методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Пьянова Надежда Васильевна

Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_povesti_n.v.gogolya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Цель урока: дать учащимся представление о неповторимом национальном колорите

повести «Ночь перед Рождеством», укреплять межпредметные связи, обогащать опыт

детей в синтезе искусств ИЗО и литературы.

 развивать воображение, творческую фантазию, художественный вкус;

умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства,

эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.

 воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям,

эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: интерактивная доска,  учебник литературы для 6 класса «Год после детства» и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, интерактивный тест и иллюстрации (материалы «Единой коллекции ЦОРов» в Интернете), материалы презентации, выполненные с помощью программы Power Point.

Интеграция (межпредметные связи): связь с изобразительным искусством и информатикой.

Ход урока.

1.Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» неведомого в Санкт-Петурбурге «пасичника Рудого Панько». Под этим именем скрывался молодой писатель  Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу. Портрет Н.В.Гоголя (N 109669).         Портрет исполнен в Италии в счастливые годы творческого расцвета и художника, и писателя. Вероятно, был написан во время одного из путешествий друзей по римским окрестностям. Портрет был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи "людей, дорогих нации".

2.Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

- Детство писателя.

- Годы учебы в гимназии.

- Петербург.

- Выход в свет «Вечеров …»

3.Беседа.

- Первое апреля – день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

- Где родился писатель?

На Украине,  которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь («Единая коллекция ЦОРов» С.Харламов. Гоголь на Украине. №203797).

- Выразительное чтение отрывка из повести «Сорочинская ярмарка» со слов «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» до слов «Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»

Вечер на Украине (N 160136)         Один из самых известных пейзажей, запечатлевший красоту Малороссии. Своеобразное освещение картины, хаты, окрашенные заходящим солнцем, зелень деревьев сродни романтической фантастике Н.В. Гоголя.

- Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

-Чтение статьи («Единая коллекция ЦОРов».Учебная статья «Сочетание реального и фантастического в повестях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» №203533)

-Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. «Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством» – тема нашего урока.

4.Проверка домашнего задания.

Вы прочитали  повесть «Ночь перед Рождеством».

- Понравилась вам повесть?

- Какие эпизоды вам запомнились и почему?

- Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

- Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

5.        Чтение и анализ эпизодов.

- Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит «колядовать»? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

-Посмотрите иллюстрацию «Единая коллекция ЦОРов». Кадр из кинофильма «Ночь перед Рождеством» режиссера А.Роу №203690) Как вы думаете, сумел ли режиссер передать национальный колорит?

Прочитайте эпизод встречи Оксаны и Вакулы.

- Как автор относится к своим героям?

Посмотрите иллюстрацию М.Родионова к повести «Ночь перед Рождеством». («Единая коллекция ЦОРов» №203653). Сумел ли художник передать черты героев?

- Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

- Рассказ учителя изобразительного искусства о художнике В.Маковском и его  иллюстрации «Прощание Вакулы с Оксаной». («Единая коллекция ЦОРов» №203605) Как художник передает характер героев?

Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад). -Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы – достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запишите ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради.

(На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.) В.Г.Белинского писал: “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Именно это привлекает и художников, которые создают прекрасные иллюстрации к произведениям Гоголя. Может и вас вдохновят страницы его произведений, и вы нарисуете свои иллюстрации.

6.Практическая работа (учитель изо)

- Что такое образ в изобразительном искусстве? (изображение человека, предмета, обладающий внешними отличительными особенностями с максимальной передачей внутреннего состояния)

- Можем ли мы при изображении образов  показать не только  внешнее сходство с описанием автора, но и передать черты характера?

Наша задача – изобразить  образы героев: Вакулы и  Оксаны , как двух ярких представителей повести. Мы читаем, представляем и рисуем на листе.

Работа по группам:

1, 2, 3, 4 – в каждой группе на форматах А3 с подготовленным подмалевком выполняют работу над созданием образов.

- Для изображения образа человека можно воспользоваться схемой: изображение человека.

7. Домашнее задание.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему «Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства ».

познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства ; расширить знания учащихся о жанре натюрморта , об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные ...

методическая разработка урока для 5 класса по литературе

Разработка урока по рассказу Чехова "Хирургия"...

Методическая разработка урок в 8 классе по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.Л.Толстой. Из «Дневников&raqu...

Методическая разработка урока «Петербургский текст в русской литературе»

Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе» Цели урока:Образовательная :  познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской...

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...

Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...