Исследовательская работа на тему "Пушкин и физика"
творческая работа учащихся по физике (10 класс) на тему
Такие физические явления, как свет, звук, тепло, холод, волны и т. д., требуют не только рационального познания, но и чувственного. Физика и искусство настолько точные и многообразные области науки, что дойти до их основы можно только упорным трудом. Надеюсь, мы смогли показать, что Пушкин понимал это и усердно шел по длинной дороге искусства, не забывая про науку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_i_fizika.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
- Наука в жизни Пушкина…………………………………………………..2
- Физика, как наука о фундаментальных свойствах вещества……………2
- Физика, как наука о природе………………………………………………3
- Природа и мир Пушкина-отражение физических явлений………...……4
- Заключение……………………………...………………………………….7
Использованная литература
Введение
«Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово,
разнообразно и безгранично его творчество,
что человечество ещё века будет разбираться
в оставленном им наследстве» Николай Асеев.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 году в дворянской семье. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Наш великий Пушкин охватывал, казалось, все стороны жизни. Поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, историк... Чего бы ни касалось его перо, все получалось мощно, искренне и правдиво. Он был и первооткрывателем, и исследователем, и чутким представителем действительности. Он обладал таким высоким творческим потенциалом, что мог успешно реализовать любые замыслы. Им восхищались не только его близкие друзья , но и все, кому был он известен. Сам царь Николай сказал о нём: «Я нынче говорил с умнейшим человеком в России.
Годы его жизни (1799-1837) совпали с тем периодом, когда физическая наука претерпела рост популярности, когда случилась вторая революция, которая и привела к наступлению технологической эры земной цивилизации. Именно в эти годы свою деятельность в области физики осуществляли те люди, имена которых очень часто встречаются в нашей жизни. Многие из них были современниками Пушкина: великие Карл Гаусс и Генри Кавендиш, Никола Карно и Шарль Кулон, Пьер Лаплас и Симон Пуассон, Джеймс Уатт и Майкл Фарадей, Огюстен Френель и Томас Юнг, Михаил Остроградский и Борис Якоби. В это время наблюдается резкий рост числа научных исследований, физических лабораторий, кафедр, физико-химических обществ. Занятие точными науками становится общественно значимой деятельностью. Ученые из чудаков превратились в уважаемых членов общества, его интеллектуальную элиту.
В данной работе я постараюсь доказать, что, хотя Пушкин и не был физиком, его произведения хранят в себе множество явлений, основанных на физических законах.
- Наука в жизни Пушкина.
Наверно, у каждого возникают вопросы: почему же Пушкин не вышел за круг чисто литературной деятельности? Почему ограничился только гуманитарными вопросами? Что помешало ему расширить круг своих интересов и «влиться» в науку, подобно гениям? На данные вопросы нельзя ответить однозначно.
Склонность поэта к точным наукам могла появится в лицейские годы. Среди предметов, изучаемых в этом учебном заведении, были математика и физика. Однако, несмотря на все старания ведущего уроки физики профессора Я.П. Карцева, эти занятия мало увлекали лицеистов. Отметок по физике не ставили, но составлялся список фамилий учеников, где первые строчки занимали наиболее успевающие лицеисты по предмету, а последние- те, чьи успехи были весьма скромны. Фамилия поэта в этом списке занимала место близкое к концу. Но тем не менее, читая произведения Пушкина можно утверждать, что он получил достойные знания по физике.
Ещё одной весомой причиной, из-за которой, возможно, Александр Сергеевич не увлекался наукой, является его стремление к литературной деятельности. Вполне реально, что он видел себя только в искусстве, что подтверждается тем багажом гениальных произведений, которые он оставил после себя.
Известно, что Пушкин был очень суеверным человеком. Это была одной из своеобразных черт поэта, так как многое в его жизни, в том числе и свадьба, не обходились без суеверных признаков. А суеверие и наука уживаются с трудом.
Не стоит упускать из внимания и то, что его жизнь прекратилась на 38 году из-за дуэли. До своей смерти Пушкин отдавал всего себя «Современнику», который был не только литературно-критическим журналом. В нем, кроме исторических, философских, общественно-нравственных, были и научно-популярные статьи. Пушкин поместил в «Современнике» две статьи П. Б. Козловского на математические темы и заказал ему третью - о паровых машинах. Это показывает, что ему были интересны и другие области духовной сферы, как наука.
Каких бы причин мы не искали, Пушкин всегда будет олицетворять истинного творца именно литературы. Нам остаётся только изучать его многогранное творчество и не дать его наследию кануть в лету.
- Физика, как наука о фундаментальных свойствах вещества.
Для определения одного из значений слова «физика» обратимся к толковому словарю русского языка. Д.Н. Ушакова: физика - основная наука естествознания о формах движения материи, ее свойствах и о явлениях неорганической природы, состоящая из ряда дисциплин (механика, термодинамика, оптика, акустика, электромагнетизм и т. д.).
