Рабочая программа по родной литературе 5-9 класс
рабочая программа
Программа разработана на основе требований государственного стандарта основного общего образования. Срок реализации программы -5 лет (5-9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnaya_literatura.docx | 92.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Родная литература»
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету Родная литература являются следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
с учетом:
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
• «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
• «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
• перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/
Пояснительная записка
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
⮚ воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
⮚ приобщение к литературному наследию своего народа;
⮚ формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
⮚ обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
⮚ получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
⮚ понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нормативный срок изучения предмета «Родня (русская) литература» на уровне основного общего образования составляет 5 лет.
Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 | 0,5 | 17 |
6 | 0,5 | 17 |
7 | 0,5 | 17 |
8 | 1 | 35 |
9 | 2 | 68 |
Итого | 4,5 | 154 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результатыпо направлениям:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:
• определять свое отношение к природной среде;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения ООП ООО с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящих в состав предметной области «Родной язык и родная литература», обеспечивают успешное обучение на следующем уровне общего образования.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" обеспечит:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» предметной области «Родной язык и родная литература», установленные ФГОС ООО:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Результаты освоения учебного предмета
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
умению самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,ограничения понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Содержание учебного предмета
Первый год обучения (17 ч)
Введение (1ч)
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века (4ч)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Поэзия ХIХ века о родной природе (2ч)
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Из литературы XX века (6ч)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребѐнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Земля».
Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (3ч )
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдѐнный мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать еѐ красоту. Единство человека и природы.
Практикум выразительного чтения.
Творчество поэтов Брянской области (по выбору учителя).(1ч)
Второй год обучения (17 ч)
Введение (1ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1ч).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века (3ч)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века (11ч)
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилѐв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество поэтов Брянской области (1ч) (по выбору учителя). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
Третий год обучения (17 ч)
Введение (1ч)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века (1ч)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (4ч)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценѐнном А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Из литературы XX – XXI века (10ч)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников
. Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства».
Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество поэтов Брянской области (1ч) (по выбору учителя).
Четвёртый год обучения (35 ч)
Введение (1ч)
Своеобразие родной литературы. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Из литературы XVIII века (2ч)
Н.М. Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского»
Первая российская история.
Из литературы XIX века(10ч)
Басни. Нравственная проблематика басен И. Хемницера
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе".
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы Нравственное перерождение героини.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы.
Из литературы XX – XXI века (22ч)
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Л.Пантелеев «Главный инженер».
А.И.Солженицын Цикл «Крохотки».
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя)
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ѐлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя
Б.П. Васильев «Завтра была война» . Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Сочинение «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею...»
А.Г.Алексин «Самый счастливый день»
Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэзия конца XIX - начала XX века: И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». К.Д.Бальмонт «Россия», М.А. Волошин «Гроза», В. Хлебников «В лесу».
Творчество поэтов Брянской области (2ч) (по выбору учителя).
Пятый год обучения (68 ч)
Введение (1ч)
Возвращение к духовным истокам в современной литературе.
Древнерусская литература(2ч)
«Повесть временных лет».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Традиции древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века(3ч)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Д.И.Фонвизин «Бригадир» .Сатирическое осмеяние нравственных пороков общества.
Из литературы XIX века(16ч)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...».
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского
А.С.Пушкин «Пиковая дама» . Проблема алчности, жестокости, осуждения и унижения окружающих людей; «Повести Белкина» («Выстрел», «Гробовщик»; «Метель»). Гуманизм повестей.
Маленькие трагедии.
М.Ю. Лермонтов «Демон». Лирика. Вольнолюбивые мотивы поэзии.
Н.В. Гоголь «Женитьба». Первая бытовая русская комедия. Миргород. Тема жизни и быта украинских крестьян и казаков.
Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэзия конца XIX .(по выбору)
А.Н. Островский «Не все коту масленица»
И.С.Тургенев . Стихотворения. Анализ произведений.
Л.Н. Толстой. «Отрочество». Автобиографичность повести
А.П. Чехов. Рассказы
Из литературы XX – XXI века (31ч)
И.А. Бунин .Темные аллеи. Проблема любви в рассказе.
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Гамбринус» «живое и мертвое в рассказе».
М.М. Зощенко. Сатирические и юмористические рассказы писателя
Тэффи «Неживой зверь», «Гурон».Юмор.
М. Булгаков «Дни Турбиных». Судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения.
Е.А. Евтушенко. Стихотворения.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.
К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Б. Васильев «А зори здесь тихие». Женщины на войне. Смысл названия рассказа. Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Стихи поэтов Великой Отечественной войны.( по выбору)
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. Сочинение " Диалог поколений".
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Детская память о войне. Дружба и предательство.
В. Тендряков «Весенние перевертыши».Детское восприятие мира. Взросление детей, нравственные проблемы.
В.М.Шукшин «Гринька Малюгин»;Нравственные проблемы рассказа.
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Творчество писателей Брянской области (15ч) (по выбору учителя).
П.Л. Проскурин «Порог любви» (отрывки из повести). П.Л. Проскурин – народный писатель. Пафос сочинений писателя – в преклонении перед народной правдой, в любви к Родине и ее народу. Картины детства писателя в произведении «Порог любви» как характерные для жизни людей всей России. Уважение автора к людям, которые трудятся на родной земле. Проблема переселения людей, его причины в понимании П.Л. Проскурина. Утверждение писателя, что «чудо России всего лишь в ее человеке…» Проскуринская интерпретация строк Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…».
Г.В. Метельский «Путешествие в школьные годы» (отрывки из книги «Листья дуба»). Отражение привязанности к родной Брянщине в творчестве Г.В. Метельского. . Использование автором разнообразных средств языка для передачи своего отношения к родным местам; активное употребление эпитетов, метафор, сравнений; краски и звуки, делающие картины привлекательными. Смысл введения в прозаический текст авторских стихотворений. Сложность переживаний писателя в родном краю. Размышления писателя о причинах, побуждающих молодежь уезжать из провинциальных городов. Актуальность этой проблемы в России сегодня. Г.В. Метельский о постоянстве своей любви к малой родине.
В.К. Соколов «Лебединое утро». Краткие сведения о творчестве В.К. Соколова. Книга «Сказки Брянского леса» – о природе Брянщины, ее сказочной красоте и людях, любящих родную землю. Рассказ В.К. Соколова «Лебединое утро». Образ лесника Демьяныча в рассказе. Отношение этого героя к природе как пример для подражания. Старшее и младшее поколения в произведении. Выраженное через систему образов убеждение автора в том, что очень важно, чтобы нравственный опыт отцов передавался молодым. Связь в произведении В.К. Соколова понятий родина и лес.
Военная проза брянских писателей. Н.М. Грибачев «Здравствуй, комбат!» Личность и творчество Н.М. Грибачева. Н.П. Рылько «Воспоминания о Николае Матвеевиче Грибачёве». Победа в войне – величайший подвиг советского народа. Нравственная проблематика военной прозы: верность долгу, совесть, человеческое достоинство и сострадание. Образ капитана Косовратова как воплощение мужества, чести, порядочности. Преемственность традиций честного служения Отчизне.
Военная тема в творчестве В.Д. Динабургского: «Пуля Дантеса», «Над рекою тихо дремлют вербы…», «Передний край», «Под Старой Руссой», «Красные маки», «Песня России», «И вот уже мчит неотложка...», «Поклонись ветерану Великой войны…» Военная судьба В.Д. Динабургского. Духовный облик повествователя в рассказе «Пуля Дантеса», его отношение к Пушкину. Аллегорический смысл сюжета. Военная лирика В.Д. Динабургского. Тема памяти и героической истории России. Судьба и характер русского воина.
Н.Рыленков «Все богатства русского пейзажа»; Н. Денисов «Прозябли поля до былинки», «Бесснежье»; Н. Поснов «Метель», «Нынче в праздничный четверг»; Н. Алексеенков «Зиме не в шутку жарко стало», «Синий апрель»; А. Малахов «Прелюдия весны», «Пробуждение»; Н. Афонина «За голубыми ставнями рассвета»; М. Атаманенко «Отцвели тополя, отцвели тополя»; К. Асеева «Только лес позолотит верхушки», «Медленно-медленно солнце садится»; В. Потапов «Осень яркой была», «Красное утро в Красном Холме», «Старайся быть добрей и проще». Краткие биографические сведения о поэтах. Времена года в творчестве современных поэтов Брянщины. Многообразные картины зимы, весны, лета, осени в стихотворениях. Своеобразие поэтического взгляда на природу брянских авторов. Мир чувств и переживаний лирических героев. Роль тропов, ритмики, звукописи в создании пейзажей и выражении эмоционального тона стихотворений.
