Рабочая программа по родной литературе 7-9 классы
рабочая программа по литературе (7, 8, 9 класс)

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx59.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родная литература 7 класс

Вводная часть

Рабочая программа составлена на основании  следующих документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального  закона № 185-ФЗ);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • образовательная  программа общего образования МБОУ СОШ № 14 п. Пятигорский на 2020 -2021 учебный год ;
  • учебный план МБОУ СОШ № 14 п. Пятигорский на 2020 -2021 учебный год;
  • календарный учебный график МБОУ СОШ № 14 п. Пятигорский на 2020 -2021 учебный год

Учебник:

• «Литература 7 класс» в 2-х частях В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляеваа ФГОС  М.: Просвещение, 2017.

Программа рассчитана на 0,5 час  в неделю  (17 часов в год )

Раздел 1

Планируемые результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:

Личностные результаты освоения программы

Метапредметные результаты освоения     программы

Предметные результаты освоения программы

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Раздел 2

Краткое содержание тем учебного курса « Родная литература»  7  класс

Русский фольклор

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Ставропольского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции

древнерусской литературы. Житие Серафима Саровского.

Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин.

Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Жизнь и творчество А.А.Фета. Умение выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, радость эта...".

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык". "Записки охотника".Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле . "Гамлет Щигровского уезда", Льгов".

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная фамилия". Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее".

Литература XX века

Традиции литературы XX века.

Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине – центральная в творчестве С.А.Есенина.

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни  в произведении.

К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".

Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках  "Отечество", "Средняя полоса".

Родная земля в произведениях ставропольских поэтов

В. В Конев. Стихотворения о малой Родине.

Раздел 3

 Календарно -  тематическое планирование по  родной литературе  

7 класс (17 часов)

Тема урока

Дата

Практическая деятельность

Виды контроля

Домашнее задание

1

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

Составление системы

вопросов и ответы на них

Составлять тезисный план или конспект лекции.

Подготовиться к

письменной

проверочной работе по

конспекту.

2

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Ставропольского края.

Выразительное чтение произведений УНТ

Выразительное чтение текстов художественных произведений УНТ

Выучить заклички и загадки по выбору

3

Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе.

Выразительное чтение и

 анализ произведений ДРЛ

Выразительное чтение текстов художественных произведений ДРЛ

Подготовить проект подборку – свой сборник

Произведений ДРЛ

4

Житие Серафима Саровского. Серафим Саровский "О попечении о душе", "О хранении сердца"

Анализ эпизода

 Устный пересказ

Составить вопросы

5

Литература 18 века. Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин

Устное выступление

Характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений указанных авторов;

Выучить отрывок из любого произведения 18века

6

Литература 19 века. Жизнь и творчество А.А.Фета.  Умение выразить в слове тончайшие и прекрасные движения в жизни природы и человеческой души. "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, радость эта..."

Творческая работа

Письменный ответ на вопрос

Выучить стихотворение или отрывок наизусть

7

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык"

Характеристика героев стихотворений в прозе

Комментированное чтение;

Ответить письменно на вопросы

8

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Хирургия", "Лошадиная фамилия"

Анализ эпизодов рассказов

 Устный пересказ

Прочитать

стихотворения С. Е. Есенина. Подготовить сообщение

« Новый взгляд на

поэзию

С. А. Есенина»

9

Литература 20 века. Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине- центральная в творчестве С.А.Есенина.  Предметно-поэтический мир в стихотворении С.А.Есенина "В хате"

Выразительное чтение и анализ

стихотворений

 Выразительное чтение текста художественного произведения

Подготовить проект –

подборку – свой сборник

стихов

С.А. Есенина о любви,

прочитать стихи

выразительно, оформить

презентацию, объяснить

свой выбор

стихотворений; индивидуальные домашние задания

10

А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Слушают сообщения учащихся:

реализация индивидуальных домашних заданий

Письменный ответ на вопрос

Анализ отдельных эпизодов

11

К.Д.Воробьев. Очерк жизни и творчества. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя".

Выразительное чтение и анализ

рассказа

 Выразительное чтение текста художественного произведения

 Индивидуальные домашние задания

12

Е.И.Носов. Очерк жизни и творчества. Рассказ "Тридцать зерен"- размышления автора о человечности, о природе творчества

Выразительное чтение и анализ

рассказа; реализация индивидуальных домашних заданий

Комментированное чтение

Индивидуальные домашние задания

13

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

Аналитическое  чтение; реализация индивидуальных домашних заданий

Комментированное чтение

Составить вопросы к главам книги "Земля родная".

14

В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерках  "Отечество", "Средняя полоса".

Характеристика главных героев очерков

Характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) очерков;

Подготовить сообщения:

«Наш поэт – В. В. Конев»

15

В. В. Конев. Стихотворения о малой Родине – Ставропольском крае и пос. Пятигорский

Реализация индивидуальных домашних заданий: устные выступления

Выразительное чтение стихотворений В. В. Конева.

