Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 села Томузловского Буденновского района»
Урок русского языка
Сочинение – описание природных явлений по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
Автор: Лизункова И.В.,
учитель русского языка и литературы,
первая категория,
оборудование: мобильный класс, технология: ИКТ.
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями динамического описания по картине;
- показать специфику построения текста – описания действий;
- обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
- ввести в активный словарь учащихся лексику, связанную с динамическим описанием моря.
Ход урока
- Наш урок я начну со строк из стихотворения выдающегося русского поэта Ф.И.Тютчева, а вы попробуйте угадать, о чем в них идет речь?
И бунтует и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
- Заглянем мы, как Пушкин встарь,
В толковый наш словарь.
Море – одна из стихий природы.
Это слово имеет несколько значений, оно является многозначным. В толковом словаре даны следующие значения этого понятия.
- Один из основных элементов природы в античной философии (огонь, вода, воздух, земля).
- Явление природы, обрушивающееся как ничем не сдерживаемая сила.
- Перен. Окружающая привычная среда, обстановка.
- Вступительное слово учителя
Изменяемость красок моря, смена его состояний мгновенны, и поэтому мастерство, показывающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами. Давайте посмотрим, как же образовано это слово?
Этот вид жанра удался по-настоящему очень немногим живописцам. Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.) – художник, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью достигший самых вершин этого трудного жанра.
- Рассказ о художнике
«…Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим…»
Эти вдохновенные поэтические строчки очень точно характеризуют Айвазовского, чья послушная замыслу кисть воспела покой и буйство природы, гордую красу моря, неба, воздуха, мужества и волю человека в неравной борьбе со стихией.
Художник, настоящее имя которого – Ованес Константинович Гайвазовский, родился в Феодосии – небольшом городке, раскинувшемся на полуострове Крым. Жила семья Гайвазовских бедно, отец писал жалобы и прошения на базаре, мать вела хозяйство. Ованес уже в 10 лет работал в городской кофейне.
Он прекрасно играл на скрипке и пел, но самой большой его радостью было рисовать самоварным углем на стенах домов. Страсть к написанию моря сформировалась в художнике с самого детства. Этому способствовал морской пейзаж, окружавший его в Феодосии.
Он учился пристально наблюдать натуру, угадывать ее «душу» и «язык», передавать настроение в пейзаже.
С начала лета 1836 г. Айвазовский писал марины, работая на различных судах, принадлежавших Балтийском флоту.
Он вышел из стен высшего художественного учебного заведения России с Большой золотой медалью.
В 1843 г. Иван Константинович стал единственным русским художником, которого французское правительство пригласило выставить картины в Лувре.
В конце лета 1844 г., покорив европейские столицы, Айвазовский вернулся в Петербург, где его ожидали почет и слава, звание академика живописи.
Проявлял большой интерес к истории, создав целый ряд батальных картин, воспевших подвиги русских моряков. Полны героического пафоса его картины «Чесменский бой», «Наваринский бой» и др. Напряженная творческая жизнь И.К.Айвазовского, написавшего около шести тысяч полотен, основная часть которых была посвящена морю, продолжалась до конца XIX века.
Самая известная картина была создана И.К.Айвазовским в 1850 году, и называется она «Девятый вал».
- Беседа по картине
Наверное, вы слышали о том, что девятый вал бывает обычно самым могучим и разрушительным. Есть даже поговорка: «Девятая волна добивает». Вот почему мы называем иносказательно «девятым валом» все самое могучее, опасное и гибельное: самое кровавое сражение войны, наиболее мощный из порывов бури. Вообще, слово «вал» многозначно.
В нашем случае «вал – очень высокая волна». А выражение «девятый вал» означает самую сильную и бурную волну, которая, по старинным преданиям, была роковой для мореплавателей.
- Почему картина названа «Девятый вал», что обозначает это выражение?
- Кто является главным действующим лицом этой картины?
- С чем бы вы сравнили море, изображенное на картине И.К.Айвазовского?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на это яркое, полное динамики полотно?
- Что еще, кроме моря и сильной волны вы видите на этом полотне?
- Каким показано море, а каким – небо, солнце? Что вы можете сказать о состоянии, в котором находятся эти художественные образы?
- Какие тона преобладают на этом полотне живописи?
Итак, мы видим бушующее море, изображение которого занимает все пространство картины. Волны поднимаются высоко и даже закрывают часть неба. Сочетание темных и ярких тонов, сине-зеленые и черные для изображения воды, ярко-желтые, оттенки красного при описании солнца и его отражения на воде. На линии горизонта эти цвета соединяются, смешиваются, и невозможно разобрать, где море, а где небо.
VI.Собирание материалов
Образ | Состояние, действие | Краски, тон, цвет |
Море | бушует, волнуется, занимает большое пространство картины | темные тона, черный, темно-синий, зеленый, с золотыми бликами |
Девятый вал (волна) | поднимается, пенится, рокочет, доходит до неба, вот-вот поглотит моряков. | темно-синий, черный, белая пена, на которой алым оттенком отражается солнце |
Небо | практически сливается с морем, по нему плывут бело-розовые, с желтым облака, поднимается солнце | одна половина темная, подобно морю, а другая яркая, освещенная солнцем. Сочетание различных красок: золотых, оттенков красного. Синего, белого |
Солнце | восходит над морем, освещает путь, отражается в море, нет четкого контура, расплывается на небе | самый яркий образ, выполненный различными оттенками желтого цвета |
Художник использовал много средств, чтобы запечатлеть невероятную картину торжества морской стихии. Обратите внимание, как на картине движется море при помощи волн. Еще чуть-чуть, и оно выйдет за пределы картины, хлынет на нас.
Давайте пофантазируем и попробуем описать те события, что происходили до того момента, который изобразил художник на холсте? ( Скорее всего, действие разворачивалось в середине XIXвека). Однажды ночью на Черном море поднялся сильный шторм. Корабли, везшие товар из Турции, шли караваном и попали в самый эпицентр этой страшной морской стихии. Их раскидало в разные стороны. А буря все не утихала, и один из кораблей потерпел крушение…
VII. Словарно-стилистическая работа
- Придумайте предложения со словами и словосочетаниями: художник-маринист, бушующая стихия, громадная волна.
- Подберите синонимы к словосочетанию «стихийное бедствие».
- Подберите наречия, определяющие высоту волны, характер «девятого вала». Составьте с ними словосочетания.
- Объясните значения слов: драматизм, интрига картины, неистовство.
VIII. Задание на дом
Написать сочинение по картине И.К.Айвазовского «Девятый вал». Особое внимание обратите на состояние моря, его настроение, нарастание волны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления
Разработка урока развития речи и презентация к нему...
Сочинение-описание внешности человека по картине
Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....
Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».
1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по состав...
Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море".
Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море"....
Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...
Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря".
Разработка содержит репродукциии картин художника, вопросы к анализу каждого фрагмента картины, орфографичнскую работу, художественный текст по теме сочинения. Презентация содержит гиперссылки на целю...
Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского "Рыбаки на берегу моря". Конспект урока.
В данном урока используется в основном фронтальная работа, учитель обращается к жизненному опыту или воображению детей, чтобы пробудить в их сознании представление о морской стихии. Также ведётся слов...