Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия "Вместе с Пушкиным" | 33.1 КБ |
Презентация к внеклассному мероприятию "Вместе с Пушкиным" | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района
Республики Татарстан
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Вместе с Пушкиным»
учитель русского языка и литературы
Чулкова Елизавета Николаевна
«Вместе с Пушкиным»
Что наша жизнь? Игра!
А.С.Пушкин.
Наша память с детства хранит веселое имя – Пушкин.
А.Блок.
Цель
- Приобщение учащихся к творчеству А.С. Пушкина, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
- Повышение уровня сформированности речевой культуры обучающихся.
- Формирование навыков осознанного выразительного чтения. Развитие памяти, внимания, речи.
Задачи
1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством поэта. Воспитывать интерес к поэту, русской литературе и искусству.
2. Обогащать и расширять словарный запас.
3. Развивать творческую активность учащихся.
Планируемые результаты:
1. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе.
2. Метапредметные УУД: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, художественные, музыкальные организационные).
Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведений.
Регулятивные: формулировать задачу мероприятия, принимать ее, сохранять на протяжении всего действия; читать прозу в соответствии с целью чтения (выразительно наизусть).
Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой работы по выбранным критериям; уметь вести диалог.
3. Предметные: понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать эстетический вкус и личную заинтересованность к литературе как к источнику знаний о человеке, его отношении к миру.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Пушкин вошел в наш дом, в каждую семью: дети учатся на его стихах слышать красоту русской речи; для тех, кто постарше, он занимательный рассказчик, для молодых людей – друг и советчик. Повезло тем, кто с первыми словами матери услышал и его стихи, почувствовал их музыку.
Читаем Пушкина – перед нами открывается солнечный мир великого поэта, он светит и согревает нас всю жизнь.
Я надеюсь, сегодня на нашем конкурсе также всем будет светло и радостно от общения с Пушкиным. Итак, начинаем наш праздник!
Ведущий вызывает две команды, представляет участников и жюри конкурса.
Чтец 1: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца ево Моэра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня…Запись в метрической книге церкви «Богоявления, что в Елохове».
Чтец 2: День был исключительно праздничным, гудели колокола по случаю Вознесения. Иван Великий гудел еще и потому, что у императора Павла внучка родилась, толпы «ура» кричали .
Ведущий: Вопрос для разминки. Когда по старому стилю родился Пушкин? Где?
Ответ: А.С.Пушкин родился 26 мая по старому стилю в Москве.
Ведущий: Мы хотим знать подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий облик со всем, что было в нем прекрасного и грешного. Дорогой всем нам образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к поэту и пытливо вглядываемся в его человеческие черты. Давайте вглядимся в его внешний облик.
Мини-театр. Две светские дамы ведут беседу.
Первая дама: Вчера у нас был дипломатический обед. Теперь у нас всегда бывает довольно много гостей на наших вечерних приемах по понедельникам, четвергам и субботам, но петербургское общество мне еще не нравится. Был Пушкин, писатель, ведет беседу очаровательным образом – без претензий, с увлечением и огнем, но невозможно быть более некрасивым…
Вторая дама: Да, дурен собою, но лицо выразительно и одушевлено, ростом мал, но тонок, сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам нравится.
Первая дама: Да, когда он говорит, забываешь о том, чего ему не достает, чтобы быть красивым. Он знает, что вдохновение преображает его, поэтому отказывается позировать скульптору, боясь «мертвой неподвижности, в которой будет замечено его «арабское безобразие».
Вторая дама: А Вера Федоровна Нащокина, она дружна с Пушкиным, утверждает. Что ни один из его портретов не передает и сотой доли духовной красоты его облика. Особенно его удивительных глаз.
Ведущий: Перед вами портреты Пушкина известных художников: П.Ф.Соколова, Н.И.Уткина, О.А.Кипренского, В.П.Тропинина, А.П.Брюсова.
