Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
статья
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я прежде всего учитываю основные задачи модернизации российского образования и реализую требования Федерального компонента государственного стандарта.
Мои уроки имеют деятельностный характер. Они направлены прежде всего на формирование общих учебных умений и навыков, на формирование ключевых компетенций -готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В этом мне помогает компьютерная техника с мультимедийными возможностями. Уроки литературы и русского языка становятся интересными, яркими, эмоциональными, запоминающимися.
На уроках литературы мои ученики могут увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей. Использование информационных технологий позволяет мне не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию. На своих уроках, используя интерактивные кроссворды, тесты, криптограммы, я могу проводить мониторинг по результатам усвоения пройденных тем как по литературе, так и по русскому языку. Также в свои уроки я включаю задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей.
Часто на уроках литературы и русского языка я применяю технологию проблемного обучения. Создать на уроке проблемную ситуацию мне помогают ЭОР. Особенно хорошо на уроках использовать интерактивные ЭОР. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, а интерактивный практический ресурс показывает способы решения данной проблемы. ЭОР включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты - всё это делает урок не только познавательным, но и занимательным.
Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов пробуждают интерес к изучению русского языка и литературы. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить моё время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
21 век - это век информации. Моя задача заключается не только в том, что дать обучающимся с ОВЗ знания, но и научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной деятельности учащихся.
ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход. На индивидуально-коррекционных занятиях я провожу практикумы для учащихся с ОВЗ: учу самостоятельно проводить оценивание собственных знаний, умений и навыков без моего участия или родителя, ведь правильные ответы уже заложены в ЭОР.
ЭОР обеспечивают многообразие учебных и внеучебных форм освоения школьной программы (уроки, тренинги, конкурсы, виртуальные экскурсии, юбилейные музыкально-литературные вечера). Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.
Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего использую на своих уроках.
Во-первых, это презентации. В основном, использую их при объяснении нового материала и при выполнении физминуток. В презентации вставляю всё, что возможно: рисунки, схемы, таблицы, тесты, фото и видео. Анимации и иллюстрации из электронных образовательных ресурсов также помогают наглядно демонстрировать учебный материал и проводить творческие работы (например, составить рассказ на основе картинок).
На уроках обобщения и повторения использую интерактивные таблицы и схемы. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Они помогают систематизировать изученный материал, вспомнить изученные орфограммы и пунктограммы, делать выводы и обобщать языковой материал.
На этапах мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся активно применяю интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, тесты, содержащиеся на дисках (диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия), и самостоятельно разработанные тесты и проверочные работы.
Преимущество электронных тестов в том, что они не только контролируют уровень знаний, но и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. В этот день обучающиеся 7-8 классов провели литературно-музыкальный вечер, посвященный великому поэту. Ученики подготовили выставку книг со стихами Сергея Есенина, читали свои доклады, декламировали стихи Есенина. Используя мультимедийную технику, ребята подготовили интересную презентацию с включением в неё песен на стихи Есенина в исполнении Сергея Безрукова, в которую также включили кадры из документальной хроники с участием Сергея Есенина; посмотрели отрывки из художественного фильма "Есенин".
Мероприятие получилось ярким и запоминающимся. По отзывам детей я поняла, что особенно им понравились песни, написанные на стихи Есенина: "Клён ты мой опавший...", "Не жалею, не зову, не плачу..", "Отговорила роща золотая..", "Мне осталась одна забава.." и другие. Теперь, я уверена, мои ученики полюбили этого поэта и никогда его не забудут.
Благодаря использованию ЭОР обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
Таким образом, использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу , заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dryagina_l.yu_._statya.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я прежде всего учитываю основные задачи модернизации российского образования и реализую требования Федерального компонента государственного стандарта.
Мои уроки имеют деятельностный характер. Они направлены прежде всего на формирование общих учебных умений и навыков, на формирование ключевых компетенций -готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В этом мне помогает компьютерная техника с мультимедийными возможностями. Уроки литературы и русского языка становятся интересными, яркими, эмоциональными, запоминающимися.
