное стихотворение обличает события 20-х гг. XX в.? • Кто лирический герой, каково место автора в данном стихотворении? • Как вы понимаете последние 2 строки этого стихотворения?
Обобщение учителя — Стихотворения «Мне голос был» и «Не с теми я, кто бросил землю…» являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции, которая осталась со своей страной и со своим народом. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала позором покинуть её в годину тяжёлых испытаний.
Именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы. Так было в 1917 г., ознаменованном стихотворением «Мне голос был», так было и в 1920-х гг. («Не с теми я, кто бросил землю…»).
Г) 4-я группа. Стихотворение «Приморский сонет» Комментарий. Данное стихотворение А. А. Ахматовой написано в жанре сонета. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твёрдую, веками заданную форму: 14 строк (два четверостишия, два трёхстишия). И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Сонет — стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по известной логической схеме: тезис, антитезис, синтез. Строгость и краткость формы сонета диктуют и тип речи, и тематику. Задача поэта — поделиться мыслями с читателем.
• О чём рассуждает поэтесса? • Как решается центральная в стихотворении тема смерти? • Какие образные детали позволяют ощутить дорогу «не скажу куда» как светлую? • Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности? • Сопоставьте стихотворение А. А. Ахматовой с пушкинским «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В чём обнаруживается близость поэтов при обращении к теме жизни и смерти? Чем различаются предлагаемые каждым из них решения темы, полностью ли совпадает их отношение к неизбежности расставания с миром?
Обобщение учителя — Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине А. А. Ахматовой, об истоках её жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся. Поэтесса говорит с читателем о сложнейших философских понятиях лаконичным строгим языком. То, что открывает Ахматова читателю, настолько значительно и глубоко, что не требует дополнительных «украшений». «Приморский сонет» — позднее стихотворение Ахматовой, подведение итогов, завершение поэтической биографии.
В предисловии к мюнхенскому изданию (1968) Виктор Франк писал: «Устами большого поэта говорит правда. Правда — всегда и везде редкость. Но в этом мире миража и обмана, в котором Ахматова прожила свою большую и трагическую жизнь, этот голос правды звучал и звучит как трубный глас. В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила своё; говорила о том, что важнее всего человеку,— о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком». |