Открытый урок в 11 классе по родной русской литературе. Подготовка к итоговому сочинению. Направление "Добро и зло"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Данный урок служит подговкой выпускников 11 классов к итоговому сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epigraf_nashego_uroka.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока – подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе
( в формате итогового сочинения ИС) в рамках тематического направления «Добро и зло».
Задачи урока:
Образовательные
-формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.
Развивающие
-систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;
- развивать умение создавать собственные тексты-рассуждение, работать с ассоциативными рядами, умение подбирать синонимы и выделять ключевые слова;
- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;
-развитие внимательности и собранности.
Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний и умений.
План урока
1.Организационный момент, введение в тему.
2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.Обобщение и систематизация знаний.
5.Работа по теме урока (применение знаний и умений)
6.Практическая работа и её контроль. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Рефлексия.
8. Анализ и итог урока.
9.Домашнее задание.
Ход урока
Эпиграф нашего урока:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Организационный момент.
Добрый день уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята, садитесь. Ребята, сегодня урок литературы будет посвящен подготовке к итоговому сочинению по одному из направлений. Урок предлагаю начать с притчи.
Ведение в тему урока
Добро и Зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я»-сказало Зло
« Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги , мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою не гроша
Для всех людей важна душа
Я вилы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю, что еще сказать…
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далеких пор
Не оставляют этот спор .
Учитель: О чем эта притча? (ответы детей)
Учитель : Какова её тема?
Основная мысль? (ответы детей)
Учитель : Кто определил направление ИС , по которому мы будем сегодня работать на уроке? (ответы детей)
2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
Сочинение – это творческая работа, нам предстоит написать сочинение- рассуждение на одну из предложенных тем.
- Что для нас будет самым важным в сочинении?
1.Понять тему.
2.Сформулировать идею.
3.Продумать аргументы.
Именно эти моменты будут в центре нашего внимания.
3.Актуализация знаний.
Учитель : Как вы уже правильно определили, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях направления «Добро и зло» ИС. Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?
Добро и зло! Это особые слова. Эти понятия очень условные, это, прежде всего, ориентир на общечеловеческие ценности. Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность.
Учитель : Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
Учитель : Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории, всей жизни. Мы живем с вами на планете Земля, где существует добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. Мне бы хотелось, чтобы на нашем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий добра и зла.
Вспомним комментарий с сайта ФИПИ к данному тематическому направлению ИС 2019-2020уч.г. (на слайде зачитываем)
Выход на определение (понятие детьми этих определений).
Учитель : Что такое добро, что входит в это понятие?
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом «добро»?
-Какие синонимы можете привести к этому слову?
- Какие глагольные сочетания и выражения можно использовать со словом «добро» при написании ИС?
Учитель : Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом «зло»?
-Какие синонимы можете привести к этому слову?
- Какие глагольные сочетания и выражения можно использовать со словом «зло» при написании ИС?
Учитель : Заглянем в книгу мудрости - в толковый словарь С.И.Ожегова.
« Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»
«Зло- нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
4. Обобщение и систематизация знаний.
-А сейчас мы с вами рассмотрим примеры литературных произведений по данному направлению. Из разъяснений ФИПИ к критерию№2 мы знаем, что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании ИС - рассуждения. Это могут быть художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика и другие источники отечественной или мировой литературы.
5.Работа по теме урока (применение знаний и умений)
- Рассмотрим некоторые разделы этого направления. Какие качества, чувства помогают совершать добрые дела. Вспомним фрагменты из произведения
М. Горького «Старуха Изергиль» -Легенда о Данко.
Слайд читаем.
-Какой микровывод мы можем сделать по данному аргументу при написании сочинения.? За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасённых соплеменников. Смелость и бессстрашие, великодушие, отзывчивость, готовность пожертвовать собой ради людей, помогают нам совершать добрые поступки.
Вот такие пословицы приходит на ум, вспоминая подвиг Данко.
«Добро не лихо: бродит по миру тихо» или
Умирают люди, а хорошее дело никогда!
Ребята, а сейчас я предлагаю вам просмотреть фрагмент фильма. Вы должны узнать художественное произведение, назвать его и указать автора. Подумайте какой вывод можно сделать из данного произведения.
Просмотр «Судьбы человека».
Вывод: война открывает лучшие качества человека, это произведение показывает нам, что и на войне, во время кровопролития есть люди, которые совершают добро. Этот эпизод даёт возможность показать, что если у человека в душе есть добро, то ничего не сможет превратить его сердце в камень. Именно поэтому Андрей Соколов не позволил бедствовать сироте Ване, приютил его, проявил заботу к нему , как к собственному сыну.
Просмотрим ещё один фрагмент «Уроки французского».
Какое это произведение? Валентин Распутин.
Вывод: сострадание, бескорыстие, забота не дают нам пройти равнодушно мимо чужого горя.
Прочитаем отрывок из произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Какой вывод мы можем сделать? Любовь построенная на эгоизме одного из партнёров несёт зло.
Прочитаем отрывок из произведения М.Горького «Старуха Изергиль» Легенда о Ларре. Эта легенда нам показывает насколько человек бывает высокомерным, эгоистичным, гордым. Это всё несёт зло самому человеку.
На ум приходит пословица «Делая зло, на добро не надейся».
6.Практическая работа и её контроль. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Ребята, а сейчас мы с вами переходим к практической части нашего урока. Я предлагаю вам 2 темы ИС по направлению «Добро и зло». Вы выбираете, обдумываете, выделяете ключевые слова и т.д. План работы над ИС вы хорошо знаете. Попробуем написать к ИС вступление и 1 аргумент.
Кто какую тему выбрал? Какие ключевые слова выделили? О чём будете писать, какой тезис доказывать?
Напишите вступление к вашему сочинению и сделайте переход к аргументации. 5-6 мин.
Помните, что вступление важная часть композиции сочинения.
Зачитываем.
Распишите один аргумент и сделайте переход ко второму. 8-10 мин.
Помните, что каждый аргумент строится по схеме: тезис- доказательство- микровывод.
Зачитываем. Обсуждаем.
7. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
-Как вы думаете, мы цели достигли?
-Какие трудности вы испытывали на уроке, на каком этапе?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (выставляют оценки)
-Оцените своё эмоциональное состояние на уроке: спокойное рабочее, безразличное, тревожное?
8. Анализ и итог урока.
Да, мне тоже понравилось, как вы работали на уроке, все старались. Молодцы!
Просмотр притчи. Всё в ваших руках, творите добро. Оно слагается из многого. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем мире. Помните, что добрый человек выше и духовно чище всех остальных.
Я желаю вам удачи на экзамене и , чтобы каждый из вас получил доброе слово «зачёт» при оценивании ИС.
9.Домашнее задание.
Дома вы продолжите написание сочинения, допишите второй аргумент и заключение. Сдать сочинение в пятницу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Конспект открытого урока 6 класс. Тема: Первые русские князья
Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...
КТП для ИО в 8 классе по родной (русской ) литературе
КТП для ИО в 8 классе по родной (русской ) литературе...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)
Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...
Методическая разработка по русскому языку "Подготовка к итоговому сочинению" (8-9 классы)
Работа с текстом на уроке русского языка....
«Подготовка к итоговому сочинению на уроках русского языка и литературы (формулируем тезис и комментируем его)» 10 класс
научить учащихся писать тезис сочинения; развить навыки работы над сочинением; развить речь через формулировку своего мнения (тезиса); воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду....