Исследовательская работа "Маринистика А.С.Пушкина и И.К.Айвазовского"
творческая работа учащихся по литературе (7, 8, 9, 10 класс)

Кудимова Марина Владимировна

В исследовательской работе рассматривается символика моря в творчестве  двух маринистов: поэта А.С. Пушкина и художника-мариниста И.К. Айвазовского.

Как значения одного понятия могут объединить два совсем разных видов искусства? Какая мысль делает их близкими и есть ли точки соприкосновения  не только в содержании, но и в форме произведений? Что общего между кистью и словом? На эти вопросы автор отвечает, опираясь на тексты произведений, работы известных литературоведов и собственное восприятие объекта исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marinistika_pushkina_i_ayvazovskogo_.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

                   Исследовательская работа

«Маринистика А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского»

                                                    Содержание

  1. Вступление. Море как источник вдохновения для творчества представителей разных видов искусства. Цель и задачи исследовательской работы……………………………………….с.3
  2. Основная часть. Маринистика А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского
  1. Море как поэтический символ…………………………………...с.5
  2. Море в жизни и творчестве двух маринистов…………………..с.8

а) Море в жизни и творчестве И.К. Айвазовского……………...с.8

б) Что значило море для А.С. Пушкина?......................................с.10

  1. Влияние стихов Пушкина о море на художественный мир Айвазовского………………………………………………………с.13
  2. Образ поэта Пушкина на полотнах художника Айвазовского…с.15
  1. Вывод. Живопись и поэзия о море: точки соприкосновения…..с.18
  2. Источники…………………………………………………………с.20

Приложения

  1. Словарик терминов………………………………………………....с.21
  2. Стихотворения А.С. Пушкина……………………………………..с.22
  3. Видеоряд. Репродукции картин Айвазовского (презентация).

                                                                  Природа — всё для художника,

                                                                  в её глубине — наше наставление.

                                                                                              И.К. Айвазовский

                                                                     Мне моря сладкий шум милее…

                                                                                    А.С. Пушкин

                                                            Море - это моя жизнь.

                                                                                    И.К. Айвазовский

I.Введение.

Море как источник вдохновения для творчества представителей разных видов искусства. Цель и задачи исследовательской работы.

      Для многих поэтов, писателей, композиторов и живописцев морская стихия – неиссякаемый источник вдохновения. Стихи, музыкальные и художественные произведения, в которых оживает море, родились благодаря любви и неподдельному интересу к нему. Когда обычный человек испытывает трепетное волнение при виде моря, он невольно хочет передать свой восторг другим. Человек же, наделённый художественным талантом, выбирает для своих впечатлений особый инструмент: писатель и поэт – образное живописное слово, художник – палитру красок, композитор –звуковой ряд. А люди, которые слушают стихи, музыку или смотрят картины о море, вслед за автором произведения проникаются восхищением перед величием морского пейзажа, переживают целую гамму сложных чувств и мыслей, вызванных тайной могучей природы.

        Когда смотришь на полотна великого русского мариниста И.К.Айвазовского, невольно ощущаешь на себе энергетическое воздействие изображенной бездны воды и понимаешь свою человеческую ничтожность перед могуществом её стихийной силы. В его картинах есть все оттенки моря: от ласковой спокойной глади огромного водного пространства до буйного, неукротимого «Девятого вала», от светлых, полувоздушных до тёмных, ночных тонов и бликов.

        Море, действительно, никого не может оставить равнодушным. 

Я очень люблю море. В детстве оно казалось мне волшебным, загадочным и даже мистическим. Когда семьёй мы ездили на море, я каждый день любовалась  необыкновенными пейзажами, причудливыми волнами, а в них - игрой разноцветных камней и вдыхала дивный, пряно-солёный морской запах.

       Сейчас моё отношение к морю изменилось. Оно стало для меня не просто красивым местом для отдыха и развлечений, а состоянием души. Свобода и безмятежность – вот что зовёт меня вновь оказаться на морском берегу и ощутить ласковый бархат тёплого прибоя или колючие брызги от непокорной штормовой волны.

Потом я узнала о художнике И.К. Айвазовском и о его любви к морю. "Море - это моя жизнь",- говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонявшийся перед объектом своей любви. В книге Н.С. Барсамова, посвящённой творчеству художника, я прочитала, что, обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около шести тысяч картин, и все – о море. «Его творчество - своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия - штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, - здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток - от светозарных восходов до колдовских лунных ночей - и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны» (8, с.12).

    Когда я читала книгу Н.С. Барсамова, меня заинтересовала фраза «На формирование  творчества Айвазовского оказала влияние поэзия А.С. Пушкина» (8, с. 8). Мне показалось удивительным то, что на искусство ХУДОЖНИКА повлияло не творчество другого художника, а произведения ПОЭТА!

   Так появилась гипотеза: разные виды искусства, несмотря на различие в выборе средств изобразительности, могут влиять друг на друга.

Цель данной исследовательской работы – установить взаимосвязь разных видов искусства на примере сравнения формы и содержания маринистики двух гениев: в живописи и в литературе –Айвазовского и Пушкина.

Передо мной встали задачи:

  1. Изучить значения символа моря в искусстве.
  2. Изучить «морские» периоды жизни поэта и живописца.
  3. Сравнить образы моря в творчестве двух художников.
  4. Объяснить через анализ произведений, в чём состоит влияние стихов Пушкина о море на художественный мир Айвазовского.
  5. Убедиться в том, что живопись и поэзия о море имеют много общего.

     Данное исследование, думается, вызовет интерес к творчеству А.С. Пушкина и И.К.Айвазовского, расширит представление о разных видах искусства, без которых трудно представить жизнь современного человека, в котором должны быть развиты не только интеллектуальные способности, но и «чувства добрые», пробуждающиеся и лирой поэта, и кистью художника, и мелодией композитора…

II.Основная часть. Маринистика А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского

  1. Море как поэтический символ.

   Образ моря и в поэзии, и в живописи всегда занимал одно из самых важных мест. И это не удивительно, ведь это могучая и в то же время загадочная стихия. Особенно значимую роль «морская» тематика играет в поэзии романтизма. Эстетика этого литературного направления во многом опирается на противопоставлении реального, земного - и потустороннего или экзотического миров. В противовес скучной действительности романтики описывали область мечты, сказки, фантазии, причем доступ в нее мог получить только подлинный Творец (3).

    В таких произведениях море, как символ, имеющий много значений, становится необходимым атрибутом. И это объяснимо. Во-первых, мы знаем, что море древнее человечества, оно было строительным материалом для всех континентов. Во-вторых, для людей всех эпох оно являлось источником жизни: оно всегда кормило людей, по его берегам строились первые города и страны. Кроме того, без него не рождались мифы, сказания и сказки многочисленных народов. Оно воспитывало в людях силу, характер, желание свободы и борьбы за выживание. Так, вместе с усложнением человеческой жизни, постепенно понятие «море» обросло не только конкретными, но и многочисленными абстрактными значениями. Символичность (многозначность) слова объясняют  словари разного назначения.

   Например, в «Толковом словаре» Д.Н.Ушакова (10) читаем:

«Море - мн. я, ср.

1. часть водной оболочки земли, огромное углубление, впадина в земной поверхности, заполненная горько-соленой водой и соединенная проливом с океаном или образующая его прибрежную часть, более или менее глубоко вдавшуюся в материк.

2.перен. Обширное пространство чего-л., занятое, заполненное кем-, чем-л. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевшей ржи. Чехов, Егерь. Бесконечное море людей колыхалось впереди и сзади в такт оркестру. С. Антонов.

 3.Перен. Огромное количество, чрезвычайное обилие чего-л. Море света. Л. Толстой.

      В «Словаре синонимов» Т.Ф.Ефремова (9): море -

1) а) Часть мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.

б) очень большое озеро с горько-соленой водой.

в) крупный искусственный водоем.

г) водная поверхность земного шара (океаны и моря).

2) а) перен. обширное, безбрежно простирающееся пространство чего-л.

 б) разг. огромное количество, неисчислимое множество чего-л. 

В «Словаре эпитетов»:

«О величине, протяженности, глубине.
Безбрежное, безграничное, бездонное.
О цвете.
Багровое, багряное, белесое, белогривое, бирюзовое, блеклое, глянцевое, голубое, изумрудное.
О состоянии поверхности, температуре воды, об издаваемых звуках; о впечатлении, психологическом восприятии.
Безветренное, безмолвное, беспокойное, беспощадное, …» 

Как термин существует понятие «Открытое море -

области моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в воды государства-архипелага. («Экономический словарь»)

   В «Словаре символов» Джека Тресиддера читаем:

«Во многих культурах - первичный источник жизни - бесформенный, безграничный, неистощимый и полный неожиданностей.

Море - образ матери, даже более важный, чем земля, но кроме того символ превращения и возрождения.

Оно также знак бесконечности познания, а в психологии – подсознания» (4).

«Образ моря предстает символом безусловной воли, независимой от человека. Неуправляемая и огромная стихия неукротима ни одним самым влиятельным правителем, непобедима наукой и техникой.  Море схоже с душевной свободой, которую никто не может заточить в темницу»,- пишет автор статьи.

     Для людей искусства в  слове «море» прежде всего важны переносные, метафорические значения. Море становится в их произведениях символом свободы, мятежности, борьбы, счастья, красоты, родины или, наоборот, чужой страны, тайны, божественного мироздания, трагедии одиночества, любви и ненависти, жизни и смерти.  Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами. «Маринист - это гордое, звонкое слово само уже несет в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим движением» (2).

2.Море в жизни и творчестве двух художников.

    Рассмотрим символику моря в творчестве  двух маринистов: поэта А.С. Пушкина и художника-мариниста И.К. Айвазовского.

Как значения одного понятия могут объединить два совсем разных видов искусства? Какая мысль делает их близкими и есть ли точки соприкосновения  не только в содержании, но и в форме произведений? Что общего между кистью и словом?

а) Море в жизни и творчестве И.К.Айвазовского.

    Из биографии художника мы узнаём, что родился он 17 (29) июля 1817 г.в приморском городе Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. В августе 1833 г. Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург и поступил в знаменитую художественную академию. Картины начинающего живописца были удостоены серебряной медали.

Морская практика - позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. Западная командировка открыла для Айвазовского практически все интересные места для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник.

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства.

Айвазовский был последним   и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявлялись, когда он писал морские баталии; в них была слышна та «музыка боя». (8)

     На его полотнах разные моря, теплые южные и суровые северные, в разное время суток и сезоны года, но всё же большей частью они посвящены Чёрному морю. В более ранний романтический период на них запечатлено море во время шторма, вероятно, потому, что именно буйство стихии вдохновляло автора. Одни из лучших работ И.К.Айвазовского в этом плане – «Девятый вал» и «Черное море». Особенно ярко романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал». Готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках матч.

Как мы видим, сама жизнь художника с рождения и до смерти постоянно была связана с морем.
    «В основу творчества Айвазовского положена идея безграничности природы, ее могучей созидательной силы. Более половины его работ - это виды штормового моря. И, как правило, стихию художник изображал и борющихся с разбушевавшейся стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит - в этом девизе художника отразились народный оптимизм и жизнестойкость. Основа романтики Айвазовского - это великая вера человека, "пылинки вселенной", в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который в политических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение», - пишет Н.С. Барсамов.

    Нельзя забывать, что в творчестве художника заметную роль играет иносказательность. Мечтательность и эмоциональность его марин помогает воспринять чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского.

