Методическая разработка урок в 8 классе по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.
Л.Толстой. Из «Дневников»
Цели урока:
Понять содержание рассказа, постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора;
Продолжать учиться анализировать эпизоды текста, делать выводы из своих наблюдений;
Продолжать развивать речь, учиться строить свои высказывания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse_po_rasskazu_l.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.
Л.Толстой. Из «Дневников»
Цели урока:
- Понять содержание рассказа, постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора;
- Продолжать учиться анализировать эпизоды текста, делать выводы из своих наблюдений;
- Продолжать развивать речь, учиться строить свои высказывания;
Дома вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Сегодня мы с ним работаем, постигаем его идею.
Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Давайте немного поговорим об этом человеке. Что вы о нем знаете?
- Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году;
- Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе ; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом;
- Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса);
- Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал;
- Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;
- У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.
Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым , если рядом с тобой много горя и страданий;
- На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству;
- Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием , какое только может совершить человек»;
- Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.
Слово учителя .
Посмотрите, как много мы знаем об этом человеке. Можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.
Обратимся к рассказу.
Наше задание : постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть , как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.
- Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В центре повествования всего лишь 2 эпизода : бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя. Какое?
В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.
- Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?
Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.
- Работа в группах.
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.
На балу | После бала | |
Краски, цветовая гамма | Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. | Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. |
Описание внешности главного героя эпизода | Варенька Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. | Солдат Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте» |
Звуки, характер музыки | Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. | Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. |
Психологическое состояние рассказчика | 1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее); 4)Бесконечно счастлив. | На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. |
Описание полковника | Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. | Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте |
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.
Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
- Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?
Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».
- Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».
- О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?
Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.
Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.
Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.
Домашнее задание.
Творческая работа «Утро, изменившее жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная литература"
Методическая разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" была участником городского конкурса методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в 2011 году. Данная разра...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Методическая разработка урока по теме: А.И. Солженицын рассказ "Матрёнин двор"
А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы Матрёны. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-прит...
Методическая разработка урока татарского языка и литературы в 7 классе на тему: "Причастие"
Методическая разработка урока татарского языка в 7 классе для татарских групп...
Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)...