С такой физикой Александр Пушкин должен был знакомиться в лицее, но, увы, глубоких познаний в данной области не приобрел. Именно в нем были сформированы бунтарский характер поэта, его поэтический дар и наклонности. Среди предметов, изучаемых в этом учебном заведении, были математика и физика. Однако, несмотря на все старания ведущего уроки физики профессора Я.П. Карцева , эти занятия мало увлекали лицеистов. Да и курс физики, следует напомнить, был много проще, чем теперь. Отметок по физике не ставили, но составлялся список фамилий учеников, где первые строчки занимали наиболее успевающие лицеисты по предмету, а последние- те, чьи успехи были весьма скромны. Фамилия поэта в этом списке занимала место близкое к концу. Но тем не менее , читая произведения Пушкина можно утверждать, что он получил достойные знания по физике.
Поближе познакомившись с творчеством Пушкина, мы можем понять, что определить отношение поэта к науке по его творчеству нелегко. Стоит рассмотреть произведения Пушкина «Евгений Онегин», «Сцена из Фауста» и «Борис Годунов»:
…Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но, помнится, тогда со скуки…(«Евгений Онегин»)
В глубоком знанье жизни нет -
Я проклял знаний ложный свет... («Сцена из Фауста»)
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни… («Борис Годунов»)
Исходя из этих строк, мы можем предположить, что мнения Пушкина расходились: в одной строфе слово «наука» определяется прилагательным «темную» и рифмуется со словом «скука», а в других строках связывал учение с постижением «царства» . Поэтому он наделял одних героев склонностью к научной деятельности, а других отстранял от неё.
- Физика, как наука о природе.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
Также следует обратиться и к другому значению слова «физика». По Толковому словарю С. И. Ожегова, физика -(греч. ta physika - от physis - природа), наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. К физике-природе, при таком понимании слова, творчество Пушкина имеет, несомненно, самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и по научному глубоко.
Практически каждое произведение поэта содержит в себе описание природы и происходящие в ней явления. «На море синее вечерний пал туман», «Шуми, шуми, послушное ветрило», «Волнуйся подо мной, угрюмый океан»- эти строки из стихотворения «Погасло дневное светило» описывают самые часто встречаемые явления. Даже в самом название Пушкин при помощи всего лишь трёх слов показывает то, чем служит для нас солнце. Мы прекрасно знаем, что Солнце-это самая яркая звезда солнечной системы, поверхностная температура которой достигает 6000 К. Солнце имеет довольно сильное влияние на Землю. Оно излучает свет, освещая Землю, которая вращается вокруг своей собственной оси, в результате чего происходит смена дня и ночи. Солнечный свет приносит тепло, которое с вращением Земли вокруг Солнца и наклона оси Земли, вызывает изменение сезонов. Итак, большинство света и тепла приходят от прямых солнечных лучей. Строки Пушкина очень кратко и ясно показывают основные функции Солнца, как источника жизни: фраза «дневное светило» объясняет, что солнце зашло и наступила ночь-темное время суток.
В строке «На море синее вечерний пал туман» скрывается довольно интересное со стороны физики явление -возникновение тумана. Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки. Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки. Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%. Именно это загадочное явление имел ввиду Пушкин, когда хотел изобразить окружающий мир во всей его ясности.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор...
- Природа и мир Пушкина-отражение физических явлений.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пушкинская природа… Его наблюдения разнообразны и удивительно точны. Его взгляд- взгляд зоркого исследователя, досконально изучивший « объект», увидевший в нем то, чего не смогли подметить другие. При этом ничего лишнего, случайного, все факты изложены по порядку со знанием законов физики. Рассмотрим самые интересные явления физики, которые отражены в стихотворениях Пушкина.
- «Эхо»
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом-
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Или вот еще..
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и волов
И крику сельских пастухов…
Эхо-физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны. Если звуковые волны, вызванные нашим собственным голосом или другим каким-либо источником звука, при своем распространении встречают препятствие, то они отражаются и могут достигнуть снова уха наблюдателя иногда значительно позже, чем при непосредственном своем распространении. Такой повторный звук, обусловленный отражением звуковых волн, и называется эхо.
В своем стихотворении Александр Сергеевич более выразительно и понятно для читателя изобразил данное явление. Данные строки являются своеобразной загадкой, которую очень просто отгадать, если знать основы физики.
- «Кинжал»
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров.
В основе этих строк лежит такое физическое явление, как отражение света- возвращение световой волны обратно при ее падении на поверхность раздела двух сред с различными показателями преломления. Закон отражения света был сформулирован Евклидом еще в ІІІ в. до н. Мы видим , что при создании своих произведений Александр Сергеевич умело пользовался основными законами физики.
