ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)
план-конспект урока по краеведению (9 класс)

Фаустова Ольга Николаевна

Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Великой Отечественной войны,  с краеведением, с поисково-исследовательской деятельностью, а так же готовятся к итоговому собеседованию по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елецкая наступательная операция | Централизованная библиотечная система  города Ельца

Технологическая карта.

Тип урока: Интегрированный урок по истории (краеведению) и русскому языку (подготовка  к итоговому собеседованию). Рассчитан на 2 часа.

Формируемые УУД: Предметные  - проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; уметь  анализировать текст (в том числе с аудио-видео-прослушиванием); работа по темам  синтаксиса, морфологии, орфоэпии, с текстами, вопросами, монологами, диалогами в контексте подготовки к итоговому собеседованию, ОГЭ; уметь  работать с сочинением-рассуждением.

Метапредметные: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, использовать различные источники информации, представлять результаты своей деятельности, проявлять готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

  Личностные: воспитывать патриотизм через использование различных видов и форм учебной деятельности; осознавать свою идентичность как граждан страны, осваивать гуманистические традиции и ценности общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Л  - личностные  П- познавательные  Р- регулятивные   К- коммуникативные

Форма проведения – Интегрированный урок с применением ИКТ (презентация, видеофильм).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office Power Point; черновики, тексты  приложение 2 видео «Елецкая наступательная операция»(https://www.youtube.com/watch?v=GCawkxTVfQ&ab_channel=%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%A6%D0%A2%D0%9); 2 приложение 3 викторина «Елецкая наступательная  операция»; приложение 4  КИМ с текстами итогового собеседования; приложение 5 «Критерии оценивания заданий итогового собеседования); приложение 6 «Рефлексия»; приложение 7 сообщения учащихся

№ п\п

Этапы урока

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Созданиеусловий для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует  требования к  ученику со стороны учебной деятельности (надо!), устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

–Добрый день, ребята! Посмотрите на парты: готовы ли вы к работе?

Ученики приготовились к уроку, настроились на работу, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности – (Л);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

2

3.

4.

5

Актуализация знаний

1. Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Работа по теме

1.Тема: «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ -  ЕЛЕЦ»

Интегрированный урок по истории (краеведению) и русскому языку (подготовка к итоговому собеседованию).  

2.Целеполагание

Реализация  1 части построенного проекта

1.Первичное восприятие информации

2. Вторичное восприятие информации

3.Самопроверка. Выявление места и причины затруднения

4. Закрепление знаний (по истории) Работа с вопросами викторины «Елецкая наступательная операция»

5. Рефлексия деятельности Подведение итогов викторины

6. Подведение итогов реализации 1 части проекта

Реализация  2 части построенного проекта

1.Первичное восприятие информации. Чтение текста

2. Пересказ текста с вставкой высказывания

3.Самопроверка. Выявление места и причины затруднения

4.Монолог

5. Самооценка.

Выявление места и причины затруднения

6. Диалог

Активизация мыслительных операций учащихся, познавательных процессов (внимание, речь, память, мышление).

Организация изучения истории своего края, подготовки к повторению, с целью подготовки к итоговому собеседованию

Слайд 1 Сегодня у нас необычный урок. Я надеюсь, что мы плодотворно поработаем, и наш урок пройдет в дружеской теплой атмосфере. Урок рассчитан  на 2 части: 1- историческая- 2 подготовительная к итоговому собеседованию. В 1 части вы должны быть особенно внимательны, т.к. полученная информация пригодится при работе во 2 части урока.

      Ребята, урок я начну со слайда презентации. Перед вами 3 картинки. Определите: к какому городу относятся  эти достопримечательности?

Послушайте отрывок из стихотворения

«Елец»  нашей землячки Людмилы Тихомировой   

-Какова основная мысль текста?

-Обратите внимание на 1 строку отрывка и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

Слайд 2- 3 «ГОРОД   ВОИНСКОЙ СЛАВЫ  -  ЕЛЕЦ»

Интегрированный урок по истории (краеведению) и русскому языку (подготовка к итоговому собеседованию).  В этом году исполняется 80 лет Елецкой наступательной операции. Урок полностью будет посвящен этому событию.