Тематическое планирование по родной литературе
Класс: 5-9
Учитель: Н.А. Кондратенкова
Планирование составлено на основе:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт
3. Основная образовательная программа МБОУ Аркинской СОШ
4. Учебный план МБОУ Аркинской СОШ
5 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примеч. | |
план | факт | ||||
1 | Введение (1ч) | 1 | |||
Из литературы XIX века (4ч) | |||||
2 | Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Мораль. | 1 | |||
3 | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. | 1 | |||
4 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. . | 1 | |||
5 | Сочинение "Зло и добро в сказке". | 1 | |||
Поэзия ХIХ века о родной природе (2ч) | |||||
6 | П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов. | 1 | |||
7 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Единство человека и природы. | 1 | |||
Из литературы XX века (6ч) | |||||
8 | Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. | 1 | |||
9 | В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала. | 1 | |||
10 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. | 1 | |||
11 | Сочинение " Мир глазами ребѐнка". | 1 | |||
12 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | |||
13 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Земля». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | 1 | |||
Родная природа в произведениях поэтов XX века (3ч ) | |||||
14 | В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | 1 | |||
15 | М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдѐнный мастер слова. Выразительные средства создания образов. | 1 | |||
16 | Практикум выразительного чтения. | 1 | |||
17 | Творчество поэтов Брянской области (по выбору учителя).(1ч) | 1 |
6 класс
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата | Примеч. | |
план | факт | ||||
1 | Введение (1ч) Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | |||
Литературная сказка (1ч). | |||||
2 | Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. | 1 | |||
Из литературы ХIХ века (3ч) | |||||
3 | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство . | 1 | |||
4 | Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. | 1 | |||
5 | Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов. | 1 | |||
Из литературы ХХ века (11ч) | |||||
6 | Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Нравственные уроки повести. | 1 | |||
7 | Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» | 1 | |||
8 | А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. | 1 | |||
9 | А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. | 1 | |||
10 | Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?» | 1 | |||
11 | Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилѐв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». | 1 | |||
12 | А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким. | 1 | |||
13 | А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора. | 1 | |||
14 | «Сочинение на тему: «Моя подруга» | 1 | |||
15 | Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. | 1 | |||
16 | . Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы». | 1 | |||
17 | Творчество поэтов Брянской области (1ч) (по выбору учителя). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. | 1 |
7 класс
№ | Тема урока | Количесто часов | Дата | Примеч. | |
план | факт | ||||
Введение (1ч) | |||||
1 | Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. | 1 | |||
Из литературы XVIII века (1ч) | |||||
2 | И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». | 1 | |||
Из литературы XIX века (4ч) | |||||
3 | Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценѐнном А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину» . | 1 | |||
4 | К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | |||
5 | В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». | 1 | |||
6 | Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору). | ||||
Из литературы XX – XXI века (10ч) | |||||
7 | А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. | 1 | |||
8 | Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина | 1 | |||
9 | В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников | 1 | |||
10 | Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. | 1 | |||
11 | В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». | 1 | |||
12 | Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе." | 1 | |||
13 | С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». | 1 | |||
14 | А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча». | 1 | |||
15 | Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя. | 1 | |||
16 | Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности. | 1 | |||
17 | Творчество поэтов Брянской области (1ч) (по выбору учителя). | 1 |
8 класс
Тема урока | Количество часов | Дата | Примеч. | ||
план | факт | ||||
Введение (1ч) | |||||
1 | Своеобразие родной литературы. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | |||
Из литературы XVIII века (2ч) | |||||
2 | Н.М. Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского» Первая российская история. | 1 | |||
3 | Н.М. Карамзин. Рассказы из «Истории государства Российского» Первая российская история. | 1 | |||
Из литературы XIX века(10ч) | |||||
4 | И. Хемницера. Басни. Нравственная проблематика басен. | 1 | |||
5 | Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. | 1 | |||
6 | Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись | 1 | |||
7 | Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания. | 1 | |||
8 | Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. | 1 | |||
9 | Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. | 1 | |||