   б) Что значило море для Пушкина? Для поэта - романтика оно стало символом свободы, безудержности. А.С. Пушкин был эмоциональным и остро переживал любую несправедливость. Его политическая лирика, как например, стихи «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», стала причиной того, что император Александр I намерен был сослать его в Сибирь, но отправил в 1820 году на юг России, где и познакомился ещё очень молодой, полный романтических мечтаний о свободе и справедливости поэт с таким же безудержным и свободолюбивым морем.

   Список произведений, в которых встречается образ моря, свидетельствует не только о «морском» периоде его жизни, но и о других, символических смыслах этого понятия.

   Маринистику А.С.Пушкина составляют следующие стихи:

«Погасло ночное светило…» (1820),

«Земля и море» (1821),

«Завидую тебе, питомец моря смелый…» (1823),

«К Вяземскому» (1823),

«Кораблю» (1824)

 «К морю» (1824),

«К Вяземскому» (1826),

«Арион» (1827),

«Талисман» (1827),

«Я знаю край: там на брега…» (1827),

фрагменты из романа «Евгений Онегин» (1823-1830).

Таким образом, можно сказать, что море для поэта на протяжении всей жизни было важной частью не только воспоминаний о годах, проведённых на юге, но и художественного мира, в котором «море» было выражением его мыслей о свободе и красоте.

 Так, стихотворение «Земля и море» — это воспоминания Александра Сергеевича о днях, проведенных в Крыму. Идиллия проникнута душевным спокойствием, которое владело поэтом в Киеве и Каменке, не в последнюю очередь благодаря тесному общению с Раевскими. Кроме того, в нем Пушкин осмысляет свои отношения с морем. «Земля и море» четко делится на две части. В первых восьми строках лирический герой наслаждается созерцанием прекрасного морского пейзажа. Он отдыхает от занятий творчеством, «забывая песни муз». Его прельщает необыкновенно «сладкий шум» моря. Первая часть завершается следующей строкой: «…Мне моря сладкий шум милее». Во второй части стихотворения, кажется, идиллия разрушается. Начинается буря. Лирический герой решает, что в такую погоду ему гораздо спокойнее будет в «гостеприимных дубровах».

  Земля и море

Идиллия Мосха

 Когда по синеве морей

Зефир скользит и тихо веет

В ветрила гордых кораблей

И челны на волнах лелеет;

Забот и дум слагая груз,

Тогда ленюсь я веселее —

И забываю песни муз:

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут,—

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубровы;

Земля мне кажется верней,

И жалок мне рыбак суровый:

Живет на утлом он челне,

Игралище слепой пучины,

А я в надежной тишине

Внимаю шум ручья долины. 

     Две части «Земли и моря» контрастируют, но друг другу не противопоставляются. Лирический герой принимает оба состояния природы, ведь они позволяют людям, изменив местонахождение, наслаждаться разными проявлениями жизни. (16).

 

     Стихотворение «К морю» было начато во время одесской ссылки, но закончено уже в Михайловском. Молодой поэт тогда мечтал о побеге за границу, страстно хотел вырваться из душной неволи. «К морю» стало своеобразным поэтическим манифестом, отразившим эти стремления. Стихотворение отразило и прощание с романтизмом, символом которого и было «море». Перемешиваясь с шумом биения волн о скалы, голос поэта трагично и патетично, как само море, взывает:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум,

твой шум призывный

Услышал я в последний раз…  

(А. С. Пушкин «К морю» 1824 г.)

Судьба поэта-изгнанника – быть одиноким. Об этом и повествует южная романтическая лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в ссылку. Но он – как морская стихия: бушует, рокочет и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном. В стихотворении собрано все своеобразие пушкинского слова – богатый сюжет, красивый слог и певучесть, уникальная стилистика, чувственность и патетика (5).  


…Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Написанное на смерть Байрона, одного из основоположников литературного романтизма, это произведение отличается яркой образностью: у моря гордая краса, своенравные порывы… Море как живое существо, позволившее человеку любоваться собой, страдать, тосковать, мечтать о чём-то несбыточном. Море помогает передать настроение героя. Оно грустно, шумит при отъезде Пушкина на север. 

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна. И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами (16). 

3. Влияние стихов Пушкина о море на художественный мир Айвазовского.

     Иллюстрацией к этому стихотворению принято считать картину И.К. Айвазовского «Прощание А.С. Пушкина с морем» (1877 г.). Маринист писал её совместно с И. Репиным. Одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Пушкин прощается с Черным морем перед отъездом из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское. Видно, что поэт не хочет расставаться со столь родным для него краем, да и стихия, видимо, разделяет его горечь: волны бьются об острые скалистые берега, бушует ветер, развевая плащ Пушкина, темные тучи заполоняют все небо. А поэт стоит и наслаждается последними моментами с буйной природой.

 Как видим, по сюжету оба произведения: и стихотворное, и живописное -  совпадают. Но если увидеть её хотя бы раз, то, произнося пушкинские строчки, невольно в воображении вспомнишь все краски и детали картины Айвазовского.

«Художник должен запоминать природу… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь в нем кистью…» - говорил И. Айвазовский.

Сопоставление методов работы художника и поэта не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строки (8, с.8).

   Так, влияние Пушкина можно обнаружить в одесских ночных пейзажах Айвазовского. «Отрывки из путешествий Онегина» можно иллюстрировать, например, маринами художника «Одесса ночью» (1846), «Море. Лунная ночь» (1878), «Лунная ночь на море», «Восход луны». 

Но поздно. Тихо спит Одесса.
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла.
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Всё молчит;
Лишь море Чёрное шумит…
 

Пейзажи Айвазовского и Пушкина вызывают поэтические и музыкальные ассоциации. «Эффекты лунного света, саму луну, окружённую лёгкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью», - пишет в своей книге о технических приёмах живописца Н.С. Барсамов (8, с.11).

4.Образ Пушкина на полотнах художника Айвазовского.

    Художник видел в человеке неотъемлемую частицу природы. Но его встреча с природой не всегда гармонична. Человек слишком мал и слаб,  он ничтожен в столкновении со стихией. Так, на картинах «Девятый вал», «Кораблекрушение», «Гроза», «Волна», «Радуга» люди прописаны маленькими и беззащитными перед надвигающейся на них огромной волной, ещё секунда, и она накроет их навсегда, поглотит в своей равнодушной пучине. Тщетны их мужественные попытки сопротивляться стихии.

   Лишь один Человек на его картинах изображен рядом с морем крупным планом, будто на равных беседующим с ним как с близким другом. Это А.С.Пушкин, о встрече с которым Айвазовский так мечтал в своей жизни.

    В сентябре 1836-го на выставку в Академию художеств заглянул Пушкин, где ему представили 19-летнего Айвазовского — как одного из талантливейших академистов.
Эта встреча запала Айвазовскому в душу. Через 60 лет, в 1896-м в письме он вспоминал ее в подробностях:
«
В настоящее время так много говорят о Пушкине и так немного остаётся из тех лиц, которые знали лично солнце русской поэзии, великого поэта. Вот они: в 1836 году до смерти за три месяца приехал в Академию с супругой Натальей Николаевной на нашу сентябрьскую выставку Александр Сергеевич Пушкин. Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею.
Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль за окончание академии. Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере.
   Затем мы, все ученики, проводили дорогих гостей до подъезда».

Всего одна встреча, одно пушкинское напутствие, но какое!, запомнившееся Айвазовскому на всю жизнь:: «Работайте, работайте, молодой человек, – это главное».

Встреча с Пушкиным стала поистине судьбоносной для живописца: около 20 картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэтато на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим, лежащим, устремившим вдаль свой взор.

«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нём…» -признавался художник.

