Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
презентация к уроку (литература) по теме
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал - как человек и как художник - символом русской духовной жизни. Пушкин являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определила его судьбу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.docx | 26.09 КБ |
nash_pushkin.pptx | 213.06 КБ |
Предварительный просмотр:
НАШ ПУШКИН
(внеклассный урок, посвященный Дню памяти А.С.Пушкина)
Цель: расширить представления о значении великого поэта в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого.
Гениальные творения Пушкина приобрели подлинно всенародное признание.
О Пушкине – поэте надо говорить
торжественно,
О Пушкине – человеке –
доверительно.
Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное более чем два века назад, пройдя через многие поколения, пережив многие капризы вкусов и мод, наконец, устояв перед сменой общественных формаций, звучит и волнует так, будто оно сказано сегодня?
Не следует ли из этого заключить, как пытались не раз, что слово гения – вне времени, вне поколений, вне конкретной судьбы и жизни?
О поэтах, как о реках, надо судить, когда они в своих берегах. Иная речка весной так разольется, что кажется необозримо широкой, непостижимо глубокой, а спадает полая вода - и нет могучей реки.
Иное – А.С.Пушкин. Он огромен в своих берегах. К тому же берега его поэзии в нашем понимании раздвигаются, а русло углубляется. И дело тут не только в том, что мы находим новые материалы – стихи, письма, документы, обогащающие наши представления о нем. Прибыль идет от всего наследия, от всего того, что мы знали раньше. Кажется, в стихах его все ясно. Как говорят, черным по белому писано. Но за этой ясностью есть загадка. Загадочен источник чувств, их глубина, а значит, и сами стихи.
Поэзия Пушкина органична, как сама природа, познание которой растет с ростом нашего опыта. Нет более счастливой судьбы, чем такая, когда поэт и его читатели растут обоюдно.
Давайте посмотрим, как и чем добыто это посмертное пушкинское счастье.
Дуэль.
В 1834 году в Петербурге появился будущий убийца Пушкина – молодой француз – эмигрант Дантес, приемный сын голландского посланника барона Геккерна. Молодой, красивый Дантес пользовался большим успехом в обществе.
В конце 1836 года Пушкин получил анонимное письмо – грубый пасквиль, оскорблявший честь его семьи, честь Натальи Николаевны и его самого. Пушкин знал от кого этот пасквиль исходит, и послал Дантесу вызов на дуэль. Дело стараниями друзей Пушкина и Дантеса было улажено. Дантес заявил, что он влюблен не в Наталью Николаевну, а в ее сестру, Екатерину Гончарову, и сделал ей предложение. Состоялась свадьба.
Однако Дантес не изменил своего поведения. Наглость и низость его вывели Пушкина из себя. 26 января он послал барону резкое, оскорбительное письмо. Теперь Дантес вызвал Пушкина. Поэт только этого и ждал: он не видел никакого другого выхода, кроме дуэли.
Историческая справка. Поединок по правилам.
Цель дуэли – восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесенный оскорблением.
Русский дворянин 18 – начала 19 века находился под влиянием двух противоположных требований своего времени: дуэли в государстве были строго запрещены, но идеал дворянской культуры основным законом утверждал честь.
Дуэль подразумевала исполнение строгого ритуала – это отличало поединок от убийства.
Ритуал дуэли.
Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовало столкновение, в результате которого оскорбленная сторона требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники не должны были общаться – это брали на себя их представители – секунданты. С секундантом оскорбленный обсуждал всю тяжесть нанесенной обиды, от чего зависел характер дуэли (от формального обмена выстрелами до гибели участников). Затем секундант направлял противнику письменный вызов (картель) с условиями дуэли. Обязанность секундантов – найти возможности для примирения сторон. Даже на поле боя они были обязаны предпринять такую последнюю попытку.
Дуэль считалась преступлением: и участники и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве закона, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров чаще всего заканчивалась разжалованием в солдаты.
27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года на окраине Петербурга состоялась дуэль.
Условия поединка были самые жестокие. В сумерках короткого зимнего дня секунданты протоптали на заснеженной поляне тропинку, бросили в качестве барьеров, на расстоянии десяти шагов одну от другой, свои шинели. Дантес выстрелил первым.
Пушкин смертельно раненый, упал. Однако он нашел силы приподняться и, опершись левой рукой о снег, сделал свой выстрел. Дантес был легко ранен в руку, которой прикрывал грудь.Из раны Пушкина обильно текла кровь. Его привезли домой, и старый слуга Никита Козлов перенес его из кареты в кабинет. Вокруг раненого поэта собрались близкие друзья – Жуковский, Тургенев, Вяземский, Даль. Были приглашены врачи. Началась мучительная борьба за жизнь. Но рана была тяжелой, и при медицинских средствах того времени спасти Пушкина было невозможно. Весть о смертельной ране поэта разнеслась по городу. Возле его дома стал собираться народ. Чиновники, артисты, студенты, мастеровые толпились под окнами квартиры Пушкина. Раздавались угрозы по адресу Дантеса и его покровителей. Власти боялись демонстрации, возмущения. Вскоре были присланы жандармы и солдаты.