Вопрос: О каком портрете Пушкин писал:
…Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Ответ: Пушкин критично относился к своей внешности и эти благодарственные строки написал Кипренскому, создавшему один из лучших портретов поэта.
Ведущий: Следующий вопрос также касается внешности поэта. По мнению одних, ростом Александр Сергеевич был мал, другие считали, что он был среднего роста. Сам он в стихотворении «Мой портрет» на французском языке писал: «Мой рост самых долговязых не может равняться».
Вопрос: Какого роста был Пушкин?
Выигрывает та команда, которая будет ближе к правильному ответу.
Ответ: Художник Черенцов, работая над картиной «Парад на Царицынском лугу» в апреле 1832 года писал с натуры группу поэтов: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, В.А.Жуковского, Н.И.Гнедича. Под изображением Пушкина рукой художника помечено: «…ростом 2 аршина с половиной»; что составляет 166,74 см, по тем временам рост вполне средний.
Ведущий: Ложное представление о его росте, возможно, складывалось из-за того, что он был ниже Натальи Николаевны, рост которой был гораздо выше.
Мини-театр.
Первая дама: Наталья Николаевна сыграла слишком видную роль в жизни Пушкина. Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрой моей Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Выводить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей.
Вторая дама: Большинство её знакомые считали её кокеткой.
Первая дама: Да, но обвинение это несправедливо. Очаровательная и притягивающая простота в обращении, помимо её воли, покоряли всех.
-Федька, принеси самовару, -скажет она и так посмотрит, что Федька улыбнется во весь рот, точно рублем его подарили, и опрометью кинется исполнять приказание.
-Мерси, мсье, -произнесет она, благодаря кавалера за какую-нибудь услугу, и скажет это совершенно просто, но так мило и с такой очаровательной улыбкой, и таким окинет взглядом, что бедный кавалер всю ночь не спит, думает и ищет случая еще раз услыхать это «мерси, мсье».
Вторая дама: Вероятно, Пушкина пленила в ней необычайная красота и не менее прелестная манера держать себя, которую он ценил.
Первая дама: Впервые он ее увидел Наташу на одном из балов у танцмейстера Иогеля в доме Кологривова. Влюбился и потерял голову. Спустя несколько месяцев сделал предложение.
Ведущий: Вопрос: Где происходило венчание Пушкина с Натальей Николаевной? Назовите одну из них, где, по вашему мнению, они венчались.
Церковь Ризположения, церковь Большого Вознесения, казанская церковь Георгиевского монастыря, церковь Варвары, церковь Сергия Радонежского.
Ответ: Венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой происходило в церкви Большого Вознесения, в приходе которой состояла невеста.
Ведущий: По обычаю того времени, после свадьбы молодые делали визиты родным и знакомым, бывшим на свадьбе. Их приглашали всюду.
Ситуация: Вы пригласили Пушкина к себе на обед, составьте меню, в которые вошли бы его любимые блюда и назначьте удобный для него час, в который он обычно предпочитал обедать.
Ответ: В еде Александр Сергеевич был неприхотлив, или, как однажды выразился П.А.Вяземский, лакомкой он не был, хотя имел любимые блюда: печеный картофель, моченые яблоки, варенье из крыжовника и некоторые другие «дары природы». Обедал обычно в 6 часов.
Ведущий: У Пушкина на письменном столе стояла черная шкатулка. Перед вами примерно такая же шкатулка. Каждая команда должна отгадать, что в ней лежит. В этом вам поможет Александр Сергеевич.
Звучат цитаты из произведений А.С.Пушкина.
Ведущий: «Я царствую! Какой волшебный блеск. Послушна мне, сильна моя держава: в ней счастье, в ней честь и слава»! Что в этой шкатулке?
Ответ: Деньги («Скупой рыцарь»)
Ведущий: Вот он, последний дар Изоры.
Осьмнадцать лет ношу его с собой.
