Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»
проект по технологии (9 класс)

Андреева Татьяна Геннадиевна

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК. Цель проекта: актуализировать и углубить знания учащихся в изучении  творчества А. С. Пушкина через различные виды искусств. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учиться понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки. Научиться понимать, что важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ. Одним из самых ярких творцов художественных образов является А.С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка. Задача взрослых как можно раньше познакомить ребёнка с творчеством А.С. Пушкина и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст53.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П. ТРУДОВИК ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Исследовательский проект

на тему:

«Пушкин - наше все»

                                       Проект выполнил:

                                    ученик 9 класса

                                    Лукбанов Самат

                                                   МОУ «СОШ п. Трудовик»

                                               Руководитель: учитель

                                                            изобразительного искусства:

                               Андреева Т.Г.

2019 год.

Аннотация к проекту « Пушкин – наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК. Цель проекта: актуализировать и углубить знания учащихся в изучении  творчества А. С. Пушкина через различные виды искусств. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учиться понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки. Научиться понимать, что важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ. Одним из самых ярких творцов художественных образов является А.С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка. Задача взрослых как можно раньше познакомить ребёнка с творчеством А.С. Пушкина и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира подрастающего поколения.

Содержание:

1.Актуальность проекта.

2.Цели и задачи проекта.

 Объект исследования

3. Биография А. С. Пушкина.

4.Образ А. С. Пушкина в изобразительном

   искусстве и полиграфии

4.Образы Пушкинской прозы и поэзии в музыке

5.Театр и А. С. Пушкин

6.Художественные и телевизионные фильмы о         жизни поэта, на сюжеты его произведений

7.Увековечение имени поэта в названии городов, улиц, скверов и др.

8.Астрономия-малая планета 2208

9. Результаты анкетирования

10.Вывод

Актуальность темы

Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Я хочу в этом проекте познакомить вас с  другим образом Пушкина через изобразительное искусство, музыку, театр, кино...

Цели проекта:

  • Исследовать биографию и творчество поэта.
  • Выявить связь произведений и творчества А.С. Пушкина с различными видами искусства.
  •  Провести анкетирование  и выявить интерес  учеников к творчеству А.С. Пушкина .

Задачи проекта:

1.Изучить информацию о творчестве А.С. Пушкина.

2.Проанализировать место Пушкина в изобразительном искусстве, музыке и кинематографе.

3. Найти информацию о объектах, названных в честь А.С. Пушкина.

Назначение проекта.

 Проект может быть использован на уроках предметов « Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство» «Музыка», «Литература», при проведении внеклассных мероприятий, при подготовке пушкинских вечеров. 

Объект исследования:

  • Творчество А.С.Пушкина, его биография и произведения.
  • Произведения искусства, связанные с именем А.С.  Пушкина.

Биография А. С. Пушкин.


    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин(1799 — 1837) родоначальник новой русской литературы. Пушкин – автор многочисленных произведений, ставших классикой русской и мировой литературы. Один и самых известных русских писателей и поэтов в России и за рубежом.
 Пушкин родился 26 мая 1799 г. в Москве. Летние месяцы 1805-1810 г.г. будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах»,
1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях: «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816). Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил  события Отечественной войны 1812 года. Здесь
впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар.  Воспоминания о годах,
проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