А.С.Пушкин скончался 29 января (10 февраля по новому стилю), днем, в 2 часа 45 минут.
Бенкендорф приказал отпевать в маленькой Конюшенной церкви. Народ туда не пустили, по билетам могли пройти только немногие родные и друзья да представители придворных кругов. Зато возле церкви, на площади, собралась огромная толпа народа.
Ночью гроб Пушкина в большом деревянном ящике погрузили на сани. В них поместился Никита Козлов, слуга и друг поэта, провожавший его в последний путь. В возке сзади ехал А.И.Тургенев. Траурный поезд сопровождал жандарм. Пушкина похоронили неподалеку от Михайловского, возле старинного собора, рядом с могилами Ганнибалов – деда и бабушки поэта и его матери.
Гибель поэта была результатом травли его придворными кругами, светским обществом; фактическими руководителями этой травли были царь и Бенкендорф.
В кругах патриотически настроенной части общества убийство поэта вызвало взрыв возмущения. В одном из журналов появился некролог, написанный поэтом и критиком В.Ф.Одоевским: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался в цвете лет, в середине своего великого поприща!..»
Негодование и ненависть передовых людей России против убийц Пушкина выразил молодой поэт, преемник Пушкина, М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта».
Он прямо назвал виновников смерти Пушкина: «трон», то есть царскую монархию, и палачей «Свободы, Гения, и Славы», толпившихся у трона. (Стихотворение «Смерть поэта»)
На пороге 21 века – 6 июня 1999 года – мир отмечал двухсотлетие со дня рождения великого национального поэта А.С Пушкина. Это не просто очередной литературный юбилей. Это действительно всенародный праздник. Огромная любовь к Пушкину народов нашей страны свидетельствует о том, что сбылись пророческие слова поэта в стихотворении «Памятник».
- Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
- И назовет меня всяк сущий в ней язык,
- И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
- Тунгус, и друг степей калмык.
- И долго буду тем любезен я народу,
- Что чувства добрые я лирой пробуждал
- Что в мой жестокий век восславил я Свободу
- И милость к падшим призывал!
Эти знаменитые слова высечены на гранитном памятнике Пушкину в Москве на Пушкинской площади. Вокруг бегают дети, цветут цветы, шумит жизнь, сияет солнце, и люди читают высеченные на гранитном памятнике строки стихов.
Пушкин жив, он с нами. Его сказки, стихи, повести читают не только на русском языке, но и на многих других языках.
Как лучший друг, как самый желанный гость входит Пушкин в каждый дом нашей многонациональной страны, и всюду встречают его словами мудрого казахского певца Джамбула: « Ты, Пушкин, народному сердцу родной».
Поэтом Пушкин стал с лицейского периода (за время обучения в Лицее Александр написал около 120 стихотворений) – по преимуществу лирика дружбы, любви, иногда грустная элегическая поэзия. В эти же годы начинает звучать в стихах поэта ноты патриотизма, гражданственности, стремления к свободе.
Выражением патриотического чувства является ода «Воспоминания в Царском Селе» (1815). В ней в традиционном жанре классицизма, в высоком, торжественном стиле поэт воспевает славу русского оружия, запечатленную в памятниках 18 века в Царскосельском парке, поэтически изображает Отечественную войну 1812 года и победу над Наполеоном.
Лирика 1817 – 1820 годов.
Лицей окончен « промчались годы заточенья». Пушкин охвачен радостным чувством личной свободы. Он воспевает дружбу, любовь, веселье, радость. Прославляя беспечность, праздность, Пушкин в то же время дружит с книгой, увлекается театром, музыкой. Интересуется политическими вопросами. (Послание «Кривцову»)
Лирика периода южной ссылки открывается романтической элегией «Погасло дневное светило…» К этому периоду относятся такие стихотворения: «Узник» (1822 г.), «К Морю» (1824 г.), послание «Давыдову», «Редеет облаков летучая гряда…» (1820 г.) На его текст позже Римский – Корсаков написал романс.
В лире Пушкина нас поражает неотразимое обаяние личности, душевно открытой во всем: в озорстве, в суровости и непреклонности, в нежной любви, особенно в любви. Кажется, что он не писал о любви, а сама любовь говорила его стихами. Прекрасными образцами любовной лирики являются стихотворения: «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Красавица» и многие другие. Эти лирические миниатюры давно признаны шедеврами. Над ними не властно время. Они привлекают к себе сердца читателей всех поколений.
Поэзия Пушкина с ее чувством свободы, достоинства и благородства – больше чем стихи. Пушкин начинает жить в каждом из нас еще до встречи с его стихами, как в новорожденном еще до встречи с солнцем уже пульсирует солнечная энергия.
