методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_povesti_n.v.gogolya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
Цель урока: дать учащимся представление о неповторимом национальном колорите
повести «Ночь перед Рождеством», укреплять межпредметные связи, обогащать опыт
детей в синтезе искусств ИЗО и литературы.
развивать воображение, творческую фантазию, художественный вкус;
умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства,
эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.
воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям,
эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: интерактивная доска, учебник литературы для 6 класса «Год после детства» и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, интерактивный тест и иллюстрации (материалы «Единой коллекции ЦОРов» в Интернете), материалы презентации, выполненные с помощью программы Power Point.
Интеграция (межпредметные связи): связь с изобразительным искусством и информатикой.
Ход урока.
1.Чтение эпиграфа.
Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» неведомого в Санкт-Петурбурге «пасичника Рудого Панько». Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу. Портрет Н.В.Гоголя (N 109669). Портрет исполнен в Италии в счастливые годы творческого расцвета и художника, и писателя. Вероятно, был написан во время одного из путешествий друзей по римским окрестностям. Портрет был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи "людей, дорогих нации".
2.Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.
- Детство писателя.
- Годы учебы в гимназии.
- Петербург.
- Выход в свет «Вечеров …»
3.Беседа.
- Первое апреля – день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.
- Где родился писатель?
На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь («Единая коллекция ЦОРов» С.Харламов. Гоголь на Украине. №203797).
- Выразительное чтение отрывка из повести «Сорочинская ярмарка» со слов «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» до слов «Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»
Вечер на Украине (N 160136) Один из самых известных пейзажей, запечатлевший красоту Малороссии. Своеобразное освещение картины, хаты, окрашенные заходящим солнцем, зелень деревьев сродни романтической фантастике Н.В. Гоголя.
- Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
-Чтение статьи («Единая коллекция ЦОРов».Учебная статья «Сочетание реального и фантастического в повестях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» №203533)
-Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. «Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством» – тема нашего урока.
4.Проверка домашнего задания.
Вы прочитали повесть «Ночь перед Рождеством».
- Понравилась вам повесть?
- Какие эпизоды вам запомнились и почему?
- Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).
- Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).
(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).
5. Чтение и анализ эпизодов.
- Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит «колядовать»? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)
-Посмотрите иллюстрацию «Единая коллекция ЦОРов». Кадр из кинофильма «Ночь перед Рождеством» режиссера А.Роу №203690) Как вы думаете, сумел ли режиссер передать национальный колорит?
Прочитайте эпизод встречи Оксаны и Вакулы.
- Как автор относится к своим героям?
Посмотрите иллюстрацию М.Родионова к повести «Ночь перед Рождеством». («Единая коллекция ЦОРов» №203653). Сумел ли художник передать черты героев?
- Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?
- Рассказ учителя изобразительного искусства о художнике В.Маковском и его иллюстрации «Прощание Вакулы с Оксаной». («Единая коллекция ЦОРов» №203605) Как художник передает характер героев?
Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад). -Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы – достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запишите ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради.
(На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.) В.Г.Белинского писал: “Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Именно это привлекает и художников, которые создают прекрасные иллюстрации к произведениям Гоголя. Может и вас вдохновят страницы его произведений, и вы нарисуете свои иллюстрации.
6.Практическая работа (учитель изо)
- Что такое образ в изобразительном искусстве? (изображение человека, предмета, обладающий внешними отличительными особенностями с максимальной передачей внутреннего состояния)
- Можем ли мы при изображении образов показать не только внешнее сходство с описанием автора, но и передать черты характера?
Наша задача – изобразить образы героев: Вакулы и Оксаны , как двух ярких представителей повести. Мы читаем, представляем и рисуем на листе.
Работа по группам:
1, 2, 3, 4 – в каждой группе на форматах А3 с подготовленным подмалевком выполняют работу над созданием образов.
- Для изображения образа человека можно воспользоваться схемой: изображение человека.
7. Домашнее задание.
Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?
Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Из древнерусской литературы"
Урок для учеников 5 класса...
Разработка урока на тему «Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства ».
познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства ; расширить знания учащихся о жанре натюрморта , об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные ...
методическая разработка урока для 5 класса по литературе
Разработка урока по рассказу Чехова "Хирургия"...
Методическая разработка урок в 8 классе по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.Л.Толстой. Из «Дневников&raqu...
Методическая разработка урока «Петербургский текст в русской литературе»
Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе» Цели урока:Образовательная : познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской...
Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)
В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...
Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».
В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...