  В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу». В начале 1815 года Пушкин читает в присутствии Гавриила Державина своё патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»
(напечатано в журнале «Российский музеум»). Ещё на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее
против рутины и архаики в литературном деле. Ранние произведения поэта передавали ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений.
В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения.
Элегия становится основным его жанром.
   Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря и
определён в Коллегию иностранных дел. Не принимая участия в деятельности
первых тайных организаций, Пушкин, тем не менее, связан дружескими узами со
многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи: «К Чаадаеву» (1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества
«Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма
закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков,
возмущённых снижением высокого канона.
   Первая «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х годов. Позже выходит другая
«южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть,
возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. В мае 1823 в   Кишинёве был начат роман в стихах «Евгений Онегин».
  Пушкин завершает начатое в Одессе стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Осенью 1824 г. он обдумывает сюжет народной драмы «Борис
Годунов» (окончена 7 ноября 1825), пишет шуточную поэму «Граф Нулин». В 1825 году
встречает в соседнем имении Тригорском Анну Керн, которой посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». В конце 1825 — начале 1826 года
завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин». В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».
 В 1830 году повторное сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой, 18летней московской красавице, было принято, и осенью Пушкин отправляется
в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение
близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. 18 февраля
1831 состоялось венчание с Натальей Гончаровой в московской
церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Пушкину — 31 год,
Натали — 18. Здесь же был создан целый ряд произведений: «Повести Белкина»,
«Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне»,
«История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и около 30
стихотворений.
   Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи
пугачёвщины с героем дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел
этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и
начинается работа над романом «Дубровский» (1832—1833). Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной для русской действительности коллизией. Пушкин оставляет работу над ним, хотя роман был и близок к завершению.
  Осенью 1833 года Пушкин вращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень».
   В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость переменить жизнь и, прежде всего, выйти из-под опеки двора. В начале 1834 г. быстро дописывает прозаическую петербургскую повесть «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения». В конце 1834 — нач. 1835г.г. вышел полный текст романа в стихах «Евгений Онегин».
  Вместе с лицейским другом Антоном Дельвигом поэт основывает журнал
«Современник». В нём печатались произведения Николая Гоголя, Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского. Тем не менее читательского успеха
журнал не имел. У издания оказалось всего 600 подписчиков, что делало его убыточным. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину
наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В четвёртом томе «Современника» был наконец напечатан роман «Капитанская дочка».
  В ноябре 1836 года развился конфликт поэта с поручиком Геккереном (Дантесом), принятым на службу в русскую гвардию. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь Пушкина, привела к дуэли, непосредственным поводом которой было оскорбительное письмо Пушкина посланнику Луи Геккерену в январе следующего
года. 27 января 1837г. на дуэли поэт был смертельно ранен в бедро; пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.
   Из детей Пушкина только двое оставили потомство —Александр и Наталья. Потомки
поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии. Около
пятидесяти из них проживают в России, в том числе Татьяна Ивановна Лукаш, прабабушка которой (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину

Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве и полиграфии

На сегодняшний день существуют многочисленные произведения  различных искусств,  в  которых  воплощены  образ  самого  поэта  и образы  его  литературных  произведений. Всех их не перечислить. Такие великие русские художники как О. А. Кипренский, В. Дубинин, И. К. Айвазовский создали величайшие портреты, олицетворяющие поэта. Но не забывают поэта и за рубежом, где он провел немало времени. В разных городах мира установлены памятники Пушкину. Наибольшее количество скульптур находится в городах России, и странах бывшего СССР (Москва и Санкт-Петербург, Саратов, Минск, Киев, Львов, Одесса, Нарва, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Ереван, Гюмри, Кишинёв, Ашхабад, Тбилиси, Тирасполь, Бендеры, Баку, Харьков и другие), однако памятники поэту есть также в Риме, Мадриде, Вашингтоне, Квебеке, Вене, Париже, Мехико, Белграде, немецком Хеммере, бюст в финском Куопио и других городах.

.

Имя поэта увековечено во многих памятных знаках, о нем хорошо известно каждому, поэтому нередко мы можем увидеть и работы учителей и детские работы, посвященные А. С. Пушкину, его жизни и творчеству.

Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке

Более двух столетий мировая музыкальная культура пополняется неповторимыми ценностями, шедеврами «пушкинской музыки», музыкальными произведениями, навеянными поэтическим гением А. С. Пушкина. Жизнь его поэзии набирает новую силу и великолепие, воплощаясь в лирических, эпических и сказочных образах музыкальных произведений, созданных на стихи великого поэта.

Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, привнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Маяковского, Прокофьева, Шапорина, Шебалина, Свиридова, польских композиторов: Малишевского, Перковского, Лютославского и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: « Руслан и Людмила » М. Глинки,  «  Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов»  М. Мусоргского,  «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.

