Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Вагизова Наиля Илфановна

Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного урока литературы и истории

Тема урока: «Судьба поэта в годы репрессий»

(судьбы репрессированных и гонимых поэтов России)

Цель урока: познакомить учащихся с трагическими судьбами поэтов в годы репрессий и гонений ; воспитать чувство памяти к ушедшим и забытым поэтам.

                                                           Эпиграф к уроку: «Горька судьба поэтов             всех времен.

                                                                                             Тяжелее всех судьба казнит Россию».

                                                                                                                                (В.Кюхельбеккер)

                                                            Ход урока:

(Тихо звучит музыка «Аве, Мария!», зажигается свеча, которая будет гореть весь урок)

Чисты их имена,

И горек голос лир,

И дух высок , и словно осияно…

На вечны времена:

Владимир, Велимир,

Марина и Борис,

И Александр, и Анна.

(Е.Благинина)

(Музыка умолкает ,и в полной тишине идет перекличка )

-Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

-Клюев Николай. В1934году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.

-Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

-Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

-Баркова  Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

-Василенко Виктор. Поэт,искусствовед. С1947 по 1956 год отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

…И многие другие отбывали заключение по не обоснованным обвинениям...

Эти убили, а эти ославили.

Кто ж наши Каины?

Кто ж наши Авели?

Даже могил никаких не оставили,

Горько в родимой земле им лежать,

Нашим убитым,

Нашим замученным

Мы даже памятник не  поставили.

Стыдно и не за что нас уважать.

(Ю.Левитанский)

-Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным и гонимым поэтам России.

1 Беседа о репрессиях

Что же такое репрессии?

Приведите примеры репрессий ( белый и красный террор, раскулачивание, вредительство).

- Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек. Все были расстреляны.

- Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, рядовых остались. Их безоружных, с привязанными к ногам камнями, бросили в море.

- К 1919году были уничтожены 320 тыс. священнослужителей.

К жертвам сталинских репрессий относят осуждённых по ст.58 УК РСФСР.

О чём она?

Что такое ГУЛАГ?

Какие люди стали жертвами сталинских репрессий?

Какие годы считаются пиком сталинских репрессий ( за эти годы было арестовано более 1 млн.700 тыс. человек, из них 725тыс. расстреляны)?

Расскажите о репрессиях в армии и о чистке партии.

Наука , живопись, поэзия в СССР должны были служить власти. Всякое инакомыслие было запрещено. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек, а репрессировано было 2000. Почему? За что? Но писатели не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти. Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправый суд.

Просмотр фильма о репрессиях в нашей стране(5-7мин)

Звучит стих.М.Волошина «Темен жребий русского поэта…»

Беседа о судьбе Н.Гумилева.

-Знаете ли вы в чем обвинили Гумилева?

-Что такое честь?

Звучит песня А.Розембаума «Анафема»

Беседа о судьбе А.Ахматовой.

Звучит стихотворение «Показать бы тебе насмешнице…»

Звучит запись голоса А.Ахматовой.

Звучит стихотворение А.Тришатова «За что? Пусть Господь разберет…»

Звучит стихотворение О.Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…»

А сейчас прозвучит песня на стихи В.Высоцкого “ Я не люблю”.

Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю»

Звучит стихотворение Е.Тагер «Приснилось мне, что старые друзья…»

(Вновь идет перекличка)

-Тагер Елена. Поэтесса,10лет провела на Колыме.

-Плужников Евгений. Уже больным туберкулезом был отправлен на соловки. Там вскоре и умер.

-Васильева Елизавета. Хромую, её отправили по этапу на Урал.

-Простите нас ,не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

Звучит стихотворение Ю.Левитанского «Мы к  вам идем, в сегодняшний ваш день…»

Звучит романс на стихи М.Цветаевой(+ видеосопровождение).

Заключительное слово

Многие не дожили до реабилитации. Многих ещё предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь” Забвение пережитого – смерть души”,- говорил Варлам Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки. 30 октября в России отмечается день памяти жертв политических репрессий. День, когда можно вспоминать и ужасаться. Когда нужно говорить о том, что было!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года

В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя з...

«Судьба поэта в годы репрессий».

laquo;Судьба поэта в годы репрессий»....