 «Я должен сказать, что чувствовал особый прилив вдохновения, когда брался за кисть, чтобы изобразить один из моментов жизни великого поэта на морском берегу… Этот старый сюжет, казалось, овладел всем существом моим».

    Смотреть на картину «Пушкин у Гурзуфских скал» (1880 г.) можно часами, ведь художник так точно передал нам эту загадочную и мечтательную обстановку, в которой находится поэт. Этот скалистый берег, на котором прилег Пушкин, эти розоватые блики, отражающиеся в тихом море, эти парусники, что белеют вдали. Исследователи отмечают, что художник любил изображать Феодосию на фоне закатного неба — такой ее увидел и описал в своих произведениях Пушкин, когда в 1820-м отплывал из Федосии в Гурзуф.
  Действительно, по пути в Бессарабию поэт останавливался на несколько дней погостить у своих друзей в различных городах, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

    Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное ветрило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное ветрило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

     Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным (16). 

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края.
С волненьем и тоской туда стремлюсь я,
Воспоминаньем упоённый…

      Картину «Пушкин на берегу моря» (1887 г.) Айвазовский написал в год пятидесятилетия со дня смерти поэта.

Берег Черного моря. Поэт лежит на скалах, его фигура хорошо выделяется среди темных камней. Рядом с Пушкиным лежат его плащ и трость, а в руках его шляпа. Сам же поэт любуется «барашками» и думает о чем-то своем, а возможно, даже ему на ум приходят строки очередного лирического произведения. Волны бьются о берег, чуть ли не касаясь ног Пушкина. На светлом небе уже виднеется тусклый серп месяца. Вот-вот закат догорит и на морскую долину спустится мрак ночи.

   Смотря на эту картину, чувствуешь умиротворенность. Даже буйные волны кажутся здесь тихими. В ушах стоит шум прибоя и становится так хорошо и спокойно, что можно сидеть вот так, не считая времени и смотреть на эту картину, думая о прекрасном.

  То, с каким вдохновением И.К. Айвазовский писал на своих картинах А.С. Пушкина, ещё раз убеждает нас в том, что это были очень близкие по духу, по восприятию окружающего мира художники: один - в живописи, другой – в поэзии.

III. Вывод. Живопись и поэзия о море: точки соприкосновения

    Самого Пушкина Айвазовский писал по памяти. Зато стихи Пушкина позировали Айвазовскому все время. Таким образом, настроение поэта в стихотворениях переносилось на море, которое оживало, начинало жить тем же чувством, каким был проникнут сам поэт. Это чувство ПОЭТА было похоже на то, что испытывал и сам ХУДОЖНИК. Вдохновение художника начинало воплощаться на его полотнах в живые, наглядные образы морской стихии. И несмотря на то что мысли автора выражались с помощью кисти, красок, он был близок поэту, находившему те же краски, только словесного происхождения.  Исследуя творчество Пушкина и Айвазовского, можно наблюдать необычное явление - превращение стихотворений в картины. Айвазовскому это удавалось легко и непринуждённо, потому что духовно он был очень близок Пушкину.

  Интересен и тот факт, что внешне они тоже были похожи. Оба носили бакенбарды, оба были поэты и художники. Если говорить о стиле, то оба пережили романтический период в своём духовном взрослении и в творчестве, оба в зрелые годы стали реалистами. Но образ моря всегда был для них символом самой жизни во всех её проявлениях.

Однажды увидев море, каждый из них не смог без него жить. Где бы ни были они, море продолжало звать к себе, оно являлось им в воспоминаниях, мечтах и думах.

    И сколько бы ни прошло лет после эпохи Пушкина и Айвазовского, каждый из нас, увидев море на картинах художника, вспомнит строчки из творений поэта, а услышав «морские» стихи поэта, вспомнит необыкновенные пейзажи художника и будет потрясен жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения этой природной стихии.

