Внеклассное мероприятие "Школа Древней Руси"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Галина Михайловна Рыспаева

Данная методическая разработка посвящена Дню Наума - Грамотника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_shkola_drevney_rusi.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Знакомство учащихся с историей своего Отечества, как учились дети в Древней Руси.
  2. Формирование мотивации к учению.
  3. Воспитание любви к родному языку, бережного и ответственного к нему отношения.

Действующие лица:

Ведущий – учитель или старшеклассник
Ученик 1 – пятиклассник
Ученица – старшеклассница
Ученик 2 – старшеклассник                                                                                                                        

Ход мероприятия

В ходе мероприятия проходит показ компьютерной презентации. (Приложение 1)

Ведущий: 14 декабря в России уже много веков называют днём Наума-Грамотника. (Слайд 1)

Ученик 1: А кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?

Ученица: Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума». (Слайд 2)

Ученик 2: Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать.

Ведущий: (обращается к классу) Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев? (Ответы учеников) Правильно, из-за созвучия слов – ум и Наум. Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте.

Ученик 1: Вот здорово! На целых три месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?

Ученица: Как ты не понимаешь?! Ребятишки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.

Ученик 2: Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник.

Ученик 1: А какой была школа в Древней Руси?

Ученица: Да уж не такой, как сейчас. Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем – приходским дьячком, то есть помощником сельского священника.

Ученик 2: Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали (слайд 3):

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Ученица: Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока.

Ученик 1: А это ещё кто такой – отрок?

Ученица: Так называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

Ученик 1: А почему только мальчишек благословляли? А девчонок как же?

Ученик 2: А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны девчонки её постигнуть. Недаром ведь сложилась пословица - «У женщины волос долог, да ум короток».

Ученик 1: Какая несправедливость! Ну, а дальше что делали?

Ученица: После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.

Ученик 2: А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…

Ученик 1: Как это? Учитель – и бил плёткой? А за что?

Ученица: Пока ни за что. Заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Ученик 2: На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавали подарок для учителя – курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. А перед уроком дети читали молитву (слайд 4)«Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

Ученица: Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, добро. (Слайд 5)

Ученик 1: Это ты сейчас что сказала? Какой глаголь, что значит веди?

Ученик 2: Так раньше буквы назывались. Буквы русского алфавита а, бэ, вэ, гэ, дэ, а раньше были аз, буки, веди… Поэтому каждую букву учили целую неделю, а то и две. Тогда-то и сложилась пословица: «Азбука наука, а ребятам мука».

Ученица: (Слайд 6) Посмотрите картину художника Кустодиева «Школа в Московской Руси». Вот так шли занятия. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плётка…

Ученик 1: Опять плётка! Это ещё зачем?

Ученик 2: Пригодится. На лавке – ученики. Во главе стола – учитель. А перед ним на коленях стоят ученики.

Ученик 1: А почему на коленях?

Ученица: Отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждёт наказание.

Ученик 1: Его на перемену не пустят? Или к директору отведут?

Ученик 2: В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали.

Ученик 1: Это сколько у них уроков было, до вечера-то?

Ученица: У них не было отдельных уроков, как у нас. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый! (Слайд 7)

Ученик 2: Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Ученик 1: А как же дьячок-учитель им оценки ставил?

Ученица: А никак не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плётка, вот розги, то есть прутья.

Ученик 1: Да вы шутите! Разве можно учеников плёткой или розгой?

Ученица: Можно и не розгой. Кто учителя не слушается – поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят. Ты ещё завидуешь отрокам, что они не с первого сентября в школу шли, а позже?

Ученик 1: Нет, я уж лучше сейчас учиться буду.

Все читают стихотворение Н.Кончаловской.

Ученица:

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:

Ученик 1:

А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.

Ученик 2:

Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.

Ведущий:

Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

(Н.П.Кончаловская. «Как церковный грамотей в старину учил детей»)

Ведущий: Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их все почитали, а грамоту ценили – «Видит око далеко, а ум ещё дальше». И прославляли святого Наума-Грамотника, что помогал людям постигать науки, слагали о нём пословицы. (Слайд 8)

Ученик 1: Придёт Наум – наведёт на ум.

Ученица: Пророк Наум наставит на ум.

Ученик 2: Батюшка Наум, наведи меня на ум.

