"Виды работ по развитию речи с детьми ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
описываю методы, которые применяю при работе с детьми ОВЗ на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дети ОВЗ | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Виды работ по развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»
К сожалению, детей с задержкой психического здоровья не становится меньше, а наоборот, число таких детей неуклонно растет. Именно поэтому в последние годы в современных образовательных программах все чаще слышим «дети с ОВЗ». Их обучению уделяется особое внимание.
У большинства таких детей одинаковые признаки: низкий уровень познавательной активности, нежелание работать самостоятельно, сниженная работоспособность. И при изучении русского языка и литературы мы наблюдаем ту же картину.
При работе с детьми ОВЗ необходим индивидуальный подход, несмотря на их общие признаки. Для них составляется отдельная рабочая программа.
Далее надо обеспечить им комфортную атмосферу на уроке, чтобы они ни в коем случае не чувствовали себя «другими», ущербными.
Методы работы:
- Карточки с отдельными заданиями по темам (облегченные задания).
- Разные виды текстов. Например, начало есть, надо завершить, или составить план.
- Тексты для списываний (с целью улучшить почерк).
- Работа в группах. Сильные ребята помогают справиться с заданиями более слабым детям.
- Работа со словами. Ищут в толковых словарях толкования, переписывают, пересказывают своими словами.
- Диктанты дети ОВЗ пишут сами, но потом даю готовые тексты – исправляют свои ошибки, дописывают текст, если не успели.
- Работа над ошибками играет важную роль. Дети переписывают слова, в которых допустили ошибки, составляют с ними предложения, ищут однокоренные слова.
- Игровые упражнения. Например, угадать, о чем говорится в тексте (текст о зиме – отпускаю слово «зима» и однокоренные ему слова). Или составление синквейнов, подборка к слову рифмы и т.п.
- Сочиняют сказку, рисуют к ней рисунки, или придумывают обложку и т.п.
- Также ребята составляют вопросы по теме урока и отвечают друг другу.
- Выразительное чтение также не на последнем месте. Особенно с введением итогового собеседования. Уделяю время на каждом уроке.
Работа с детьми ОВЗ – это очень кропотливый труд. Терпение – основной метод работы. Та работа, которая проделывается с легкостью обычными детьми, для детей ОВЗ – тяжела. Уделяя им внимание, нужно чувствовать границу, не переборщить, чтобы дети не подумали, что они хуже других. Надо помнить, что независимо от того, какие способности, особенности у ребенка, он прежде всего чей-то РЕБЕНОК!
Список использованной литературы
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку – М. 1980.
Будкевич М.В. Картина на уроках русского языка. – М.,1970
ВыготскийЛ.С. Мышление и речь – М., 1996.
Горчак А.Н. Картина как средство развития речи – М., 1975
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1980
Жинкин Н.И Речь как проводник информации – М.,1982
Соловейчик М.С. Развитие речи : теория и практика – М.1990.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.,1991
Лосева Л.М.Как строится текст. – М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».
В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...
Реализация личностного потенциала ребенка через развитие общеучебных и специальных умений на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы» Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)
Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...
Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"...
- Мне нравится (3)