Урок литературы в 8 классе "Бессмертная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" (обобщение)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Цель урока:
- Закрепить и обобщить пройденный материал, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии.
Задачи:
- Формировать интерес к творчеству Н.В.Гоголя; выделять элементы сюжета, анализировать образы-персонажи с учетом авторской позиции.
- Развивать память и внимание учащихся, владение приёмами устной монологической и диалогической речи.
- Воспитывать любовь к литературе и художественному слову, честность, уважение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gogol_n.v._revizor.rar | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Авериной Надежды Петровны,
учителя русского языка и литературы
Дьячинского филиала МБОУ Алгасовская СОШ Моршанского района
Класс: 8
Предмет: литература.
Учебник: Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч. 1. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2012. – 400 с.
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. Н.В.Гоголь.
Слайд 1.
Тема урока: Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» (Обобщающий урок).
Слайд 2.
Цель урока:
- Закрепить и обобщить пройденный материал, углубить понимание идейно-художественного богатства комедии.
Слайд 3.
Задачи:
- Формировать интерес к творчеству Н.В.Гоголя; выделять элементы сюжета, анализировать образы-персонажи с учетом авторской позиции.
- Развивать память и внимание учащихся, владение приёмами устной монологической и диалогической речи.
- Воспитывать любовь к литературе и художественному слову, честность, уважение к окружающим.
Планируемые результаты:
предметные: повторить, закрепить и обобщить пройденный материал, организовать работу по восприятию комедии и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к родной культуре; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: обобщение, повторение и систематизация изученного материала, урок-презентация с элементами аналитической беседы и обобщением полученных знаний.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование:
компьютер, проектор, учебник;
портрет Н.В.Гоголя;
мультимедийная презентация.
Слайд 4.
Эпиграф:
Сатира - это оскорблённая любовь: к людям,
к родине или к человечеству в целом.
Ф.Искандер.
Горьким словом моим посмеются.
Пророк Иеремия.
І. Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 5.
ІІІ. Вводное слово учителя.
Мы завершаем с вами изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». На сегодняшнем уроке нам необходимо обобщить знания о героях комедии.
Читаю высказывание К.Федина о Н.В.Гоголе.
Гоголь! Вечный спутник отрока, юноши, мужчины и женщины, школьника, недавно овладевшего грамотой, и старца, умудренного знанием жизни. Ни один другой писатель не закрепил после себя навечно такого числа ходячих героев, как Гоголь.
И что за разнообразие! От широчайшей натуры богатыря, неустрашимого патриота Тараса Бульбы до прижимистой Коробочки. От простодушного Хомы Брута до Хлестакова, который решительно не нуждается ни в каком эпитете, потому что сам сделался непревзойденным эпитетом для всяких свистунов, бахвальщиков, не брезгующих и смошенничать и словчить.
У Н.В.Гоголя всегда было страстное желание служить на благо родины. Он поклялся ни одной минуты не прожить даром.
Гоголь обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое, преображаться в героев своих озорных шуток. Любовь к театру и литературе он пронес через всю жизнь. И был убежден, что спасение от всех недугов в вечном труде. Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет.
- Кто подсказал Гоголю сюжет «Ревизора»? (А.С.Пушкин)
Слайд 6.
19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра в Петербурге состоялось первое представление «Ревизора». Выходя из ложи, Николай 1 заметил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне – более всех!»
Сегодня на уроке каждый из вас сможет проверить, насколько хорошо он знает комедию Гоголя «Ревизор», ее героев и их характеры, как умеет ориентироваться в тексте.
Слайды 7 - 62
ІV. Основная часть. Игра.
Правила игры.
Игра состоит из 4 туров.
В игре принимают участие 2 команды.
Участники игры отвечают на вопросы, выполняют задания.
За правильные ответы участники получают жетоны.
Побеждает команда, получившая наибольшее количество жетонов.
Содержание игры.
1 тур. Разминка.
2 тур. Угадай портрет.
3 тур. Кому принадлежат эти высказывания?
4 тур. Тест.
1 тур. Разминка.