И часто жизнь казалось мне с тех пор
Несносной раной, и сидел я часто
С врагом беспечным за одной трапезой,
И никогда на шепот искушенья
Не преклонился я, хоть я не трус,
Хотя обиду чувствую глубоко,
Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я. Что в этой шкатулке?
Ответ: Яд. («Моцарт и Сальери»)
Ведущий: Когда мы читаем Пушкина, то нам часто встречаются слова, значение которых мы не понимаем, иностранные или слова, которые в современном языке не употребляются. У Пушкина нет ничего малозначительного, и одно слово позволяет порой по-новому понять и оценить стихотворение или строчку прозы.
Вопросы для команд: что означает слово?
ФОЛИАНТ-это денежная единица, испанский танец, старинная книга?
Ответ: Фолиант –старинная книга
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом? («К студентам»)
ШЛОФОР –это растение, халат, морской термин?
Ответ: Шлофор это халат
И обновила, наконец,
На вате шлофор и чепец. («Евгений Онегин»)
ЦЕВНИЦА это старинная одежда, красивая девушка, музыкальный инструмент?
Ответ: Цевница –музыкальный инструмент.
Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон. («Евгений Онегин»)
ФАРМАЗОН это хвастливый человек, вольнодумец, вор?
Ответ: фармазон –вольнодумец.
Сосед наш неуч, сумасбродит
Он фармазон, он пьет одно
Стаканом красное вино,
Он к дамам к ручке не подходит,
Все да, да нет, не скажет да-с иль нет-с
Таков был общий глас. («Евгений Онегин»)
Ведущий: Помните, в детстве мы все играли в игру «Верю - не верю», где нужно было определить правду ли вам говорят? Каждая команда услышит по несколько интересных историй из жизни Пушкина, и путем логических размышлений или, погадав по кофейной гуще, должна определить две из них, в которых мы рассказываем небывальщину, взятую с потолка.
Чтец 1: Многие писатели в мировой литературе пользовались псевдонимами. В России к ним особенно часто прибегали в те времена, когда на писательский труд, как на любой другой, глядели с презрением. Вот почему многие писатели, особенно из дворян, предпочитали подписываться псевдонимами. А.С.Пушкин всегда подписывал стихи своей фамилией и не имел псевдонима.
Ответ: Неправда. В ранней молодости он имел псевдоним «Сверчок»
Чтец 2: В детстве Пушкин был толстым, неуклюжим, малоподвижным ребенком. Мать насильно водила его гулять и заставляла бегать.
Ответ: Правда.
Чтец 1: В 1830-1831 гг А.С.Пушкин посетил Италию, Францию. Встреча с Натальей Николаевной произошла после возвращения из длительного путешествия.
Ответ: Неправда. Пушкин никогда не был за границей.
Чтец 2: Совсем недавно я узнала, что верховая езда была страстью Пушкина. Ему седлали то прекрасного аргамака, то крестьянскую лошадь.
Ответ: Правда.
Чтец 1: У Пушкина были красивые волосы, но ему несколько раз приходилось расставаться с ними. Можно было наблюдать, как он где-нибудь в ложе театре или на балу, сняв с головы парик, обмахивался им, как веером.
Ответ: Правда.
Чтец 2: «Весна подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает», -писал Пушкин.
Ответ: Неправда. Пушкин не любил весну.
…Я не люблю весны,
Скучна мне оттепель: вонь, грязь –весной я болен, кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены.
Чтец 1: Однажды в Кишиневе Пушкин на дуэль принес черешню и, пока в него целились, выбирал спелые ягоды и выплевывал косточки. В него промахнулись, а он от выстрела отказался.
Ответ: Правда.
Чтец 2: Недавно я узнала, что у Пушкина была дуэль с Кюхельбекером. Кюхля вызвал Александра Сергеевича на дуэль за стихотворную шутку.
Ответ: Правда.
Чтец 1: Пушкин часто ссылался на нездоровье, чтобы избежать визита или свидания.
Ответ: Правда. Особенно часто сказывался больным, чтобы не являться во дворец.
