Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Сценарий интегрированного урока литературы и истории «Судьба поэта в годы репрессий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_integrirovannogo_uroka_literatury_i_istorii_sudba_poeta_v_gody_repressiy.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий интегрированного урока литературы и истории
Тема урока: «Судьба поэта в годы репрессий»
(судьбы репрессированных и гонимых поэтов России)
Цель урока: познакомить учащихся с трагическими судьбами поэтов в годы репрессий и гонений ; воспитать чувство памяти к ушедшим и забытым поэтам.
Эпиграф к уроку: «Горька судьба поэтов всех времен.
Тяжелее всех судьба казнит Россию».
(В.Кюхельбеккер)
Ход урока:
(Тихо звучит музыка «Аве, Мария!», зажигается свеча, которая будет гореть весь урок)
Чисты их имена,
И горек голос лир,
И дух высок , и словно осияно…
На вечны времена:
Владимир, Велимир,
Марина и Борис,
И Александр, и Анна.
(Е.Благинина)
(Музыка умолкает ,и в полной тишине идет перекличка )
-Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.
-Клюев Николай. В1934году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.
-Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.
-Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.
-Баркова Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.
-Василенко Виктор. Поэт,искусствовед. С1947 по 1956 год отбывал заключение по необоснованным обвинениям.
…И многие другие отбывали заключение по не обоснованным обвинениям...
Эти убили, а эти ославили.
Кто ж наши Каины?
Кто ж наши Авели?
Даже могил никаких не оставили,
Горько в родимой земле им лежать,
Нашим убитым,
Нашим замученным
Мы даже памятник не поставили.
Стыдно и не за что нас уважать.
(Ю.Левитанский)
-Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем репрессированным и гонимым поэтам России.
1 Беседа о репрессиях
Что же такое репрессии?
Приведите примеры репрессий ( белый и красный террор, раскулачивание, вредительство).
- Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек. Все были расстреляны.
- Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, рядовых остались. Их безоружных, с привязанными к ногам камнями, бросили в море.
- К 1919году были уничтожены 320 тыс. священнослужителей.
К жертвам сталинских репрессий относят осуждённых по ст.58 УК РСФСР.
О чём она?
Что такое ГУЛАГ?
Какие люди стали жертвами сталинских репрессий?
Какие годы считаются пиком сталинских репрессий ( за эти годы было арестовано более 1 млн.700 тыс. человек, из них 725тыс. расстреляны)?
Расскажите о репрессиях в армии и о чистке партии.
Наука , живопись, поэзия в СССР должны были служить власти. Всякое инакомыслие было запрещено. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек, а репрессировано было 2000. Почему? За что? Но писатели не хотели расставаться с поэзией даже в тюрьме. Многие свято верили в непогрешимость Сталина и власти. Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправый суд.
Просмотр фильма о репрессиях в нашей стране(5-7мин)
Звучит стих.М.Волошина «Темен жребий русского поэта…»
Беседа о судьбе Н.Гумилева.
-Знаете ли вы в чем обвинили Гумилева?
-Что такое честь?
Звучит песня А.Розембаума «Анафема»
Беседа о судьбе А.Ахматовой.
Звучит стихотворение «Показать бы тебе насмешнице…»
Звучит запись голоса А.Ахматовой.
Звучит стихотворение А.Тришатова «За что? Пусть Господь разберет…»
Звучит стихотворение О.Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…»
А сейчас прозвучит песня на стихи В.Высоцкого “ Я не люблю”.
Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю»
Звучит стихотворение Е.Тагер «Приснилось мне, что старые друзья…»
(Вновь идет перекличка)
-Тагер Елена. Поэтесса,10лет провела на Колыме.
-Плужников Евгений. Уже больным туберкулезом был отправлен на соловки. Там вскоре и умер.
-Васильева Елизавета. Хромую, её отправили по этапу на Урал.
-Простите нас ,не названные нами. Мы слышим ваши голоса.
Звучит стихотворение Ю.Левитанского «Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день…»
Звучит романс на стихи М.Цветаевой(+ видеосопровождение).
Заключительное слово
Многие не дожили до реабилитации. Многих ещё предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь” Забвение пережитого – смерть души”,- говорил Варлам Шаламов. Нельзя забыть предательства, нельзя забыть свои муки. 30 октября в России отмечается день памяти жертв политических репрессий. День, когда можно вспоминать и ужасаться. Когда нужно говорить о том, что было!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")
Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Решаются образов...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года
В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя з...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"-это правда истории или вымысел ?»
Методическая разработка урока литературы в 5классе...
«Судьба поэта в годы репрессий».
laquo;Судьба поэта в годы репрессий»....