А. . А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._ahmatova_1.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

А. . А. Ахматова.
Судьба России и судьба поэта в лирике.

I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя
— Анна Ахматова и её творчество — случай уникальный как в русской, так и в мировой поэзии: выпустив первую книгу в 1912 г., свою итоговую поэму — «Поэма без героя» — Ахматова завершила к 1962 г. и до самой последней минуты своей долгой жизни продолжала писать стихи и драму «Энума Эниш». Ею была не только прожита долгая жизнь, но и годы её долгой жизни пришлись на все события XX в.
Вступив в литературу в начале века, Ахматова стала наиболее ярким представителем поэзии этого времени. Жизнь складывалась так, что поэтесса могла бы уехать за границу и оказаться в эмиграции. Её звали и уговаривали покинуть Россию с кровопролитной Гражданской войной. Но она ответила с достоинством русского поэта, осознающего, что потеря родины для него невозможна. С полным осознанием своего места в жизни народа она скажет впоследствии: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был…».
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя

— Особое место в творческом наследии А. А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. Поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией.

Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Темы родины и народа для неё — не абстрактные, ибо её личная судьба была тесно связана с их судьбами. Уникальность лирики Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что великая русская поэтесса, по словам Осипа Мандельштама, вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».

Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошёл через испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, её окружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица»,— сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать.

Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже (в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем. Перед нами поэтесса, ощутившая ответственность своего искусства перед эпохой, готовая идти на жертвы и полагающаяся лишь на силу и власть поэзии.

2. Выразительное чтение и аналитическая работа
с текстами стихотворений А. А. Ахматовой
 (в группах)
А) 1-я группа. Стихотворение «Молитва»
• Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало.
• Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряжённости.
• Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой?
• Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерно велика любовь поэтессы к родине.
• Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием.
• Почему «песенный дар» назван здесь «таинственным»?

Обобщение учителя
— «Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлечённым. Кровная связь с нею ощущалась с обострённой резкостью в самую тяжёлую — для страны и её поэта — пору. Пожалуй, впервые это было осознано с началом Первой мировой войны, когда в судьбу Ахматовой… вошла история. В стихотворении “Молитва”, поражающем силой самоотречения, поэтесса молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России всё самое дорогое — свою жизнь и жизнь своих близких.
Не случайно обращение к жанру молитвы там, где речь идёт о судьбе родины… Молитвенный настрой, доходящий порой до экстаза, наделён знаковой функцией; он знаменует накал переживания, стирающего в своей ауре границу между “здесь” и “там”. Атрибуты веры сближают земную, человеческую драму с легендой, притчей, и то, что поначалу кажется обыденным, получает сверхнатуральную мерку»,— таково мнение И. Н. Гурвич.

Б) 2-я группа. Стихотворение «Мне голос был»
• Какие строки свидетельствуют о стойкости лирической героини, её решимости остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно.
• Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул Родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?
• Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
• Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора.
• Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.
• Как сейчас в изменившихся политических условиях мы воспринимаем идею этого стихотворения?

Обобщение учителя
— «В стихотворении “Мне голос был” Ахматова по существу (и впервые) выступила как страстный гражданский поэт яркого патриотического звучания. Строгая, приподнятая, библейская форма стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма,— жест этот почти зрительно создаётся интонацией стиха,— всё в данном случае удивительно соразмерно своей величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление» (А. И. Павловский).

В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт-гражданин, поэт-патриот. Это предопределило выбор образно-лексических средств, использованных поэтессой: «звал утешно», «замкнула слух» и так далее. Использование возвышенно-строгих образов и библейских проповеднических интонаций сближает это произведение с классическими стихами русской литературы XIX в.

В) 3-я группа. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»
• Какова основная мысль (идея) стихотворения?
• С помощью каких изобразительно-выразительных средств передаётся образ Родины?
• Можно ли утверждать, что данное стихотворение обличает события 20-х гг. XX в.?
• Кто лирический герой, каково место автора в данном стихотворении?
• Как вы понимаете последние 2 строки этого стихотворения?

Обобщение учителя
— Стихотворения «Мне голос был» и «Не с теми я, кто бросил землю…» являются своеобразными поэтическими манифестами той части русской интеллигенции, которая осталась со своей страной и со своим народом. Анна Ахматова, как и Александр Блок, была слишком привязана к родной земле, она считала позором покинуть её в годину тяжёлых испытаний.

Именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы. Так было в 1917 г., ознаменованном стихотворением «Мне голос был», так было и в 1920-х гг. («Не с теми я, кто бросил землю…»).

Г) 4-я группа. Стихотворение «Приморский сонет»
Комментарий.
Данное стихотворение А. А. Ахматовой написано в жанре сонета. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твёрдую, веками заданную форму: 14 строк (два четверостишия, два трёхстишия). И в лирическом содержании сонета наблюдается то же неукоснительное построение. Сонет — стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по известной логической схеме: тезис, антитезис, синтез. Строгость и краткость формы сонета диктуют и тип речи, и тематику. Задача поэта — поделиться мыслями с читателем.