В Михайловском Пушкин создал одно из лучших своих лирических произведений – послание «К…» (Анне Петровне Керн). Позднее Глинка написал романс на слова этого послания. Музыка гениального композитора слилась с текстом стихотворения и стала его вечным спутником. (Звучит романс Глинки).
Романс «Я помню чудное мгновенье…» по своему звучанию – восторженный, сладостный гимн любви.
Стихотворение же Пушкина – напряженное размышление об утраченной и вновь обретенной вере в любовь, дружбу, счастье и шире – в жизнь с ее огорчениями и радостями.
В начале послания автор вспоминает о первой встрече с Керн в Петербурге зимой 1819 года. Для молодого, жизнерадостного Пушкина тех лет Керн была олицетворением женственности и грации, «гением чистой красоты». Вот почему в стихотворении нет ни внешнего, зримого, ни внутреннего, духовного облика реальной женщины, но есть прославление любви вообще – как светлого, возвышенного человеческого чувства. Во второй части послания меняется поэтическая интонация: появляются трагические ноты, ощущение тревоги. В период южной ссылки «в глуши, во мраке заточенья», поэта нередко терзали сомнения. Он терял веру в жизнь, в счастье, дни проходили
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Но вот в «душе настало пробужденье». Это пробуждение к жизни, к восприятию ее светлых сторон, начавшееся в душе поэта, стало еще более ярким и сильным благодаря новой встрече с «гением чистой красоты». Радость возрождения любви, жизни передает заключительная часть послания. Поэтическая интонация последних строф стихотворения – льющийся из сердца гимн, прославляющий любовь, вдохновенье, жизнь, вновь обретенное счастье. (Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»)
Пушкин – величайшая духовная ценность нашего народа. Эта ценность нетленна для всех, кто любит поэзию, музыку, а поэзия и музыка не знает границ. Иначе и не может быть, потому что поэзия и музыка всего мира родилась из человеческого желания соединить в себе разрозненные вещи, явление природы, отдаленные понятия, незнакомых прежде людей, племена и народы.
У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца. (Стихотворение «Что в имени тебе моем?»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пушкин смертельно раненый, упал. Однако он нашел силы приподняться и, опершись левой рукой о снег, сделал свой выстрел .
У постели раненого Пушкина
29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45 Пушкин сконч а лся
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал!
Царскосельский лицей
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение
Лирика 1817 – 1820 годов . Товарищам. Промчались годы заточенья Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И Царскосельские поля. Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум. Иной, под кивер спрятав ум, Уже в воинственном наряде Гусарской саблею махнул - В крещенской утренней прохладе Красиво мерзнет на параде, А греться едет в караул; Другой, рожденный быть вельможей, Не честь, а почести любя, У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя; Лишь я, судьбе во всем послушный, Счастливой лени верный сын, Душой беспечный, равнодушный, Я тихо задремал один... Кривцову (Не пугай нас...) Не пугай нас, милый друг, Гроба близким новосельем: Право, нам таким бездельем Заниматься недосуг. Пусть остылой жизни чашу Тянет медленно другой; Мы ж утратим юность нашу Вместе с жизнью дорогой; Каждый у своей гробницы Мы присядем на порог; У пафосския царицы Свежий выпросим венок, Лишний миг у верной лени, Круговой нальем сосуд - И толпою наши тени К тихой Лете убегут. Смертный миг наш будет светел; И подруги шалунов Соберут их легкий пепел В урны праздные пиров. 1817
К морю Прощай , свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!
Я помню чудное мгновенье : Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный , Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я...
Использованный материал rvb.ru/ pushkin /01text/01versus/0423 rvb.ru/ pushkin /01text/01versus/0423... litra.ru/composition/get/ coid /0... studlib.com/content/view/1955/29 rupoem.ru/ pushkin /ne-pugaj-nas.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
презентация внеклассного мероприятия " К 70-летию Великой Победы"
Данный материал предназначен для воспитания патриотизма школьников....
Урок-лекция "Дуэль и смерть А.С.Пушкина"
Расказ учителя сопровождается презентацией. Мы мало говорили о смерти Пушкина как глубоко православного, верующего человека, вся жизнь которого была непрекращающаяся борьба со своими страст...
Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»
Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей о тв...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Международному Дню памяти жертв Холокоста и 76-летию освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии
Методические рекомендации 2020 г....
Презентация по практической работе по технологии для 5-7 класса " К 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина"
Практическая работа выполняется в технике плоскостной флористики и художественного вырезания из бумаги.Сочитание двух техник. Аппликация с использованием природного материала-высушенных листьев ...
Творческое исследование, посв.225-летию со Дня рождения А.С.Пушкина, "Связь А.С.Пушкина с воронежским краем"
При изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы учителю необходимо объяснять детям, как близок нам знаменитый русский поэт ещё и тем, что он имеет глубокие родственные корни на нашей во...