10 | Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе". | 1 | |||
11 | Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе". | 1 | |||
12 | Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы Нравственное перерождение героини. | 1 | |||
13 | Лесков Н.С. Рождественские рассказы. | 1 | |||
Из литературы XX – XXI века (20ч) | |||||
14 | Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. | 1 | |||
15 | Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. | 1 | |||
16 | Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства | 1 | |||
17 | Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала | 1 | |||
18 | Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам | 1 | |||
19 | Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера. | 1 | |||
20 | Л.Пантелеев «Главный инженер».. | 1 | |||
21 | А.И.Солженицын Цикл «Крохотки». | 1 | |||
22 | Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире. | 1 | |||
23 | Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя) | 1 | |||
24 | Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя) | ||||
25 | Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ѐлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. | 1 | |||
26 | Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны | 1 | |||
27 | Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя | 1 | |||
28 | Б.П. Васильев «Завтра была война» . Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
29 | Б.П. Васильев «Завтра была война» . Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
29 | Сочинение «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею...» . | 1 | |||
30 | Сочинение «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею...» | ||||
31 | А.Г.Алексин «Самый счастливый день» | 1 | |||
32 | Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэзия конца XIX - начала XX века: И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». К.Д.Бальмонт «Россия», М.А. Волошин «Гроза», В. Хлебников «В лесу». | 1 | |||
33 | Творчество поэтов Брянской области (1ч) (по выбору учителя). | 1 | |||
34 | Творчество поэтов Брянской области (1ч) (по выбору учителя).. | 1 | |||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 |
9 класс
Тема урока | Количество часов | Дата | Примеч. | ||
план | факт | ||||
Введение (1ч) | |||||
1 | Возвращение к духовным истокам в современной литературе. | 1 | |||
Древнерусская литература(2ч) | |||||
2 | «Повесть временных лет». | 1 | |||
3 | «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» Традиции древнерусской литературы. | 1 | |||
Из литературы XVIII века(3ч) | |||||
4 | Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. | 1 | |||
5 | Д.И.Фонвизин «Бригадир» .Сатирическое осмеяние нравственных пороков общества. | 1 | |||
6 | Д.И.Фонвизин «Бригадир» .Сатирическое осмеяние нравственных пороков общества. | 1 | |||
Из литературы XIX века(16ч) | |||||
7 | Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). | 1 | |||
8 | Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...». | 1 | |||
9 | Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского | 1 | |||
10 | А.С.Пушкин. «Пиковая дама» . Проблема алчности, жестокости, осуждения и унижения окружающих людей; | 1 | |||
11 | А.С.Пушкин. «Повести Белкина» («Выстрел», «Гробовщик»; «Метель»). Гуманизм повестей. | 1 | |||
12 | А.С.Пушкин. Маленькие трагедии. | 1 | |||
13 | Сочинение «Нравственные проблемы, поднятые А.С. Пушкиным в его произведениях» (по выбору учителя) | 1 | |||
14 | М.Ю. Лермонтов «Демон». Лирика. Вольнолюбивые мотивы поэзии. | 1 | |||
15 | Н.В. Гоголь «Женитьба». Первая бытовая русская комедия. | 1 | |||
16 | Н.В. Гоголь. Миргород. Тема жизни и быта украинских крестьян и казаков. | 1 | |||
17 | Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэзия конца XIX .(по выбору) | 1 | |||
18 | Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэзия конца XIX .(по выбору) | 1 | |||
19 | А.Н. Островский «Не все коту масленица» | 1 | |||
20 | И.С.Тургенев . Стихотворения. Анализ произведений. | 1 | |||
21 | Л.Н. Толстой. «Отрочество». Автобиографичность повести | 1 | |||
22 | А.П. Чехов. Рассказы. | 1 | |||
Из литературы XX – XXI века (45ч) | |||||
23 | И.А. Бунин .Темные аллеи. Проблема любви в рассказе. Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. | 1 | |||
24 | А.М.Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма. | 1 | |||
25 | А.И. Куприн «Гамбринус» «живое и мертвое в рассказе». | 1 | |||
26 | М.М. Зощенко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. | 1 | |||
27 | Тэффи «Неживой зверь», «Гурон».Юмор. | 1 | |||
28 | М. Булгаков «Дни Турбиных». Судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны. | 1 | |||
29 | М. Булгаков «Дни Турбиных». Судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны. | 1 | |||
30 | Сочинение «Идея дома в пьесе «Дни Турбиных.» | 1 | |||
31 | Н.А. Заболоцкий. Стихотворения. | 1 | |||
32 | Е.А. Евтушенко. Стихотворения. | 1 | |||
33 | В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
34 | В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
35 | К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа | 1 | |||
36 | Б. Васильев «А зори здесь тихие». Женщины на войне. Смысл названия повести. | 1 | |||
37 | Сочинение о великой Отечественной войне. | 1 | |||
38 | Стихи поэтов Великой Отечественной войны.( по выбору) | 1 | |||
39 | Стихи поэтов Великой Отечественной войны.( по выбору) | 1 | |||
40 | В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы | 1 | |||
41 | Сочинение " Диалог поколений". | 1 | |||
42 | А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Детская память о войне. | 1 | |||
43 | А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Дружба и предательство. | 1 | |||