Особое место в творчестве композитора Римского-Корсакова занимают оперы на сказки Александра Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», в которых сказочность перекликается с современностью, образность с сатирической, самобытно своеобразной стороной творческой мысли, элементами загадочности и недосказанности. В. Яковлев сказал:

«Что у Пушкина намек, то у Римского-Корсакова воплощение в музыке».

А. С. Пушкин – патриот, сын своего народа, создавая исторические полотна, оставил потомкам живые страницы истории. В 1825 году в письме Н. Н. Раевскому - сыну 26-летний Пушкин замечает: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Зрелость духовная, художественная и политическая позволяет поэту создать произведения глубоко философские, в высшей степени совершенные по форме: трагедию, психологическую драму -оперу «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, повесть «Дубровский» Н. Направника, поэму «Медный всадник», ставшей оперой Р. Глиэра, поэму «Алеко» (опера С. Рахманинова),  оперу «Мазепа» П. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, повесть «Метель», музыка Г. Свиридова.

В поэзии Пушкина композиторы всех времен слышали и чувствовали музыкальную законченность, ритмичность, певучесть. «Звукозапись» является органичной частью поэтического мастерства Пушкина, всей его системы художественного воздействия. В настоящее время Пушкина в лирике можно «спеть почти всего». Зрительность образов и ситуаций – одна из ценнейших черт самой поэзии Пушкина для его истолкователей - музыкантов. Музыкальность его стиха волновала и волнует композиторов потому, что кроме внешней звуковой формы, в его стихах, как сказал П.И. Чайковский, есть что-то, «проникающее в самую глубь души». И вполне вероятно, что музыкальность поэзии Пушкина обуславливается его обостренным восприятием с детских ранних лет звучности народных стихов, песен, былин, читаемых ему няней Ариной Радионовной.

Музыкальные впечатления поэта отвечали его потребности к звуковому воплощению текста. Однако о музыкальности самого Пушкина критики спорят. Мало сведений о его впечатлениях прослушанной им музыки, операх, романсах. Известно, что Пушкин не был музыкантом, не играл на музыкальных инструментах и не обладал певческим голосом. Но это не исключает его музыкальной одаренности, о чем говорят его «поющие» стихи.

Пушкин любил слушать музыку Моцарта, Россини, о чем писал:

«Он звуки льет, -они кипят, они текут, они горят».

Первое обращение к творчеству А. Пушкина принадлежит балетмейстеру большого театра в Москве А. Глушковскому. В 1821 году был поставлен балет «Руслан и Людмила», музыку к которому сочинил Ф. Е. Штольц. Через два года был поставлен балет композитора К. Кавоса «Кавказский пленник». А Пушкин был знаком с известным музыкантом, государственным деятелем своего времени М. Ю. Виельгорским, который написал музыку на стихи Пушкина «Старый муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль». При жизни поэта было написано 76 романсов, песен, многие из которых он слышал, такие как «Я помню чудное мгновенье» К. Гедике (1993г.), «Кубок янтарный» А. Даргомыжского (1827г.). В конце 20-х годов XIX века А. Пушкин встретился с М. Глинкой и, возможно, слышал его музыку. Выдающейся пианистке того времени Марии Шимановской А. Пушкин написал в альбом: «Из наслаждений жизни одной любви

Музыка уступает, но и любовь мелодия ...» Музыкальная лирика Пушкина проникнута искренностью, глубиной, откровением. Известные строки «Я Вас любил, любовь еще быть может...» волнует и сегодня сердца современников. Самым совершенным сочетанием стихов и музыки считается романс М. Глинки на стихи А. Пушкина « Я помню чудное мгновенье. Нет лучшего перевода пушкинского языка на язык музыки.

