исследовательский проект по произведениям А.Пушкина и М.Лермонтова "ПРОРОК"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) по теме

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ: __________________________    Исследовательская работа 10 класс  Дата выполнения:________
Тема: «В чём выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и поэзии?
Цель работы: в результате аналитической работы с текстом сформулировать ответы на вопросы: Почему тема поэта и поэзии занимает в творчестве поэтов видное место? Как они смотрят на задачи поэзии? Каким рисуют они образ истинного поэта?
 
Вопросыизадания
  Ответы   
  А.С.Пушкин «Пророк» М.Ю .Лермонтов «Пророк»   
1.Какая тема объединяет стихотворения?
 
  
2.Какова роль поэта и поэзии? Подтвердите свои выводы текстом.  Каким рисуют они образ истинного поэта?   
3.В чём видят назначение поэта авторы? Каким даром обладает поэт?
Можно ли считать лирического героя тождественным автору?
 
 
 
  
4.Какие  сходства и отличия в стихотворениях вы можете назвать?            (в сюжете, композиции, ИВС, размере, рифме)
 
 
 
 
  
Вывод:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
А.С.Пушкин «Пророк» М.Ю.Лермонтов «Пророк»   
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,-
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился. 
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы, 
Как у испуганной орлицы,
Моих ушей коснулся он,-
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык, 
И празднословный и лукавый,
 И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой,
И он мне грудь рассёк мечом, 
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую  водвинул.
Как труп в пустыне я лежал, 
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли, 
Глаголом жги сердца людей»                                                             1826 год С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка, 
В очах людей читаю я
Страницы злобы и пророка.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне   тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня, 
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример  для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»                                                         1841 год
Дайте определения: 
Лирический герой – 
Романтизм – 
 
                                «Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта – пророка».                                                                                                                       Б.М.Эйхенбаум
            Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведённый до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей пророческой миссии наиболее отчётливо выразилось пушкинское начало.                                                                                                            Г.П.Макогоненко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательский проект : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""

Защита проекта  ученика 9 "а" класса Белецкого Максима по  теме : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"".  Видеозапись фрагмента урока...

«За страницами художественных произведений» (исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»).

«За страницами художественных произведений»(исследовательский проект по романам Вальтера Скотта «Айвенго» и Александра Дюма «Три мушкетера»)....

Исследовательский проект "Последняя дуэль А.С. Пушкина".

Тема проекта:        "История последней дуэли А.С. Пушкина"                   Ав...

Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)

Тема  исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....

Творческий проект "Герои произведений Пушкина

Методическая разработка творческой мастерской по литературе для 7 классов. После прочтения произведений Пушкина ребятам предложено создать из подручного материала героев этих произведений....

Исследовательский проект на тему: «Пушкин - наше все»

Проект исследовательский, рассчитан на учащихся 5-11 классы, относится к образовательной области литературы,  изобразительного искусства, музыки и МХК....