Выучить стихотворение или отрывок наизусть

16

В.П.Детков.  Тема первой любви в рассказе "Сирень".

Сообщения обучающихся

Комментированное чтение

Составить вопросы

17

Урок защиты проектов по теме "Образ Родины в произведениях русской литературы".

Творческая работа

Защита проекта

Список чтения на лето

Родная литература 8-9 классы

Вводная часть

Рабочая программа составлена на основании  следующих документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального  закона № 185-ФЗ);

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • образовательная  программа общего образования МБОУ СОШ № 14 п. Пятигорский на 2020 -2021 учебный год ;
  • учебный план МБОУ СОШ № 14 п. Пятигорский на 2020 -2021 учебный год;
  • календарный учебный график МБОУ СОШ № 14 п. Пятигорский на 2020 -2021 учебный год

Учебники:

• «Литература 8 класс» в 2-х частях В. Я. Коровина В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева ФГОС  М.: Просвещение, 2017.

• «Литература 9 класс» в 2-х частях В. Я. Коровина В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева ФГОС  М.: Просвещение, 2017.

Программа рассчитана на 0,5 час  в неделю  (17 часов в год, 34 часа за 2 года)

Раздел 1

Планируемые результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы общего образования:

Личностные результаты освоения программы

Метапредметные результаты освоения     программы

Предметные результаты освоения программы

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Раздел 2

Краткое содержание тем учебного курса « Родная литература»

8-9 классы

ВВЕДЕНИЕ

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. 

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

Опорные понятия: житийный жанр, агиография.

Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.

Опорные понятия: сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.

Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

 Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.

И. П. БогдановичОтрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.

Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Введение 

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

Просветительский реализм

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И. Кутузова в баснях.

Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.

Неповторимые особенности русского романтизма

 Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Развитие речи: музыкальная гостиная.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя 

Сборник «Арабески» Обзор статей.  

Опорные понятия: статья, арабески.

Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);

составление цитатного плана статьи (работа в группе).

Развитие демократической литературы

И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

Н.А.Некрасов  Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.

Ф.И.Тютчев  Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

 А.А.Фет.  Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».

Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни».

Защита творческого проекта.

Итоговое занятие. Подведение итогов. Летнее чтение.

ИЗ РУССКОЙ  ПРОЗЫ  И ПОЭЗИИ XX ВЕКА

Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”»

Опорные понятия: юмореска.

И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

Развитие речи: эссе «А счастье всюду…»

Опорные понятия: звукопись, аллитерация, ассонанс, ритмика, строфика

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» 

Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».

Уроки-беседы по проблемным вопросам:

«В чём смысл жизни?»,

«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

К.Г.Паустовский  «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.   

В.П.Астафьев  Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор

Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

 Просмотр и обсуждение кинофильма по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Анализ эпизодов из повести.

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты»К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает  Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.

Проект «Читаем стихи о войне»

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

Творчество ставропольского писателя К. Г.Черного 

Групповой проект «Литературные места города Пяигорска

Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Ставропольского края»

Подведение итогов. Летнее чтение.

Раздел 3

 Календарно -  тематическое планирование по  родной литературе  

8 класс (17 часов)

Тема урока

Дата

Практическая деятельность

Виды контроля

Домашнее задание

1

 Введение «Край родной, навек любимый…».

Составление системы

вопросов и ответы на них

Составлять тезисный план или конспект лекции.

Подготовиться к

письменной

проверочной работе по

конспекту.

2

 Древнерусская литература

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

Выразительное чтение произведений  ДРЛ

Выразительное чтение текстов художественных произведений ДРЛ

Выучить термины

3

 Литература 16 века

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности.  

Выразительное чтение и

 анализ произведений  литературы XVI ВЕКА 

Выразительное чтение текстов художественных произведений  

XVI ВЕКА 

Подготовить проект подборку – свой сборник

Произведений XVI ВЕКА 

4

Творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

 Представление-презентация творческой работы

 Сравнительная характеристика творческих работ

Индивидуальые задания

5

 Литература 18 века

Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.

Устное выступление. Реализация индивидуальных заданий

Характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений указанных авторов

Выучить отрывок из любого произведения 18века

6

И. П. Богданович. Отрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

Характеристика героев

Письменный ответ на вопрос

Анализ отдельных сцен

7

 Литература 19 века Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И. Кутузова в баснях.

Характеристика героев  басен

Комментированное чтение;

Выучить басню наизусть

8

Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.

Шедевры любовной лирики  А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Пушкин на Кавказе.

Анализ лирических и музыкальных произведений

 Художественное чтение шедевров русской поэзии.