Поэзия в представлении Пушкина почти неизменно связана с музыкой, и прежде всего – музыкой природы. Не раз замечалось, что Пушкин постоянно отзывается на звучащий мир: шум волен, гул моря, звук голоса любимой, «звук ночной в лесу глухом», «приди, как дальняя звезда, как легкий звук, иль дуновенье». Одухотворенные стихи о природе «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Цветок», «Буря» образны, художественны, проникновенны. «Певучесть пушкинского стиха и пушкинской прозы вдохновляюще действует на мысль и чувство музыканта; одновременно зрительная осязаемость и реальность его концепции дают основу для плана музыкального произведения. Глубокая содержательность и законченность образов сочетаются с их красочностью, создаваемой органическим соединением звуковой стороны текста с внутренним замыслом, с мыслями поэта о жизни».

Правдивость, простота, жизненность чувств в поэтическом искусстве Пушкина создает синтез волшебных звуков, чувств и дум, необходимый для музыкально-прогрессивного развития музыкально-художественной культуры. Музыка А. Пушкина звучит в веках.

 

Театр и А.С.Пушкин

Болдино – одно из тех «говорящих» мест, которое расскажет о жизни известного человека больше, чем тома его биографий. Здесь время поворачивает вспять, и вы оказываетесь в эпохе Пушкина. В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк ХIХ века. В доме находится литературно-мемориальная композиция «Пушкин в Болдине».

Музей – квартира А.С.Пушкина- именно здесь после тяжелого ранения 29 января 1937 года скончался Александр Сергеевич.

Михайловское-музей-заповедник А.С.Пушкина - основан 17 марта 1922 года, когда на основании постановления Совета народных комиссаров, когда усадьбы Михайловское, Тригорское и могила поэта в Святогорском монастыре были объявлены заповедными.

Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:

Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Пушкинский музей в Москве.

Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.

Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.

Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Большой Ружейной улице (ныне — улица Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России. 

Совместная туркмено-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.

Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарове и Больших Вязёмах.

Парижская масонская ложа «Александр Сергеевич Пушкин» № 1101 (учр. в 1991 году), в составе Великой ложи Франции.

Всеросоюзный гуманитарный фонд имени А. С. Пушкина.

 Пушкинская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Санкт-Петербурга.

Художественные и телевизионные фильмы о жизни Пушкина на сюжеты его произведений

Вот уже 211 лет имя Александра Сергеевича Пушкина не сходит с уст детей и взрослых, школьников и учителей, студентов и преподавателей. Сказки великого русского поэта по-прежнему остаются неизменным символом детства в судьбе почти каждого русского человека. Сборники стихотворений Пушкина – первое украшение и достояние домашней библиотеки любого ценителя прекрасного. А «Евгений Онегин» по сей день может дать фору любому детективу Дарьи Донцовой в борьбе за место на прикроватном столике.

Пушкин остается популярным и в наши дни. Имя Пушкина увековечено не только на страницах учебников и многотомных литературоведческих исследований и в названиях улиц, его образ жив не только в портретах и скульптурах…За последние сто лет труды «солнца русской поэзии» и сама его жизнь нашли отражение и в кинематографе. На сегодняшний день существует около 21 экранизации его произведений (в том числе мультипликационных) и около 6 картин о жизни великого поэта.

Экранизации произведений Пушкина. А вы знали, что самой ранней из сохранившихся экранизаций стала картина 1909 года Василия Гончарова. Это был немой короткометражный фильм, снятый по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и либретто оперы «Мазепа».  Больше всего экранизаций у «Пиковой дамы» Пушкина – 4. Повесть «обогнала» даже «Евгения Онегина» и «Сказку о царе Салтане» (у них по 3 экранизации).  Впервые в создании фильма по мотивам произведения А.С. Пушкина приняли участие Чехия, Германия и Польша в 1986 году – это фильм Сергея Бондарчука «Борис Годунов».  А в 2000 году на экраны вышел британо-американский фильм «Онегин» режиссера Марты Файнс. Здесь в образе Евгения предстал Ральф Файнс, а роль Татьяны сыграла Лив Тайлер.  Одной из самых известных картин, снятых по произведениям Пушкина, является картина «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера 1979 года. В этом фильме сыграли культовые актеры советского кино: Владимир Высоцкий (Дон Гуан), Георгий Тараторкин (Чарский), Валерий Золотухин (Моцарт) Иннокентий Смоктуновский (Сальери, барон), Сергей Юрский (импровизатор), Леонид Куравлев (гробовщик, Лепорелло), Лариса Удовиченко (Луиза).

