Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
статья на тему
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – это упорный и напряженный труд, который требует активности мысли, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать , устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос.Береговой
Доклад
на методическом объединении
учителей русского языка и литературы на тему:
«Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Самаркина Вера Павловна.
2013-2014 учебный год
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – это упорный и напряженный труд, который требует активности мысли, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать , устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение.
Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе её присутствия. Основная задача учителя – раскрыть творческие возможности ребенка, суметь сохранить и приумножить их.
Одной из главных своих задач на уроках русского языка и литературы считаю развитие творческого потенциала ребенка. Умелое и грамотное развитие учителем творческих способностей учащихся помогает не только увлечь ученика изучением русского языка и литературы, но и способствует тому, что учащиеся приобретают осознанные и прочные знания, развивают свои способности.
На уроках русского языка и литературы ученики не просто с удовольствием читают как русские народные сказки, так и сказки других народов, но и сами их пишут. Занятие это увлекательное, и в основном все дети выполняют его с большим интересом. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Защита творческих проектов также вызывает огромный интерес у детей: они внимательно слушают выступления товарищей, обсуждают достоинства и недостатки представленных работ, вспоминают сказки с похожими сюжетами.
Обогащению словарного запаса, а также развитию образного мышления способствует изучение тем “Пословицы и поговорки”. Предлагается проиллюстрировать несколько пословиц, а дома попробовать самим сочинить пословицы о труде, пользе учения, добре и зле и т.п. Использую и такие игровые формы заданий : “Подскажи словечко”, “Закончи пословицу”, “Отгадай пословицу по данным словам”.
На уроках русского языка стало уже правилом, что при изучении частей речи мы с детьми пишем лингвистические сказки и затем на уроке зачитываем их вслух. Каждому ребенку хочется, чтобы его сказка была лучшей.
Детские письменные творческие работы – замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя. Не у каждого ребёнка всё может получиться с первого раза, но не надо огорчаться: важно помочь любому ребёнку открыть в себе способности, о которых он ранее и не подозревал, и сделать всё возможное для того, чтобы эти способности нашли своё дальнейшее развитие, зажечь в ребёнке искру надежды на дальнейшие успехи.
Особенно нравятся школьникам ролевые игры, так как они дают учащимся возможность проявить творчество, самостоятельность и эрудицию. Ролевая игра, на мой взгляд, позволяет вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дает возможность шире использовать межпредметные связи.
Еще один вид учебной деятельности, который активизирует учащихся, побуждает их к самостоятельной работе, пробуждает творческую мысль и в то же время воспитывает - это литературная игра. На уроках провожу литературные викторины, конкурсы, турниры знатоков, воображаемые путешествия, конкурсы проектов. Задача таких уроков - побудить к чтению, помочь открыть новые книги.
Работу над новыми словарными словами стараюсь проводить так, чтобы это было не простое запоминание слов, а увлекательное исследование. Такая организация словарной работы развивает интеллектуальные качества школьника, делает интенсивнее речемыслительные процессы и значительно увеличивает роль школьника .
В 10-11 классах в рамках семинарского занятия организую обсуждение творческих работ, сочинений учащихся. Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы ребята подбирают дополнительный материал, обращаясь к словарям, справочникам, научным журналам, интернету.
Ценность семинарского занятия в том, что оно способствует прочному усвоению знаний, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.
Развитию творчества учащихся способствуют и такие фрагменты урока, как чтение по ролям, конкурс костюмеров, декораторов, конкурсы выразительного чтения.
Уроки литературы в старших классах, развивающие творческие способности учащихся, прежде всего, должны учитывать то, что у школьников расширяется горизонт видения жизни, не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, все четче звучит собственная точка зрения, желание отстаивать ее. И все-таки основной творческой деятельностью учащихся справедливо считаются сочинения, которые являются своеобразной формой самовыражения ребенка, возможностью поделиться своими впечатлениями и переживаниями от прочитанного.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, безусловно, необходимый процесс. Оно способствует развитию художественного мышления и речи, формированию творческой личности, задает направленность мыслительной деятельности. Все эти качества необходимы человеку в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Грамматические упражнения как способ формирования и развития творческого потенциала личности ребенка на уроках английского языка
Независимо от возраста учащихся, наибольшую сложность представляет обучение грамматике, следовательно, необходимы альтернативные технологии, способные создавать на занятиях такие ситуации, когда детям...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
1)Неделя русского языка и литературы 2013/2014 уч.год 2) Конкурс СГУ
1)Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по предмету 2)Творческие работы учащихся 11 классов...

Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка
План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...