А увидев и услышав море, задумается об очень важных ценностях жизни: о свободе и воле, о борьбе и покое, о красоте, добре и зле, любви и ненависти; задумается над тем, для чего и чем живёт его душа.



                                                 

                                              Источники

1.http://kratkoe.com/pochemu-priroda-vdohnovlyaet-pisateley-i-hudozhnikov/ Кратко обо всем © kratkoe.com

2.Касацкая И. Талантливый внук великого деда. // Брянская газета. — 1994. — № 28.

3.http://fb.ru/article/106292/obraz-morya-v-russkoy-poezii-romantizma

4.Тресиддер Джек «Словарь символов»

5.https://www.syl.ru/article/356201/a-s-pushkin-k-moryu-analiz-stihotvoreniya-istoriya-sozdaniya

6.Пушкин А.С.. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Стихотворения 1813 – 1836. – СПб, Библиополис, 1993.

7.http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/p2.txt

8.Н.С. Барсамов  «Иван Константинович Айвазовский»

9.Т. Ф. Ефремова «Словарь синонимов»

10.Д. Н. Ушаков «Толковый словарь»

11.http://fb.ru/article/273907/ponyatie-iskusstvo-vidyi-i-janryi-iskusstva-zadachi-iskusstva

12.https://www.syl.ru/article/288198/new_marinist---eto-kto-takoy-marinist-hudojniki-marinistyi

13.http://obrazovaka.ru/alpha/a/ajvazovskij-ivan-aivazovsky-ivan#ixzz587vB7NFn (Айвазовский)

14.http://obrazovaka.ru/alpha/p/pushkin-aleksandr-sergeevich-pushkin-aleksandr-sergeyevich#ixzz587yC8jti (Пушкин)

15.Хачатрян Ш. Айвазовский. Апостол мира и гуманизма. – Ереван: Принтинфо, 2007. – С.94.

16. Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «Земля и море», «К морю». -https://45parallel.net/analysis/aleksandr_pushkin/pogaslo_dnevnoe_svetilo.html

17. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. – М.: МИРОС, 1992

                               Приложения

  1. Словарик терминов

Искусство. Виды искусства. Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры. Обычно искусство делят на три группы: тоническую (музыка и поэзия); образную (архитектура, живопись и скульптура); смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие) (11).

Творчество - деятельность человека, направленная на создание новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.

Художественный мир - это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств.

Поэт — писатель, создающий произведения в стихах. Литератор, творящий в поэтических жанрах

Художник — человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком плане — деятель искусства.

 Маринист  – это художник, который специализируется на изображении моря и океана. (12)

Символ (др.-греч. σύμβολον «<условный> знак, сигнал») — знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Лирика, лири́ческая поэ́зия — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение) или настроение автора.

Романтизм, романтик - художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом и стремлением казать вярких образах высокое назначение человека. 

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. 


                       2. Маринистика А.С Пушкина (17)

                        * * *

        Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

        Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

        Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

        Душа кипит и замирает;        

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей,

        Но только не к брегам печальным

        Туманной родины моей,

        Страны, где пламенем страстей

        Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

        Где рано в бурях отцвела

        Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

        Искатель новых впечатлений,

    Я вас бежал, отечески края;

    Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

                                                  1820 г.

  Земля и море

 Идиллия Мосха

 

Когда по синеве морей

Зефир скользит и тихо веет

В ветрила гордых кораблей

И челны на волнах лелеет;

Забот и дум слагая груз,

Тогда ленюсь я веселее —

И забываю песни муз:

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут,—

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубровы;

Земля мне кажется верней,

И жалок мне рыбак суровый:

Живет на утлом он челне,

Игралище слепой пучины,

А я в надежной тишине

Внимаю шум ручья долины.

                                         1821 г.

                                           

 Кораблю


Морей красавец окриленный!
Тебя зову — плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны незапным колыханьем
Ее груди не утомляй.

Стихотворение написано в связи с отплытием Е. К. Воронцовой 14 июня 1824 года яхтой из Одессы в Крым.

