Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе

Крюкова Алевтина Александровна

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metody_i_priemy.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

В последние годы количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) неуклонно растет. Под «задержкой развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Число обучающихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, в последнее возросло.

В ОКОУ «Верхнелюбажская школа-интернат» есть как общеобразовательные классы, так и классы, где обучаются дети с задержкой психического развития, зачисление в которые осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. В этих классах дети с одинаковым диагнозом –задержка психического развития. К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям, обучающимся в общеобразовательных классах.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и при изучении русского языка и литературы. К таким детям нужен индивидуальный подход.

Работа с ними начинается с составления адаптированной рабочей программы.

Обучение русскому языку имеет практическую направленность, в основе которой лежит принцип коррекции.

   В рабочей программе по предмету для обучающихся с ОВЗ имеются следующие особенности:

  • проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ (на более сложные темы предусматриваются дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия за счет часов внеурочной деятельности по предмету);
  • уделяется больше времени на повторение изученного в предыдущем классе;
  • отводится дополнительное время на закрепление некоторых разделов;
  • предложены занятия для повторения изученного материала перед основными темами;
  • предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
  • пересмотрены (уменьшены) требования к подготовке учащихся;
  • включены индивидуально – коррекционные занятия;
  •  домашняя работа упрощена.

Особенно тяжело детям даются диктанты, изложения, сочинения

Предлагаю им заранее познакомиться с текстом изложения, при работе над сочинением раздаю карточки с опорными словами, с планом, с возможным началом. При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей этой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Для этого использую карточки, в которых нужно выполнить упражнения, применяя правило. Очень нравится таким ребятам работать с перфокартами, где нужно вставить пропущенные буквы на пройденное правило. Морфологический разбор той или иной части речи учащиеся выполняют с опорой на схему морфологического разбора слова.

При изучении раздела «Лексика» очень часто организуем работу с текстом, который постоянно находится перед глазами ребят. Например, задание при прослушивании: запомнить или записать несколько примеров лексически окрашенных слов (устаревшие слова, разговорные, диалектные, слова в переносном значении и т. д.). Очень нравится ребятам работать с обучающей программой – тренажёр по русскому языку «Фраза». Программа «Фраза» - это своеобразный электронный репетитор, разработанный опытными преподавателями русского языка, методистами и психологами. «Фраза» содержит задания по всем темам курса русского языка. Задания систематизированы в соответствии с программой изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях России. С помощью этой программы можно повысить уровень грамотности письма, в кратчайшие сроки исправить «двойки» и «тройки» по русскому языку, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы. Этот репетитор следит за каждым вашим шагом, мгновенно реагируя на ошибки; в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями; помогает сразу исправить свои ошибки; позволяет зрительно запоминать только верные написания; в конце работы подводит итоги и выставляет оценку, ведет статистику успеваемости. Эту работу легко организовать благодаря наличию в классе персональных компьютеров. Здесь такие ребята чувствуют себя успешными.

Очень нравится ребятам работать в группах. Каждой группе даётся определённое задание. Каждый член группы выбирает из этой карточки вопрос, с которым он справится. Помощь слабым ребятам здесь оказывают более сильные. Но чаще всего эти ребята выбирают такие задания, с которыми справляются.

Отвожу важное место словарной работе. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: одежда, на одежде, с одеждой; капитан, капитаны, к капитану, за капитаном. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.

В целях обогащения словарного запаса и улучшения связной речи учащихся словарную работу на уроках русского языка можно проводить по тематическим группам. Каждая тематическая группа слов изучается в течение 5 уроков: 1 урок - знакомство с новыми словами, выяснение их лексического и грамматического значений, форм употребления в речи, подбор синонимов, антонимов и т.п.; 2 урок - учащимся предлагается задание - вставить пропущенные буквы в изученные накануне новые словарные слова + составить несколько словосочетаний; 3 урок - запись изученных слов под диктовку + составить простое предложение со словарным словом; 4 урок- запись по памяти изученных словарных слов + составить сложное предложение со словарными словами; 5 урок - словарный диктант из 20 последних изученных словарных слов + коллективное составление небольшого текста с данными словами. Такая система изучения словарных слов обеспечивает основательное запоминание их написания и правильного употребления в устной и письменной речи.