- Куда ехал Хлестаков из Петербурга? (В Саратовскую губернию, в свою деревню Подкатиловку.)
- Кто из чиновников брал взятки борзыми щенками? (Судья.)
- Как звали дочь Городничего? (Марья Антоновна.)
- На какое строение были выделены деньги городу, но стройка так и не началась, а в отчете написано, что оно сгорело? (Церковь.)
- На кого похожи больные в богоугодных заведениях? (На кузнецов.)
- Кто из чиновников был не только взяточником, но ещё и доносчиком? (Земляника.)
2 тур. Узнай портрет.
- «Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, без царя в голове». (Иван Александрович Хлестаков.)
- «Оба низенькие, коротенькие, любопытные, говорят скороговоркой». (Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский.)
- «Человек «пожилых лет», смотрит вниз, в разговоре с барином принимает грубое выражение». (Осип, слуга Хлестакова.)
- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг, потому несколько вольнодумен, говорит басом с хрипом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». (Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.)
- «Очень толстый, но при всём том проныра и плут, услужлив и суетлив». (Артемий Филиппович Земляника.)
- «Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие» (Анна Андреевна.)
Музыкальная пауза.
XIX век не зря называют «Золотым» веком русской культуры. Он славен именами не только писателей, но и композиторов. Это Михаил Иванович Глинка, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Александрович Римский-Корсаков, Пётр Ильич Чайковский и другие.
Звучит «Вальс цветов» Чайковского.
3 тур. Кому принадлежат эти высказывания?
- «Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». (Хлестакову Ивану Александровичу.)
- «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, ещё даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь». (Городничему Сквозни'к-Дмухано'вскому Антону Антоновичу.)
- «Знаю, знаю. Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: Смерть люблю узнать, что есть нового на свете». (Почтмейстеру Иван Кузьмичу Шпекину.)
- «А как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда». (Ляпкину-Тяпкину Аммосу Фёдоровичу.)
- «Не приведи Бог служить по учебной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочестя показать, что он тоже умный человек». (Луке Лукичу Хлопову.)
- «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щёлочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки…» (Бобчинскому Петру Ивановичу.)
4 тур. Тест.
- Произведение «Ревизор» по жанру
А) роман
Б) комедия
В) трагедия
Г) драма
2. Какое произведение не принадлежит Гоголю?
А) «Тарас Бульба»
Б) «Ночь перед Рождеством»
В) «Мёртвые души»
Г) «Мцыри»
3. Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?
А) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
Б) «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»
В) «Береги честь смолоду»
Г) «Стрелялись мы»
4. Хлестаковщина – это
А) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова
Б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными
В) история любви Хлестакова и Марии Антоновны
Г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжёт
5. Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы
А) 23 года
Б) 32 года
В) 36 лет
Г) 39 лет
6. Гоголь считал, что в комедии единственное честное, благородное лицо
А) грех
Б) смех
В) страх
Г) мрак
Если вы сегодня улыбались, значит, день прожит не зря.
V. Подведение итогов.
Слайд 63.
VI. Рефлексия.
Ответьте на вопрос: Почему комедию Н.В.Гоголя «Ревизор» называют бессмертной?
Гоголь поставил высокую гражданскую цель, создавая комедию. Хотел собрать всё дурное и за один раз над всем посмеяться. Комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению.
Конечно, в нашем окружении есть люди с такими чертами характера, которые нам не нравятся. А что, если каждый критически посмотрит на себя со стороны и честно признается, что и у него есть какие-то недостатки морального плана. Ведь никто из нас не идеален. Каждый когда-то совершал поступок, за который потом было стыдно перед окружающими. И даже если об этом никто не знает, собственная совесть не даёт покоя. Но если человек задумывается над своими поступками, значит, не всё потеряно.
Слайд 64.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение «Сам себе ревизор».
Слайд 65.
Спасибо за работу! Урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Вступление ( слайд - портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским) Где он? Где друг? Кого спросить?...
Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...
Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями. Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями.Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».Цели и задачи урока:- обобщение знаний после изучения комедии Грибоедова «Го...
Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»
Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...