Фильмы о Пушкине

Интересно заметить… Первый фильм о жизни Пушкина появился в 1910 году в России. Его снял режиссер Василий Гончаров, уже известный к тому времени фильмом «Мазепа» (по мотивам «Полтавы» Пушкина). Фильм длился всего 5 минут, за которые зрителю показали дом, где родился Пушкин; сцену, когда Саша слушает сказки своей няни; годы его в лицее; чтение стихов в кругу писателей, среди которых узнаем Гоголя, Жуковского, Карамзина и др. Далее мы видим Пушкина у императора Николая I, вечер у Пушкина в доме, когда завязывается роковая для него сцена с Дантесом, его дуэль с Дантесом и последовавшая из-за полученной раны смерть поэта. О жизни Пушкина снят и один мультипликационный фильм Леонида Носырева, в основу которого положено одноименное произведение Бориса Шергина. 26-минутный мультфильм вышел на экраны в 2003 году. Недавно сняты новые картины о жизни Александра Сергеевича – «Пушкин. Последняя дуэль» и «18-14», рассказывающий о событиях в Царскосельском Лицее с 1814 по 1816 год, когда великий поэт был еще юным школяром. Фильм 2006 года «Пушкин. Последняя дуэль» охватывает период, предшествующий дуэли Александра Сергеевича Пушкина с Дантесом, саму дуэль, смерть поэта и расследование этого события. В этой картине образ великого поэта воплотил Сергей Безруков.

 Внимание режиссеров на протяжении всей истории кинематографа к творчеству и жизни великого поэта свидетельствует о том, что Пушкин всегда остается современным и интересным. Киноиндустрия всё время развивается. На смену «немому» и «черно-белому» Пушкину пришел цветной и говорящий. Возможно, на смену нарисованному царю Салтану вскоре придет 3D-шный цифровой? И, может, именно мы снимем «Евгения Онегина» или сыграем нового Петрушу Гринева! 

Увековечение имени поэта в названия городов, улиц, площадей, скверов

Топонимика

  • Город Пушкин Пушкинского района Санкт-Петербурга — до 1918 года Царское Село, до 1937 Детское Село. Город получил современное название в 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта.
  • Улица Пушкина – одна из самых коротких в городе Саратов – находится в центре. В 1937 году, в дни празднования 100-летия со дня гибели А.С. Пушкина, Малая Кострижная улица была переименована в улицу Пушкина. А не так давно на улице был установлен памятник писателю. Автором  скульптуры стал саратовский скульптор Владимир Степанов. 
  • Пушкино — посёлок в Советском районе Саратовской области.
  • Пушкинские горы — посёлок в Пушкиногорском районе Псковской области.
  • Пушкин — хутор в Красносулинском районе Ростовской области. Входит в состав Пролетарского сельского поселения.
  • Пушкин — военный аэродром вблизи города Пушкин.
  • Именем Пушкина названы улицы (Санкт-Петербург, Харьков, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Ереван, Рига и ещё ряд менее населённых городов России и стран бывшего СССР, а также в сербском Нови-Саде и македонском Скопье), площади (Москва), набережные в Москве и Таганроге, парки (Скопье).
  • Наиболее часто упоминаемый в связи с памятью А. С. Пушкина объект — Пушкинская площадь в Москве, получившая это имя в 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта. В 1950 году первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина, установленный на Тверском бульваре ещё в 1880 году, был перенесён на противоположную сторону Тверской улицы.
  • В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена. В Санкт-Петербурге - это «Пушкинская», расположенная рядом с Витебским вокзалом, откуда ведёт прямая железнодорожная ветка до Царского Села. В подземном вестибюле станции на фоне вида Царскосельского сада установлена скульптура сидящего на скамье поэта. Станция московского метро «Пушкинская» также оформлена как мемориальная. Её название связано с Пушкинской площадью, на которую имеется выход.
  • Пушкин-Тау — гора, расположена в республике Дагестан, в окрестностях города Избербаш.
  • Именем Пушкина названы также такие объекты, как малая планета (2208) Пушкин и кратер на Меркурии.