На уроках литературы мои ученики могут увидеть мир глазами живописцев, услышать актёрское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей. Использование информационных технологий позволяет мне не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию. На своих уроках, используя интерактивные кроссворды, тесты, криптограммы, я могу проводить мониторинг по результатам усвоения пройденных тем как по литературе, так и по русскому языку. Также в свои уроки я включаю задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей.
Часто на уроках литературы и русского языка я применяю технологию проблемного обучения. Создать на уроке проблемную ситуацию мне помогают ЭОР. Особенно хорошо на уроках использовать интерактивные ЭОР. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, а интерактивный практический ресурс показывает способы решения данной проблемы. ЭОР включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты - всё это делает урок не только познавательным, но и занимательным.
Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов пробуждают интерес к изучению русского языка и литературы. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить моё время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
21 век - это век информации. Моя задача заключается не только в том, что дать обучающимся с ОВЗ знания, но и научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной деятельности учащихся.
ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход. На индивидуально-коррекционных занятиях я провожу практикумы для учащихся с ОВЗ: учу самостоятельно проводить оценивание собственных знаний, умений и навыков без моего участия или родителя, ведь правильные ответы уже заложены в ЭОР.
ЭОР обеспечивают многообразие учебных и внеучебных форм освоения школьной программы (уроки, тренинги, конкурсы, виртуальные экскурсии, юбилейные музыкально-литературные вечера). Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.
Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего использую на своих уроках.
Во-первых, это презентации. В основном, использую их при объяснении нового материала и при выполнении физминуток. В презентации вставляю всё, что возможно: рисунки, схемы, таблицы, тесты, фото и видео. Анимации и иллюстрации из электронных образовательных ресурсов также помогают наглядно демонстрировать учебный материал и проводить творческие работы (например, составить рассказ на основе картинок).
На уроках обобщения и повторения использую интерактивные таблицы и схемы. Электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Они помогают систематизировать изученный материал, вспомнить изученные орфограммы и пунктограммы, делать выводы и обобщать языковой материал.
На этапах мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся активно применяю интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, тесты, содержащиеся на дисках (диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия), и самостоятельно разработанные тесты и проверочные работы.
Преимущество электронных тестов в том, что они не только контролируют уровень знаний, но и в случае необходимости помогают вспомнить правило.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. В этот день обучающиеся 7-8 классов провели литературно-музыкальный вечер, посвященный великому поэту. Ученики подготовили выставку книг со стихами Сергея Есенина, читали свои доклады, декламировали стихи Есенина. Используя мультимедийную технику, ребята подготовили интересную презентацию с включением в неё песен на стихи Есенина в исполнении Сергея Безрукова, в которую также включили кадры из документальной хроники с участием Сергея Есенина; посмотрели отрывки из художественного фильма "Есенин".
Мероприятие получилось ярким и запоминающимся. По отзывам детей я поняла, что особенно им понравились песни, написанные на стихи Есенина: "Клён ты мой опавший...", "Не жалею, не зову, не плачу..", "Отговорила роща золотая..", "Мне осталась одна забава.." и другие. Теперь, я уверена, мои ученики полюбили этого поэта и никогда его не забудут.
Благодаря использованию ЭОР обучающиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
Таким образом, использование ЭОР на уроках и внеурочных занятиях повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу , заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация результатов деятельности учителя русского языка и литературы Горестовой Ольги Юрьевны. Система работы.
Презентация к публичному выступлению перед профессиональным сообществом учителей русского языка и литературы. В презентации отражены результаты работы за три последних года....
Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.
Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы учителем Кисс И. И.
Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки.Компьютерные технологии позволяют разработа...
Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка и литературы учителем
В современной школе учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель, согласованные м...
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...
Мониторинг участия в организации и проведении школьных мероприятий, олимпиад, КПК учителя русского языка и литературы Куриловой Ирины Юрьевны за 2018 - 2022 годы
Мониторинг участия в организации и проведении школьных мероприятий, олимпиад, КПК учителя русского языка и литературы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...