• О чём рассуждает поэтесса?
• Как решается центральная в стихотворении тема смерти?
• Какие образные детали позволяют ощутить дорогу «не скажу куда» как светлую?
• Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности?
• Сопоставьте стихотворение А. А. Ахматовой с пушкинским «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В чём обнаруживается близость поэтов при обращении к теме жизни и смерти? Чем различаются предлагаемые каждым из них решения темы, полностью ли совпадает их отношение к неизбежности расставания с миром?

Обобщение учителя
— Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине А. А. Ахматовой, об истоках её жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся. Поэтесса говорит с читателем о сложнейших философских понятиях лаконичным строгим языком. То, что открывает Ахматова читателю, настолько значительно и глубоко, что не требует дополнительных «украшений». «Приморский сонет» — позднее стихотворение Ахматовой, подведение итогов, завершение поэтической биографии.

В предисловии к мюнхенскому изданию (1968) Виктор Франк писал: «Устами большого поэта говорит правда. Правда — всегда и везде редкость. Но в этом мире миража и обмана, в котором Ахматова прожила свою большую и трагическую жизнь, этот голос правды звучал и звучит как трубный глас. В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила своё; говорила о том, что важнее всего человеку,— о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком».


3. Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой
А) Слово учителя


Одним из неоскудевающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла эту любовь к великому мастеру через всю свою жизнь, не побоявшись даже тёмных дебрей литературоведения, куда входила не однажды, чтобы прибавить к биографии любимого поэта несколько новых штрихов.

Любовь к Пушкину питалась ещё и тем, что по стечению обстоятельств Анна Ахматова — «царскосёлка», её отроческие, гимназические годы прошли в Царском Селе, теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый невольно ощущает пушкинский дух, словно навсегда поселившийся на этой вечно священной земле русской Поэзии.
В) Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. А. Ахматовой
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»

заранее подготовленной учащейся

• Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
• Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
• Давайте пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
• Какие другие стихотворения Ахматовой, связанные с именем Пушкина, вы знаете? В чём сказывается в них воздействие русского гения на её стихи и позицию в поэзии?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа

• Какое место в поэзии А. А. Ахматовой занимает патриотическая тема? Какие приёмы создания образа России, русской земли использует поэтесса в прозвучавших сегодня на уроке стихотворениях?
• Какое место в творчестве А. А. Ахматовой занимает пушкинская тема?
• Какие моменты биографии и страницы творчества А. С. Пушкина нашли отражение в её поэзии и прозе?

VI. Домашнее задание

1. Прочитать 
поэму А. А. Ахматовой «Реквием».

1-я группа. Стихотворение «Молитва»
• Проследите, как развивается лирический сюжет стихотворения, как соединяется здесь повествовательное и драматическое начало.
• Выделите образные, стилевые средства, передающие крайнюю степень эмоциональной напряжённости.
• Что позволяет говорить о выразительной точности слова в стихе Ахматовой?
• Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерно велика любовь поэтессы к родине.
• Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием.
• Почему «песенный дар» назван здесь «таинственным»?

2-я группа. Стихотворение «Мне голос был»
• Какие строки свидетельствуют о стойкости лирической героини, её решимости остаться навсегда с Россией? Прочтите их выразительно.
• Как в стихотворении выражено отношение к тем, кто покинул Родину? Какое чувство преобладает — жалость или осуждение?
• Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
• Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора.
• Охарактеризуйте образно-лексические средства, использованные в нём поэтессой.
• Как сейчас в изменившихся политических условиях мы воспринимаем идею этого стихотворения?

3-я группа. Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»
• Какова основная мысль (идея) стихотворения?
• С помощью каких изобразительно-выразительных средств передаётся образ Родины?
• Можно ли утверждать, что данное стихотворение обличает события 20-х гг. XX в.?
• Кто лирический герой, каково место автора в данном стихотворении?
• Как вы понимаете последние 2 строки этого стихотворения?

4-я группа. Стихотворение «Приморский сонет»

• О чём рассуждает поэтесса?
• Как решается центральная в стихотворении тема смерти?
• Какие образные детали позволяют ощутить дорогу «не скажу куда» как светлую?
• Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности?
• Сопоставьте стихотворение А. А. Ахматовой с пушкинским «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В чём обнаруживается близость поэтов при обращении к теме жизни и смерти? Чем различаются предлагаемые каждым из них решения темы, полностью ли совпадает их отношение к неизбежности расставания с миром?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба потомков Пушкина в судьбе России

В исследовательской работе подробно рассматривается материал, связанный с детьми А.С.Пушкина, их жизнью. Значительное место в работе занимает информация о потомках А.С.Пушкина, известных и проживающих...

Урок литературы .А.Ахматова. Жизненная и творческая судьба. «Я - голос ваш…» Художественный мир поэта.

Урок литературы в 11 классе .А.Ахматова.  Жизненная и творческая судьба. «Я - голос ваш…» Художественный мир поэта....

А.А. Ахматова. Судьба и творчество

А.А. Ахматова. Судьба и творчество (знакомство с биографией Ахматовой, с поэмой "Реквием")...

А.А.Ахматова. Жизнь и судьба Поэта

К уроку литературы в 11 классе...

Поэма А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

На уроке анализируются исторические события и биографические из жизни А. Ахматовой. На примере отдельных отрывков из поэмы анализируются языковые средства художественной выразительности. Прослеживаетс...

конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"

Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...