Сформулируйте цели урока.

- изучить ход Елецкой наступательной операции, выяснить причины поражения немцев в декабре 1941 года, узнать, какой вклад внесли ельчане в Победу над врагом.

-  закрепить умения анализировать текст,

- закрепить навыки работы с тестовыми заданиями,

-  развивать навыки работы в парах группе, индивидуально;

-  воспитывать доброе отношение и уважение к  героям Великой Отечественной войны; к городам, выстоявшим в тяжелый для страны период. Молодцы!

       А начнем мы с истории (часть 1 занятия). Вы должны быть очень внимательными на уроке, записывать  в черновик важные даты, события, т.к. после знакомства  с историей Елецкой наступательной операции, будет викторина. А уже после мы перейдем к части 2 (подготовка к итоговому собеседованию).

Проверка домашнего задания. Сообщения учеников.

Предлагаю посмотреть видео «Елецкая наступательная операция» Приложение 2  

Слайд 4-5 Фотографии

- Почему немецкое командование стремилось захватить наш город?

Слайд 6

-Назовите дату захвата немцами Ельца

-Кто разрабатывал план Елецкой наступательной операции и каков ее замысел?

Молодцы! А сейчас вам предстоит самостоятельная работа над викториной «Елецкая наступательная операция» Приложение 3  по группам (2 группы). Та группа, которая справиться с заданием лучше и наберет больше правильных ответов, получит призы в виде открыток с достопримечательностями Ельца.

Вы хорошо поработали. Молодцы! Подведем итоги:

-Какие причины победы войск Красной армии в Елецкой наступательной операции мы выделим?

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод. Лучшие качества нашего народа проявились в годы Великой отечественной войны: беспримерная доблесть, несгибаемое мужество, массовый героизм.

Наши отважные земляки не только помогали бойцам Красной армии освободить Елец. Некоторые из них (Аня Гайтерова, Володя Быков, Лиза Кириллова, Борис Сидельников) добровольно вступали в ряды Красной армии и продолжили гнать фашистов на запад.  Как и весь советский народ, наши земляки воевали за правое дело и заслужили почет и уважение на все времена.

А теперь приступим ко 2 части нашего урока по данной теме. Мы продолжим работать по ней добывая новую информацию, анализируя и применяя изученное.

Повторим содержание устного собеседования Слайд 7

Приступаем к 1части Содержание «Чтение  текста». Попрошу вернуться к последнему вопросу нашей викторины:  командующим Западным фронтом в Елецкой наступательной операцией был назначен Маршал Советского Союза  Семен Константинович Тимошенко (КИМы на столах) Приложение 4

Учитель советует: прочитайте инструкцию, прочитайте текст. О ком он?

-Вспомните, как оценивается чтение учащихся,  критерии оценки

Слайд 8-9

Учитель обращает внимание: обратите внимание на правильное произношение числительных и труднопроизносимых слов

Учитель комментирует 2 задание «Пересказ» и организует деятельность учащихся

-Куда логично по смыслу  вставить высказывание  С.К. Тимошенко? Молодцы! Оцените себя по критериям

Проверка ответов по Слайду 10

Самоконтроль. Оцените свои ответы. Молодцы!

Учитель направляет коррекционную работу.

-Что такое монолог? Молодцы! Следующее задание: подготовить монологическое высказывание по 1 из 3-х заданий.

Вспомните отличительные особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение

Учитель организует работу по группам: класс делится на 3 группы, каждая готовит 1 задание

В монологе должно быть не менее 10 предложений, текст соответствовать типу речи, композиции построения

Прослушивание монологов

Учитель направляет коррекционную работу.

Молодцы!

-Что такое диалог?

Учитель организует самостоятельную работу учащихся по вопросам КИМа

Воспроизводят и закрепляют свои знания, умения, навыки.

Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу)

Елец. 1. Вознесенский собор. 1845

2. Часовня-памятник в честь 850 -летия Ельца

3. Медаль «Елец – город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» ,  к 70 -летию Елецкой наступательной операции

Читает наизусть ученица Приложение 1

Героическая доблесть нашего народа,  города Елец

«ГОРОД   ВОИНСКОЙ СЛАВЫ -  ЕЛЕЦ»

Запись темы в тетрадь.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Приложение 7   Рассказывает 1учащийся

Учащиеся слушают, смотрят и делают записи в черновик.

2 и 3 учащиеся  дополняют информацию  сообщениями

Елец – это крупный железнодорожный узел, и, захватив его, немецкое командование рассчитывало нарушить снабжение войск Красной Армии. Ведь зачастую исход битвы зависел от того, вовремя ли подвезут боеприпасы или подъедут резервные войска.

Елец был захвачен фашистами 4 декабря 1941 года

План Елецкой наступательной операции разрабатывал командующий Юго-Западным фронтом С. Тимошенко. Замысел операции прост: ударом по сходящимся направлениям окружить и уничтожить врага. Затем выйти в тыл 2-ой танковой армии Г. Гудериана

Учащиеся в группах  работают с викториной.

Дети высказывают предположения.

1. Продуманный план Елецкой наступательной операции.

2. Соблюдение секретности при переброске войск Красной армии.

 3. Применение новейшего вооружения.

4.Подготовка войск Красной армии к действиям в условиях суровой зимы или неподготовленность немецких войск к ведению боевых действий в условиях суровой зимы (отсутствие зимних комплектов одежды).

5.Героизм солдат Красной армии.

Учащиеся рассказывают

Проверка чтения вслух нескольких учащихся. Остальные оценивают по критериям (Приложение 4-5) Слайд 10

Подготовка к пересказу.

Работа в парах: пересказывают текст друг другу.

В конце текста. Проверка 1-2 (и слабого и сильного) уч-ся по пересказу с правильным употреблением высказывания.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Оценивают, находят ошибки. Самооценка. Проверка по слайду

Монолог-речь одного человека.

1 группа: 1. «Елец 9 декабря 1941 года» (описание картины), которую написал в 1975 году художник Харис Якупов, участвовавший в освобождении Ельца.

2 группа:  Герои Елецкой наступательной операции (повествование, рассказ)

3 группа:  3.  Ливийский революционер Каддафи говорил: «Герои истории - это личности, жертвующие собой во имя общего дела». Согласен ли ты с его утверждением? (рассуждение по поставленному вопросу)

После подготовки прослушивание монологов (по желанию учащихся). Самооценка, оценивание по критериям

Диалог- разговор двух и более человек. Учащиеся самостоятельно готовят ответы на вопросы, затем формулируют их вслух. Остальные оценивают ответы по критериям.

Мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение)-П;осознанные и произвольные речевые  высказывания – К; волевая саморегуляция  в затруднении, контроль, коррекция, прогнозирование – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции - К  

Самостоятельное выделение и формирование темы, цели, планирование, прогнозирование-Р;

Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Развитие монологической речи -К

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь выражать свое мнение-К;  построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез-Л; решение проблем поискового характера-П.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь выражать свое мнение-К;  построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез-Л; решение проблем поискового характера-П.

Умение  сверять свои действия с целью- Р

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами- К. Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Умение  сверять свои действия с целью- Р

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами–К

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами - К

-поиск  и выделение необходимой информации- П.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь выражать свое мнение-К;  построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез-Л; решение проблем поискового характера-П.

Умение  сверять свои действия с целью- Р

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами- К

Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Умение  сверять свои действия с целью- Р

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами–К

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами - К

-поиск  и выделение необходимой информации- П.

6

Физкультминутка

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза

Учащиеся повторяют команды учителя

Умение работать  и выполнять движения в коллективе-К

6

Включение в систему знаний, повторение и закрепление.

1.Работа по созданию текста

2.Самостоятельная работа с самопроверкой.

3. Проверка чтения текста  и самооценка.

4.Выявление места и причины затруднения.

Учитель выступает в роли организатора.

 

Вам самостоятельно предстоит выполнить работу на закрепление изученного, написав развернутый (сочинение), ответив на вопрос (по выбору)

1.Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?

2. Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории?

 Если возникнут вопросы, поднимите руку, я помогу.

Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Учитель советует: оцените свою работу, поставив по баллу за правильный ответ. Молодцы!

-В чем вы видите затруднения?

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения(чему учиться)

Самостоятельно работают с сочинениями , письменно ведут записи в тетради.

Учащиеся работают с текстом. Решают причину затруднения, пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Самооценка своей работы.

Мыслительные операции – П;

-поиск  и выделение необходимой информации- П.

Установление причинно – следственных  связей -П;Развитие связной  письменной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться  подтверждать аргументы фактами- К Саморегуляция  в затруднении, контроль, коррекция, прогнозирование – Р;

Мыслительные операции – Умение преодолевать трудности в выполнении –Л.

7

Итоги урока

Рефлексия учебной деятельности

 Давайте подведём итог нашего урока. -По какой теме мы работали?  

-Каковы были цели урока? Достиг ли урок их?  

-Что повторили на уроке?

- А теперь в карточке «Рефлексия» подчеркните выбранный ответ (Приложение 6)

В заключении предлагаю послушать отрывок из стихотворения М. Глазкова:

 Когда б они в железном сорок первом
Не встали под губительный свинец, -
Сейчас для нас, оставшихся, не пел бы
На голубой черёмухе скворец.

Выводы: Елец стал первым крупным городом, освобожденным от немецкой оккупации. В боях за Елец немцам был нанесен первый серьезный удар с начала войны. В боях в районе города Ельца были полностью разгромлены две пехотные дивизии противника, который потерял на поле боя, по разным данным от 12 до 16 тысяч убитыми и ранеными. Советские войска захватили 150 орудий, 250 пулемётов, свыше 700 автомашин и много другой техники. И в этом великая заслуга наших воинов и командиров, которые, превозмогая страдания, ранения, боль, смерть, стояли насмерть, чтобы мы жили в мире. За проявленное мужество, стойкость Елец заслуженно  награжден медалью «Город воинской славы».

Вы сегодня все хорошо поработали. Оцените свою работу за весь урок.

Молодцы! Вы хорошо поработали, думаю, хорошо справитесь и  с итоговым собеседованием.

Оценивают свои результаты.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Выставление оценок за активную работу

Рефлексия способов и условий действий – П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе  критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

8

Домашнее задание

Учитель определяет  дифференцированное домашнее задание  для самостоятельной работы Слайд 11:

1)Прочитать одну из предложенных книг:

- Томилин В. Н. Елецкая операция и ее роль в крушении германской стратегии «молниеносной войны»

- Ляпин Д. А. Оккупация и освобождение Ельца глазами очевидцев (3-9 декабря 1941 года)

- Иванов С. П. «Елецкий котел»

2) Создать проектную работу по теме «Елецкая наступательная операция» (брошюру, газету, буклет, презентацию)

Запись дифференцированных заданий в дневники

Планирование, прогнозирование –Р

Оценивание трудности выполнения –Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы

Данный  урок  предназначен  для  обучающихся  10  класса, тема "Дни  воинской  славы"...

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Старый Оскол – город воинской славы. презентация к уроку краеведения

Старый Оскол – город воинской славы. презентация к уроку краеведения. Город воинской славы - это почетное звание, присвоение которого установлено Федеральным законом РФ от 9 мая 2006. Оно пр...

Города-герои и города воинской славы. Справочный материал

Представлен  краткий -информационно справочный материал по городам-героям,  и городам воинской славы России.Звание «город-герой» стали получать с середины 1940-х годов те города СССР, жители...

Елецкая наступательная операция

изучение  хода Елецкой наступательной операции, причин поражения немцев в декабре 1941 года, вклада  ельчан в Победу над врагом в ВОВ....

Визитная карточка команды, участвовавшей в викторине, посвященной 80-летию Среднедонской наступательной операции (кодовое название "Малый Сатурн").

16-30 декабря 1942 года в ходе контрнаступления совестских войск под Сталинградом силами Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронта была проведена Среднедонская наступательная операция (кодовое...