К МОРЮ

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

                                         1824 г.

 К Вяземскому

Так море, древний душегубец,

Воспламеняет гений твой?

Ты славишь лирой золотой

Нептуна грозного трезубец.

Не славь его. В наш гнусный век

Седой Нептун земли союзник.

На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник.

                                         1826 г.

                                           Аннотация

      В исследовательской работе по теме «Маринистика А.С.Пушкина и И.К.Айвазовского» проводится мысль о том, что разные виды искусства имеют много общего. На примере сопоставления отношения к морю, его символики через анали двух маринистов: поэта и художника - автор работы доказывает, что на искусство ХУДОЖНИКА может повлиять не творчество другого художника, а произведения ПОЭТА. Исходя из высказывания одного из исследователей творчества Айвазовского Н.С. Барсамова о том, что «На формирование  творчества Айвазовского оказала влияние поэзия А.С. Пушкина», автор выдвигает гипотезу: разные виды искусства, несмотря на различие в выборе средств изобразительности, могут влиять друг на друга.

Цель данной исследовательской работы – установить взаимосвязь разных видов искусства на примере маринистики.

Исследователь ставит перед собой задачи:

  1. Изучить значения символа моря в искусстве.
  2. Изучить «морские» периоды жизни поэта и живописца.
  3. Сравнить образы моря в творчестве двух художников.
  4. Объяснить через анализ произведений, в чём состоит влияние стихов Пушкина о море на художественный мир Айвазовского.
  5. Убедиться в том, что живопись и поэзия о море имеют много общего.

В основной части работы приводятся следующие тезисы:

  1. Для людей искусства в  слове «море» прежде всего важны метафорические значения. Море становится в их произведениях символом свободы, мятежности, борьбы, счастья, красоты, родины или, наоборот, чужой страны, тайны, божественного мироздания, трагедии одиночества, любви и ненависти, жизни и смерти.  Автор работы, знакомясь с разными словарями, изучает символику слова «море».
  2. Опираясь на факты биографии и анализ произведений маринистов-романтиков, можно выявить много общего в их отношении к окружающему миру.
  3. И.К. Айвазовский неоднократно признавался в своей любви к поэзии А.С. Пушкина, гордился встречей с ним, говорил о влиянии на формирование его как художника. То, с каким вдохновением И.К. Айвазовский писал на своих картинах А.С. Пушкина, ещё раз убеждает нас в том, что это были очень близкие по духу, по восприятию окружающего мира художники: один - в живописи, другой – в поэзии.
  4. Автор приходит к выводу о том, что Айвазовский и Пушкин духовно и стилистически близки. Исследуя творчество поэта и художника, можно наблюдать необычное явление - превращение стихотворений в картины, а картин - в стихи. Образ моря как символ самой жизни во всех её проявлениях навсегда связал их художественные миры.

     Думается, что данное исследование вызовет интерес к творчеству А.С. Пушкина и И.К.Айвазовского, расширит представление о разных видах искусства, без которых трудно представить жизнь современного человека, в котором должны быть развиты не только интеллектуальные способности, но и «чувства добрые», пробуждающиеся и лирой поэта, и кистью художника, и мелодией композитора. Предложенный материал имеет область практического применения: может быть использован на уроках литературы при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, на внеклассных мероприятиях для учащихся 5-11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

исследовательский проект по произведениям А.Пушкина и М.Лермонтова "ПРОРОК"

ФАМИЛИЯ, ИМЯ: __________________________    Исследовательская работа 10 класс  Дата выполнения:________Тема: «В чём выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль по...

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Исследовательская работа на тему "Пушкин и физика"

Такие физические явления, как свет, звук, тепло, холод, волны и т. д., требуют не только рационального познания, но и чувственного. Физика и искусство настолько точные и многообразные области науки, ч...

Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК....

Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК. Цель проекта: актуализировать и углубить зн...