- «Евгений Онегин»
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалась,- тогда
В смятенье Татьяна торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть…
Описывая одно мгновение из жизни Татьяны Лариной, Пушкин обращается к самому красивому и волшебному явлению физики. С давних времен, с падением звезды было связано огромное количество примет и суеверий. Пожалуй, все знают, что когда падает звезда, нужно загадать самое заветное желание, и оно обязательно исполнится. Если же человек не успел загадать желание, то значит, что он не хочет чего-то слишком сильно, либо его желание просто не сбудется.
С научной точки зрения, звезды никуда не падают. Звезда - это большой шар, состоящий из горячего газа. Однако что-то однозначно падает на фоне темного неба и люди стали свидетелем этого красивейшего действа.
На самом деле то, что принято назвать падающей звездой - всего лишь камень, который пересек земную атмосферу. Во время полета он нагревается до такой температуры, что начинает светиться и оставляет за собой яркую полосу. Через какое-то время камень сгорает, а его след бесследно исчезает. Эти камни получили название метеоров. За сутки на небосклоне пролетает тысячи таких метеоров. Некоторые камни, которые смогли долететь до земли, носят название метеоритов.
- «Движение»
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и ста пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако прав упрямый Галилей.
В данном стихотворении Пушкин снова не обходит стороной физику, точнее сказать астрономию. Как известно, Галилей предложил гелиоцентрическую модель планетной системы, поместив в центр неподвижное Солнце. Хоть мы и видим движущееся Солнце, на самом деле это является артефактом движения Земли, на которой мы находимся. Другими словами, Солнце на самом деле не движется, хотя и "ходит" перед нами.
Некоторые литературоведы определяют, что в своём стихотворении Пушкин не имел в виду саму теорию Галилея, а хотел показать аналогию обществ всех времён. Но несмотря на это, мы можем быть уверены в том, что и великого поэта интересовало строение мира, раз он упомянул о нем в своем творчестве.
- «Подражание Корану».
Земля неподвижна- небо, своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле…
В поэзии великого поэта нашли отражения и процессы постижения мира. Со стороны физики в данном стихе есть ошибки: Земля вращается вокруг Солнца и своей оси; за счет гравитационных сил все тела во Вселенной притягиваются; своды неба- это атмосфера, которая существует благодаря тяготению земли и хаотическому движению молекул.
Александр Сергеевич понимал неверность такого взгляда на мир, какой представлен в стихотворении, поэтому в примечании добавил: «Плохая физика, зато какая смелая поэзия!»
- Заключение.
Теперь мы можем дать ответ на вопрос: могут ли наука и искусство шагать как единое целое? Проанализировав творчество А.С. Пушкина, мы с уверенностью можем сказать, что не только могут, но и составляют одно целое. Такие физические явления, как свет, звук, тепло, холод, волны и т. д., требуют не только рационального познания, но и чувственного. Физика и искусство настолько точные и многообразные области науки, что дойти до их основы можно только упорным трудом. Надеюсь, мы смогли показать, что Пушкин понимал это и усердно шел по длинной дороге искусства, не забывая про науку.
В заключении хочу сказать: тот, кто по-настоящему увлечён физикой, не должен пренебрегать искусством, а искусствовед не забывать другие науки. Нужно помнить следующие строки:
Лишь песня поэта
Да речь мудреца
Проходят столетья,
Не зная конца.
Использованная литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ - интернет-энциклопедия.
- https://studopedia.ru/ - энциклопедия для студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Познай самого себя" физика + химия +организм человека
Физика и химия практически изучают одни и те же объекты, но только каждая наука видит в этих объектах свой предмет исследования. Законы этих предметов тесно переплетаются. Эти законы не н...
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...
Научно - исследовательская работа по физике "Физика и музыка"
Представлены материалы иссследования по указанной теме. Прослеживается связь физики и музыки, а именно звуковые явления. Извлечение звуков музыкальных инструментов. Свойства звука, шкала громкости... ...
Исследовательская работа по физике на тему: «Физика в литературе»
ВведениеЯ выбрала именно эту тему для проекта, потому что физика и литература являются одними из моих любимых предметов, и потому что в различных литературных произведениях можно встретить описание фи...
Исследовательская работа по физике "Физика в танцевальных движениях"
С первого класса я посещаю танцевальный ансамбль «Калинка», в котором на протяжении нескольких лет познакомилась с танцами многих народов. Чтобы танец был красивым, необходимо затрачивать ...
Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы по физике своими руками и простые опыты с ними. Термометр"
Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы своими руками и простые опыты с ними" для 7 класса. Даннная исследовательская работа может быть использована как учителями, так и у...
Исследовательская работа по физике на тему: "Приборы по физике своими руками и простые опыты с ними. Электроскоп".
Данная исследовательская работа предназначена для учащихся 8 классов и учителей по данной теме....