Прочитать

стихотворения А. С. Пушкина. Подготовить сообщение

« Новый взгляд на

поэзию

А. С Пушкина»

9

РР  Музыкальная гостиная. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

Выразительное чтение и анализ

стихотворений

 Выразительное чтение лирического произведения

Подготовить проект –

подборку – свой сборник

стихов

 А. С.Пушкина о любви,

прочитать стихи

выразительно, оформить

презентацию, объяснить

свой выбор

стихотворений; индивидуальные домашние задания

10

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя Сборник «Арабески» Обзор статей.

Слушают сообщения учащихся:

реализация индивидуальных домашних заданий

Письменный ответ на вопрос

Анализ отдельных эпизодов

11

Развитие демократической литературы. 

И.С.Тургенев. 

Повесть 

«Вешние воды». 

Выразительное чтение и анализ

повести

 Выразительное чтение текста художественного произведения

 Индивидуальные домашние задания

12

        

Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла» «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание»

Выразительное чтение и анализ

сихотворений; реализация индивидуальных домашних заданий

Комментированное чтение

Индивидуальные домашние задания

13

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

Аналитическое  чтение; реализация индивидуальных домашних заданий

Комментированное чтение

 Выучить стихотворение наизусть

14

А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Сборник «Вечерние огни»

Характеристика лирических героев стихотворений

Характеристика лирического героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) очерков;

Выучить наизусть стихотворение

15

РР Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни»

Реализация индивидуальных домашних заданий  

Сравнительная характеристика творческих работ

 Подготовка к защите творческого проекта

16

Защита творческого проекта.

Сообщения обучающихся

 Сравнительная характеристика творческих проектов

 Индивидуальные домашние задания

17

Итоговое занятие.

Летнее чтение

 Подведение итогов

 

Список чтения на лето

9 класс (17 часов)

Тема урока

Дата

Практическая деятельность

Виды контроля

Домашнее задание

1

Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

Составление системы

вопросов и ответы на них

Составлять тезисный план или конспект лекции.

Подготовиться к

письменной

проверочной работе по

конспекту.

2

А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески

 «Моя “она”»

Выразительное чтение произведени

Способывыразительного прочтения текстов художественных произведений

Выучить  отрывок из юморески

3

И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

Выразительное чтение и

 анализ стих-я

Выразительное прочтение лирического произведения

Подготовить проект подборку – свой сборник

 стихотворений И.А.Бунина

4

РР  Эссе «А счастье всюду…»

Письменная работа

  Тапы написания эссе

 Индивидуальные домашние задания

5

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»

Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж».

Беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

Устное выступление.

Реализация индивидуальных заданий

Характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений указанных авторов;

Выучить отрывок из любой  миниатюры

6

К.Г.Паустовский.

 Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.

 Комментированное чтение отдельных эпизодов

Письменный ответ на вопрос

 Составить вопросы к роизведению.

7

В.П.Астафьев  Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

 Анализ эпизодов книги

Комментированное чтение;

Ответить письменно на вопросы

8

РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

 Письменная работа

  Раскрытие проблемного вопроса

 Закончить письменную работу

9

Просмотр и обсуждение кинофильма по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз). Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

 Анализ эпизодов из повести.

  Умение анализировать произведения различных видов искусства

Индивидуальные домашние задания

10

Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты»К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. по выбору.

 Реализация индивидуальных домашних заданий

 Овладение навыками декламации

 Выучить наизусть стихотворение

11

        

Проект «Читаем стихи о войне»

Выразительное чтение  стихотворения

  Овладение навыками декламации

 Индивидуальные домашние задания

12

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

Выразительное чтение и анализ

рассказа; реализация индивидуальных домашних заданий

Комментированное чтение

Индивидуальные домашние задания

13

Творчество ставропольского писателя К.Г. Черного.

Аналитическое  чтение; реализация индивидуальных домашних заданий

Комментированное чтение

Составить вопросы к  пр-ям К. Г. Черного

14

Групповой проект «Литературные места города Пятигорска»

 Представление

проекта в группе

 Сравнение выступлений участников проекта

 Индивидуальные домашние задания

15

Итоговое занятие – защита творческого проекта  «Виртуальная экскурсия по литературным местам Ставропольского края»

Реализация индивидуальных домашних заданий: устные выступления по защите творческих проектов

 Сравнение выступлений участников проекта

 Индивидуальные домашние задания

16

Итоговое занятие – защита творческого проекта  «Виртуальная экскурсия по литературным местам Ставропольского края»

Реализация индивидуальных домашних заданий: устные выступления по защите творческих проектов

 Сравнение выступлений участников проекта

 индивидуальные домашние задания

17

Итоговое занятие.

Летнее чтение

 Подведение итогов

 

Список чтения на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса разработана на основе Примерной  рабочей  программы  учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных орг...

Рабочая программа по родной литературе 5-9 класс

Программа разработана на основе требований государственного стандарта основного общего образования. Срок реализации программы -5 лет (5-9 класс)...

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса включает в себя следующие разделы: "Пояснительную записку",  «Общую характеристику учебного предмета», «М...