Учреждения и организации

  • Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:
  • Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).
  • Пушкинский музей в Москве.
  • Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.
  • Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.
  • Межпоселенческая центральная районная библиотека в Гатчине (с 2004 года).
  • Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.
  • Немецкое Пушкинское общество (Deutsche Puschkin-Gesellschaft e.V.).
  • Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Большой Ружейной улице (ныне — улица Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России.
  • Совместная туркмено-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.
  • Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Захарове и Больших Вязёмах.
  • Парижская масонская ложа «Александр Сергеевич Пушкин» № 1101 (учр. в 1991 году), в составе Великой ложи Франции.


Астрономия

(2208) Пушкин — астероид главного пояса, который был открыт 22 августа 1977 года советским астрономом Н.С.Черных в Крымской астрофизической обсерватории и назван в честь великого русского поэта А.С.Пушкина.

Свой оборот вокруг Солнца этот астероид совершает за 5,76 земных года.

  Результаты анкетирования

 С целью выявления интереса учеников к творчеству А. С. Пушкина ,было проведено анкетирование среди обучающихся 8-11 классов, всего приняли участие 22 ученика.

  • Вопрос 1. Знаете ли вы кто такой А.С.Пушкин?
  • нет– 0 из 22
  • да –  22
  • Вопрос 2. Назовите несколько  произведений А.С . Пушкина?
  •  «Сказка о золотом петушке»- 11 из 22
  • «Сказка о царе Салтане» - 16из 22
  • « Сказка о рыбаке и рыбке» - 22 из 22
  • Сказка: « «Руслан и Людмила» - 9 из 22
  • «Евгений Онегин» - 13 из 22
  • «Борис Годунов» - 3 из 22
  • Вопрос 3. Назовите  произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку.
  • Не назвали – 20 из 22
  • Назвали – 2 из 22  (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», ).
  • Вопрос 4. Как вы думаете , нужно ли изучать произведения  А. С. Пушкина в школьной программе?
  • Да  - 22 из 22
  • Нет  - 0 из 22

Вывод

Я думаю, что образ Пушкина останется таким же популярным и в будущем. И ещё немало композиторов, режиссёров,  художников, писателей  будут вдохновляться на создание своих произведений образом Александра Сергеевича.

Список используемой литературы.

  • Смирнова Э. “Русская музыкальная литература” –
  • М.: Музыка, 2001.
  • Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.
  • http://pyshkin-literatyra.ru/index.html
  • http://create-daydream.narod2.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская работа. Тема: Экологическое состояние Вержнего пруда г.Дзержинский.

Цель работы: 1. Установить степень антропогенного влияния населения на экологическое состояние верхнего пруда города Дзержинского. 2.Узнать о состоянии экосистемы пруда....

Проектно- исследовательская работа Тема: «Правила речевого и общего этикета Великобритании»

Проектно- исследовательская  работа Тема: «Правила речевого и общего этикета Великобритании»...

Интеллектуальная игра в формате "Что?Где?Когда?" по литературе на тему "Пушкин - наше всё!"

Методическая разработка интеллектуальной игры по литературе в формате "Что?Где?Когда?" по творчеству А.С.Пушкина...

Исследовательская работа на тему "Пушкин и физика"

Такие физические явления, как свет, звук, тепло, холод, волны и т. д., требуют не только рационального познания, но и чувственного. Физика и искусство настолько точные и многообразные области науки, ч...

Исследовательская работа "Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Выстрел»

Цель: показать, как Пушкин раскрывает тему судьбы в повестиЗадачи: проанализировать мотивы поступков главных героев повести, выявить особенности сюжета и композиции, сравнить характеры главных героев,...

Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК....

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ» Номинация: « Археология» Тема работы: « Наши находки »

Работа содержит исследование школьного  музейного экспоната. Автор в своем исследовании опирается на книги известных смоленских авторов на тему археологии Е.А. Шмидта,Ю.Г. Иванова, Е.Н.Агинской и...