Ведущий: Ребята, а какие вы знаете пословицы о пользе грамоты и учения? (Ответы учеников)

(Слайд 9)

После беседы проводятся различные конкурсы: «Знаток русской азбуки», «Умелец скороговорок», «Переводчик с древнерусского языка» и др.

Давайте внимательно посмотрим на древнерусскую азбуку, алфавит (смотреть приложение)

-Что вы заметили? ( дети отмечают общее и отличия от современного алфавита: наличие похожих букв, количество букв, написание букв , написание букв, несовпадение в написании букв и др.)

-Как вы думаете, легко ли было запомнить сразу древнерусский алфавит?

Для облегчения запоминания алфавит учили  хором, нараспев ( можно продемонстрировать принцип разучивания вместе с детьми).

Однако, ученые обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нем связаны между собой по смыслу, например, "Аз" - я, "Буки" - буквы, "Веди - ведаю, знаю... и т. д.

Далее учитель предлагает детям продолжить: "Я буквы знаю, добро говорю, есть..."  (далее договариваемся с детьми, что пробуем довести как можно дальше расшифровку алфавита дома, один из вариантов (при наличии времени) можно устроить соревнование: какая группа детей за определенное время на уроке "расшифрует" алфавит как можно дальше).

Вновь возвращаемся в школу. Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: "Аз-буки - АБ, Буки-Аз -БА" и т. д . Затем уже учении пробовали самостоятельно читать тексты, пробуем и мы. Ребятам предлагается прочитать и перевести на современный язык отрывок из источника "Поучение Владимира Мономаха детям" Рисунок 1, (возможна работа в группах):

Вдомесвоемънеленитесьнозавсемънаблюдайтечтобыприходящиекъвамънепосмелисьнадвашим-домомданинадобедомъвашимъ..."

"чтоумеетехорошеготогонезабывайтеачегонеумеететомуучитесь..." пинсановълето SXKE.

После окончания данной работы дети отмечают особенности древнерусских текстов и письма (отсутствие пробелов, использование буквы "Ять", особенности написания букв), а также осмысливается суть поучения, делает вывод о том, что, несмотря на древность высказывания, актуальность его смысла не потеряна.

Учитель обращает внимание детей на таинственный знак в конце текста, выслушивает предположения детей, а затем помогает им обратиться к древнерусскому алфавиту и выяснить, как с его помощью в древности обозначались на письме цифры. Дети вместе с учителем переводят знак SXKE в современную цифровую систему, получается 6625 год. Учитель поясняет  детям, что раньше на Руси счет годам вели от сотворения мира, для того что бы перевести в современную календарную систему нужно от 6625 вычесть 5508.

-В каком же году написаны данные строки? Правильно в 1117.

Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными, однако, дети во все времена любят пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек берсеты с написанными, вернее процарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка - загадка,  которую мы попробуем отгадать (возможна работа в группах)  

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

(ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем, букву второй и так до конца). В результате получается: "Невежя писа, не дума каза, а хто се цита..." ( " Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает..." Не правда ли напоминает известную детскую шутку: "Кто писал, не знаю, а я - читаю..."

Ну, и, конечно, можно предположить, как радовались дети окончанию занятий в школе, когда им было им можно было поиграть. А какие игры вы знаете, дошедшие до нас сквозь столетия? ("Колючки" - прятки, "Слепой козел" - жмурки и др. возможно,  при  затруднении поиграть несколько минут с детьми  сценарий этих игр,  что бы они догадались  о каких именно играх идет речь )

В конце урока подводятся итоги.

Домашнее задание:

Вариант 1: продолжить расшифровку древнерусского алфавита.

Вариант2: с помощью древнерусского алфавита написать собственные имя,  отчество о книжном учении, школе, мудрость.

Литература:

1. Повесть временных лет

2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси (историческая хрестоматия),Москва 1992г.

3.Рябцев Ю.С. "Путешествие в Древнюю Русь, Москва, 1995г.

4. Федерова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе, Москва, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы Древней Руси

урок 5 класс...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Внеклассное мероприятие "Легенды Древней Руси", проведенное в 6-х классах в рамках недели истории в школе

Игра может быть полезна в проведении повторительно-обощающего урока по теме "Русь Древняя" и в проведении внеклассного мероприятия...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

Внеклассное мероприятие на тему: "Былинные герои Древней Руси".

Внеклассное мероприятие на тему:"Былинные герои Древней Руси"....