Весьма эффективен такой вид работы как диктант-«молчанка». И выполняется, и оценивается молча. Показываю классу карточку со словом (или слово может быть написано на доске), в котором пропущена буква, а школьники показывают сигнальную карточку с буквой, которую необходимо вставить. Если всё правильно, показываю на доске отметку, которую ставлю классу.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу:

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

Даю задания такого типа:

  1. Подбери синонимы-антонимы (к отдельным словам текста)
  2. Найди слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
  3. Закончи взятое из текста предложение по памяти.
  4. Найди предложения, в которых заключен основной смысл.
  5. Придумай заглавие к данному тексту (отрывку) и так далее.
  6. Замени сочетание существительное + существительное на сочетание существительное + прилагательное: узоры мороза, королева снега, фигура льда и т.п.

7. Закончи предложение, чтобы получилось а) простое и б) сложное предложения:

Подул ветер и … (сразу закончился, начался дождь). В каком предложении нужна запятая?

8. Сравни словосочетания и определи, в каких из них прилагательное употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном: золотое украшение – золотое сердце, каменный дом – каменный взгляд, серебряная ложка – серебряный смех, придумай парные словосочетания со словами железный, алмазный, жемчужный.

9. Работа со словарями. Объясни значение фразеологических оборотов мышиная возня, длинный язык, за каменной стеной. Составь с ними предложения.

Использую такие игровые упражнения - задания, как:

«Шапка вопросов» - вид работы по учебному тексту, требующий общения и взаимосвязи учеников друг с другом. Дети бросают в шапку по 3 записки с вопросом по тексту. (Может быть вопрос, проверяющий знание текста, или вопрос, ответ на который сами не знают ответ, но хотели бы узнать).

 «Да - нет» - загадываю нечто. Ученики по вопросам пытаются найти ответ. На эти вопросы отвечаю только ответами «да или нет». Например, «Я задумала часть речи. По ее постоянным и непостоянным признакам отгадайте ее».

         «Фантастическая добавка» - добавляю реальную ситуацию фантастикой. Можно перенести реального литературного героя во времени. Например, «Что бы вы сказали герою, встретив его в наше время?»

На уроках литературы такие ребята чаще всего любят делать сообщения по той или иной теме, пользуясь планом или схемой. Таким детям я разрешаю выходить к доске с тетрадями. Слабые ребята читают плохо, речь у них несвязанная, вступают в беседу они неохотно, поэтому я заранее даю им вопросы, на которые должны ответить. Также часто на уроках они получают раздаточный материал с выбором ответа. Например, «Раздаточный материал к роману А.С. Пушкина «Дубровский».

На уроках литературы я стараюсь разнообразить формы изучения материала и расшить зону знакомства с ним. Ко многим произведениям дети выполняют рисунки и подписывают их отрывком из текста; составляют кроссворды, что намного более развивает речь, чем их разгадывание; придумывают рекламу к прочитанным произведениям; сочиняют сказки и стихи; работают с дополнительной литературой и составляют доклады. Результат работы есть – мы участвуем в конкурсах и фестивалях различного уровня.

В практике своей работы использую приемы и метод работы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которые попробовала адаптировать для наших обучающихся. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) - работа с информацией - чтение и письмо. Вот примеры:

чтение с остановками. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть разбирается, пробуем делать прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению;

чтение с пометками. Во время чтения текста делаем на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать разноцветные карандаши, что особенно нравится детям. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования. Например, при изучении темы «Причастный оборот» учащимся предлагается прочитать сказку и во время чтения сделать пометки (+ -уже знаю; ! - новое; - думаю иначе; ?- не понимаю, есть вопросы).

Стараюсь уделять внимание на уроках орфоэпии, дикции. Добившись от учащихся правильного, безошибочного чтения, можно переходить к следующему этапу – выразительному чтению. Начинаю с самого простого требования: соблюдать знаки препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого.

В заключение хочу отметить, что научить детей с ЗПР связной правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ЗПР, выступает источником развития их словесно - логического мышления.

Список использованной литературы

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения школьников русскому языку – М. 1980.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь – М., 1996.
  3. Горчак А.Н.  Картина как средство развития речи – М., 1975
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1980
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации – М.,1982
  6. Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика – М.1990.        
  7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.,1991
  8. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы

Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках  и во внеурочной ...

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Приемы развития рефлексивных навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы

Данные авторские приемы в практике работы дают хорошие результаты, школьники учатся выделять главное, анализировать учебный материал, оценивать себя и других...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

"Виды работ по развитию речи с детьми ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

описываю методы, которые применяю при работе с детьми ОВЗ на уроках....

2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...