"Виды работ по развитию речи с детьми ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

описываю методы, которые применяю при работе с детьми ОВЗ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дети ОВЗ21.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды работ по развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»

        К сожалению, детей с задержкой психического здоровья не становится меньше, а наоборот, число таких детей неуклонно растет. Именно поэтому в последние годы в современных образовательных программах все чаще слышим «дети с ОВЗ». Их обучению уделяется особое внимание.          

У большинства таких детей одинаковые признаки: низкий уровень познавательной активности, нежелание работать самостоятельно, сниженная работоспособность. И при изучении русского языка и литературы мы наблюдаем ту же картину.

При работе с детьми ОВЗ  необходим индивидуальный подход, несмотря на их общие признаки. Для них составляется отдельная рабочая программа.   

Далее надо обеспечить им комфортную атмосферу на уроке, чтобы они ни в коем случае не чувствовали себя «другими», ущербными.

Методы работы:

  1. Карточки с отдельными заданиями по темам (облегченные задания).
  2.  Разные виды текстов. Например, начало есть, надо завершить, или составить план.
  3. Тексты для списываний (с целью улучшить почерк).
  4. Работа в группах. Сильные ребята помогают справиться с заданиями более слабым детям.
  5. Работа со словами. Ищут в толковых словарях толкования, переписывают, пересказывают своими словами.
  6. Диктанты дети ОВЗ пишут сами, но потом даю готовые тексты – исправляют свои ошибки, дописывают текст, если не успели.
  7. Работа над ошибками играет важную роль. Дети переписывают слова, в которых допустили ошибки, составляют с ними предложения, ищут однокоренные слова.
  8. Игровые упражнения. Например, угадать, о чем говорится в тексте (текст о зиме – отпускаю слово «зима» и однокоренные ему слова).  Или составление синквейнов, подборка к слову рифмы и т.п.
  9. Сочиняют сказку, рисуют к ней рисунки, или придумывают обложку и т.п.
  10.  Также ребята составляют вопросы по теме урока и отвечают друг другу.
  11.  Выразительное чтение также не на последнем месте. Особенно с введением итогового собеседования. Уделяю время на  каждом уроке.         

Работа с детьми ОВЗ – это очень кропотливый труд. Терпение – основной метод работы. Та работа, которая проделывается с легкостью обычными детьми, для детей ОВЗ – тяжела. Уделяя им внимание, нужно чувствовать границу, не переборщить, чтобы дети не подумали, что они хуже других. Надо помнить, что независимо от того, какие способности, особенности у ребенка, он прежде всего чей-то РЕБЕНОК!

Список использованной литературы

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку – М. 1980.

Будкевич М.В.  Картина на уроках русского языка. – М.,1970

ВыготскийЛ.С. Мышление и речь – М., 1996.

Горчак А.Н.  Картина как средство развития речи – М., 1975

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1980

Жинкин Н.И Речь как проводник информации – М.,1982

Соловейчик М.С. Развитие речи : теория и практика – М.1990.        

 Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной  речи учащихся – М.,1991

Лосева Л.М.Как строится текст. – М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».

В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...

Развитие и совершенствование речевой культуры на уроках русского языка и литературы в системе ФГОС

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)

Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"...