Чтец 2: Пушкин был страстным рыболовом, а пристрастил его к этому кучер Александра Сергеевича.
Ответ: Неправда.
Ведущий: Следующий конкурс на знание произведений Пушкина.
Чтец 1: «Лучший стрелок, которого удалось мне встречать, стрелял каждый день, по крайней мере три раза перед обедом. Это было заведено как рюмка водки.
Граф и графиня рады были, что я разговорился.
-А каково стрелял он?- спросил меня граф.
-Да вот как, ваше сиятельство: бывало, увидит он, села на стену муха и кричит: «Кузька, пистолет!». Кузька и несет ему заряженный пистолет. Он хлоп, и вдавит муху в стену!
-Это удивительно!- сказал граф. – А как его звали?»
Ведущий: ответьте на вопрос графа: как звали этого стрелка?
Ответ: Сильвио («Выстрел»)
Чтец 2: Ты молода… и будешь молода
Еще лет пять иль шесть. Вокруг тебя
Еще лет шесть толпиться будут,
Тебя лакать, лелеять и дарить,
И серенадами ночными тешить,
И за тебя друг друга убивать
На перекрестках ночью. Но когда
Пора пройдет: когда твои глаза
Впадут и веки, сморщась, почернеют,
И седина в твоей косе мелькнет.
И будут называть тебя старухой,
Тогда - что скажешь ты?
Ведущий: Сколько лет Лауре?
Ответ: 18 лет («Каменный гость»)
Чтец 1: -Дело о Наташе: царь приезжал её сватать.
-Слава богу,- сказала Татьяна Афанасьевна, перекрестясь. –Девушка на выданье, а каков сват, таков и жених, -дай бог любовь да совет, а чести много. За кого же царь её сватает?
-Отгадайте,- сказал Гаврила Афанасьевич.
Ведущий: За кого царь сватает Наташу?
Ответ: За арапа Ибрагима («Арап Петра Великого»)
Чтец 2: -Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить по большим дорогам.
Ведущий: Кто этот человек?
Ответ: Дубровский («Дубровский»)
Чтец 1: Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Ведущий: Откуда эти строки?
Ответ: «Евгений Онегин»
Чтец 2: Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые
Не зная горечи и бед.
Ведущий: Откуда эти строки?
Ответ: «Воспоминание в Царском Селе»
Ведущий: БЛИЦ-ТУРНИР В этом конкурсе за одну минуту нужно дать как можно больше ответов.
Вопросы:
- Какие три карты назвала графиня Герману (3,7,туз)
- Любимое время года Пушкина (осень)
- О каком произведении поэт говорил: «Это первые грехи моей молодости» («Руслан и Людмила»)
- Кому Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна» (Наталье Николаевне)
- Сколько детей было у Пушкина? (4-2м,2д)
- Эпиграф к «Капитанской дочке» («Береги честь смолоду»)
- «Младое, незнакомое», с которым здоровался Пушкин (Племя)
- О каком городе говорил Пушкин: «Летом- песочница, зимой- чернильница»
- Место, где однажды Пушкин натворил по-крупному (Болдино)
- О каком произведении Пушкин сказал: «Ай да, Пушкин, ай да сукин сын!» («Борис Годунов»)
- Голова, отделенная от тела, сама называет убийцу. Кто он? «Черномор)
- Сколько лет Ленскому? (18)
- Куда шел Балда, встретив попа? (Никуда)
- Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»? (А.П.Керн)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, мне хочется поблагодарить участников и всех, кто пришел на наш праздник. Неважно, кто победил, сегодня нет проигравших, каждый из нас, общаясь с Пушкиным, - это «все доброе, чистое, светлое, все самое лучшее, что есть в человеке» Пусть он всегда будет вместе с нами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скупой рыцарь
Моцарт и Сальери
фолиант
шлафорк
цевница
фармазон
Сильвио «Выстрел»
Лаура «Каменный гость»
Арап Ибрагим
Дубровский
«Евгений Онегин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной ...
Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....
Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)
Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....