44 | В. Тендряков «Весенние перевертыши».Детское восприятие мира. Взросление детей, нравственные проблемы. | 1 | |||
45 | В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |||
46 | Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы. | 1 | |||
47 | В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. | 1 | |||
48 | В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). | 1 | |||
49 | Р. Рождественский . Стихи | 1 | |||
50 | Н. Рубцов Стихи | 1 | |||
51 | А. Беляев «Продавец воздуха». Научная фантастика. | 1 | |||
52 | Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» | 1 | |||
53 | Письменная работа (ответ на проблемный вопрос). | 1 | |||
Творчество писателей Брянской области (15 ч) | |||||
54 | П.Л. Проскурин «Порог любви» (отрывки из повести). Преклонение перед народной правдой. Любовь к Родине и её народу. | 1 | |||
55 | П.Л. Проскурин «Порог любви» (отрывки из повести). Уважение автора к людям, которые трудятся на родной земле. Проблема переселения людей, его причины в понимании П.Л. Проскурина. | 1 | |||
56 | Г.В. Метельский «Путешествие в школьные годы» (отрывки из книги «Листья дуба»). Отражение привязанности к родной Брянщине в творчестве Г.В. Метельского. . Использование автором разнообразных средств языка для передачи своего отношения к родным местам. | 1 | |||
57 | Г.В. Метельский Смысл введения в прозаический текст авторских стихотворений. Размышления писателя о причинах, побуждающих молодежь уезжать из провинциальных городов. Актуальность этой проблемы в России сегодня | 1 | |||
58 | В.К. Соколов «Лебединое утро». Образ лесника Демьяныча в рассказе. Отношение этого героя к природе как пример для подражания. | 1 | |||
59 | В.К. Соколов «Лебединое утро». . Старшее и младшее поколения в произведении. | 1 | |||
60 | Н.М. Грибачев «Здравствуй, комбат!» Личность и творчество Н.М. Грибачева. Победа в войне – величайший подвиг советского народа. | 1 | |||
61 | Н.М. Грибачев «Здравствуй, комбат!» . Нравственная проблематика военной прозы:. Образ капитана Косовратова как воплощение мужества, чести, порядочности. Преемственность традиций честного служения Отчизне | 1 | |||
62 | В.Д. Динабургский «Пуля Дантеса», «Над рекою тихо дремлют вербы…», «Передний край», «Под Старой Руссой», «Красные маки», «Песня России», «И вот уже мчит неотложка...», «Поклонись ветерану Великой войны…» | 1 | |||
63 | Военная судьба В.Д. Динабургского. Духовный облик повествователя в рассказе «Пуля Дантеса». Аллегорический смысл сюжета. Военная лирика В.Д. Динабургского. Тема памяти и героической истории России. Судьба и характер русского воина. | 1 | |||
64 | Н.Рыленков «Все богатства русского пейзажа»; Н. Денисов «Прозябли поля до былинки», «Бесснежье»; Н. Поснов «Метель», «Нынче в праздничный четверг»; Н. Алексеенков «Зиме не в шутку жарко стало», «Синий апрель»; А. Малахов «Прелюдия весны», «Пробуждение»; | 1 | |||
65 | Н. Афонина «За голубыми ставнями рассвета»; М. Атаманенко «Отцвели тополя, отцвели тополя»; К. Асеева «Только лес позолотит верхушки», «Медленно-медленно солнце садится»; В. Потапов «Осень яркой была», «Красное утро в Красном Холме», «Старайся быть добрей и проще | 1 | |||
66 | Письменный анализ одного из стихотворений (по выбору) | 1 | |||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
68 | Итоговый урок | 1 |
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.
Словари
1. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2011.
2. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. – М.:
Просвещение, 2013
3. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н. Ска-
това. – М.: Просвещение, 2012
4. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева.
- М.: Просвещение, 2011.
5. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А. Джанумова. –
М.: Просвещение, 2013.
6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред.Н.Н. Скатова. –
М.: Просвещение,2010.
7. Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,
2012.
Хрестоматии
1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл. / Сост. О.В. Творогов. – М.: Просве-
щение, 2013.
2. Наш XIX век / Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.,2011.
3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных ма-
териалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 2012.
4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных ма-
териалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы
Художественная литература:
1.http://www.rusfolk.chat.ru–Русский фольклор
2.http://www.pogovorka.com. –Пословицы и поговорки
3.http://old-russian.chat.ru–Древнерусская литература
4.http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы
5.http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.
Справочно-информационные и методические материалы:
1.http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2.http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Пер-
вому сентября»)
3.http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Материально-техническая база
1 Компьютер
2 Проектор
3 Колонки
4 Экран
5 Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Экранно-звуковые пособия
1 Презентации к занятиям
2 DVD фильмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе
Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса разработана на основе Примерной рабочей программы учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных орг...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса включает в себя следующие разделы: "Пояснительную записку", «Общую характеристику учебного предмета», «М...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родной литературе5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 8...