Юный читатель
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8 класс)

Воропаева Надежда Валерьевна

Программа по развитию интереса к чтению на средней ступени обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_chitatel.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Юный читатель»

Автор: Воропаева Н. В., учитель русского языка и литературы МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер»

Актуальность

В современном обществе произошло изменение отношения к книге, поскольку она перестала быть единственным источником информации, явлением художественной культуры,  безусловной ценностью. Внимание ребёнка рассредоточено между огромным количеством способов проведения своего досуга. К сожалению, чтение книг в этом списке стоит далеко не на первом месте. Анкетирование родителей пятиклассников выявило тот факт, что взрослые заинтересованы в том, чтобы поддержать и продолжить  приобщение детей к чтению на средней ступени обучения.

Нет сомнения в том, что сейчас перед образовательными учреждениями стоит важная задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования юного читателя. Ведь общение с книгой – такое смысловое пространство, которое развивает интеллектуальные, творческие способности ребёнка, его познавательные процессы. Чтение играет огромную роль в гармоничном развитии детей. Поэтому необходимо исключить формальный подход к использованию книги.

Важно правильно организовать работу с детьми, выбрав эффективные методы и формы работы, создать на занятиях атмосферу доверия, доброжелательности и творчества.

Пояснительная записка

  Программа «Юный читатель» составлена на основе обобщения опыта работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития читательской культуры ребёнка в образовательном учреждении при поддержке семьи, библиотеки и других культурных учреждений (музея, театра).

Задачи:

1. Организация пространства читательской (книжной) культуры на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений;

2. Организация разных видов читательской деятельности, доступных обучающимся, с учётом его психолого-педагогических особенностей;

3. Расширение читательского кругозора обучающихся;

4. Создание взаимодействия «ребёнок – взрослый – книга».

Программа  имеет воспитательную направленность и претендует на раскрытие творческих способностей детей в необычных форматах. Она состоит из нескольких взаимосвязанных проектов  в поддержку чтения («Книга – старожил в семье», «День рождения книги», «Книжный дизайнер», «Книжный штурман», «Мастер-класс писателя», «Литературная гостиная», «Книжное кафе», «Мои летние чтения» и др.), в проведении образовательных событий по наиболее интересным произведениям, в занятиях Каникулярной школы, во встречах с местными талантливыми поэтами и писателями.

Принципы отбора книг для реализации программы разнообразны: это произведения русской и зарубежной классики, книги писателей земли Воронежской, современные произведения молодых авторов, написанные в разных жанрах. Единственный постоянный критерий – интеллектуальный и нравственный запас прочности книг. Каждый учитель может проявить свою индивидуальность в реализации программы, учитывая при этом уровень подготовки детей, их начитанность, духовные запросы на данном возрастном этапе.

Программа рассчитана на 17 часов (одно занятие в 2 недели), реализуется ежегодно, ее содержание пополняется новыми мини-проектами.

Планируемые результаты

Личностные

  1. Понимание настоящих нравственных ценностей.
  2. Углубление понимания сложных нравственных проблем.
  3. Стремление к самосовершенствованию в области духовной культуры.
  4. Использование приобретённых знаний в повседневном общении.
  5. Способность к самооценке .
  6. Возрождение культуры семейного чтения.
  7. Приобретение позитивного опыта в области книжной культуры.

Предметные

  1. Нахождение в тексте материала для творческой интерпретации.
  2. Формулировка и аргументация собственного отношения к прочитанному.
  3. Умение создавать собственные тексты.
  4. Умение видеть, находить различные средства выразительности в тексте, отмечать их  эмоционально-выразительные достоинства.

Метапредметные

  1. Способность извлекать сведения из различных источников.
  2. Умение сравнивать, сопоставлять, преобразовывать.
  3. Овладение приёмами классификации материала.
  4. Совершенствование читательских, культурологических, коммуникативных компетенций в процессе общения.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

Дата

1-2

Книжное лето

2

Творческое представление читательских дневников

2

Повесть Э. Пашнева «Доктор Крауклис»

1

Читательская конференция

3

«Мадемуазель Ностальгия, или почему степное растение не прижилось в Париже». Образовательное событие по повести Э. Пашнева «Доктор Крауклис»

1

Мини-проект. Инсценированные эпизоды.

4-5

День рождения книги

1

Проект

6-7

Творческая лаборатория: сочиняем сказки по сюжету легенды

1

Творческая мастерская

8-9

Современная детская литература. А. Лукьянов «Буратино идет в школу», «Устный счет»

1

Творческое чтение

10-11

Книга – старожил в моей семье

2

Проект

12

Рассказ Тэффи «Где-то в тылу»

1

Читательская конференция

13

«Жизнь прекрасна, если в ней есть свет, небо, дети, природа, любовь» Образовательное событие по рассказу Тэффи «Где-то в тылу»

1

Мини-проект. Инсценированные эпизоды. Письменная творческая работа

14

Современная детская литература. Д. Варденбург «Никита ищет море»

1

«Погружение» в текст. Творческий диалог с писателем.

15-16

Из зарубежной литературы. Мария Парр «Вафельное сердце»

2

Читательская конференция

17

«Золотая полка»

1

Итоги. Творческий отчёт.

6 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

Дата

1-2

Книжное лето

2

Творческое представление читательских дневников

3

Современная детская литература. А.Жвалевский,Е. Пастернак «Время всегда хорошее»

1

Читательская конференция

4

Образовательное событие «Путешествие во времени» (по повести А.Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»)

1

Устный журнал

5-6

День рождения книги

2

Проект

7

Книготерапия: сочиняем сказки

1

Творческая мастерская

8

С. Соколов «Сонькины сказки»

2

Встреча с писателем

9-10

Книжный калейдоскоп

2

Мастер-класс с писателем

11-12

«Книжный дизайнер»

2

Проект

13-14

Из зарубежной литературы. Кейт Декамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

2

Читательская конференция

15-16

Секреты писательского мастерства

2

Литературное исследование

17

«Золотая полка»

1

Итоги. Творческий отчёт.

7 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

Дата

1-2

Книжное лето

2

Творческое представление читательских дневников

3

«Спешите стать терпимей и добрей». Рассказ П. Краснова «Шатохи»

1

Читательская конференция

4-5

День рождения книги

2

Проект

6-7

Из зарубежной литературы. А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»

Читательская конференция

8-9

Современная детская литература. И. Полянская «Утюжок и мороженое»

1

Творческий диалог с писателем

10

Современная детская литература. Е. Лозинская «Кухнин и Моргунов»

1

Литературное исследование

11-12

Секреты писательского мастерства

2

Мастер-класс с писателем

13-14

Концерт «Бесценная классика» (по новеллистике А. П. Чехова)

2

Мини-проекты

15-16

«Да здравствует хлебосольное человечество!» Попытка сравнительного анализа стилистики рассказов Андрея Платонова и картин Нико Пиросманашвили

2

Творческая лаборатория. Встреча с писателем и художником.

17

«Золотая полка»

1

Итоги. Творческий отчёт.

8 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

Дата

1-2

Мое книжное лето. Книга, о которой хочется рассказать…

2

Творческое представление читательских дневников

3-4

Повесть Е. Дубровина «В ожидании козы»

2

Читательская конференция

5-6

Книжные именины

2

Проект

7-8

«Душа с душою говорит…»

2

Литературная гостиная

9

Из зарубежной литературы. Повесть Г. Свортаута «Благослови зверей и детей»

1

Читательская конференция

10-11

Литературное кафе

2

Совместное чтение взрослых и детей и совместное литературное творчество

12

Повесть Сары Пеннипакер «Пакс»

1

Открытие книги

13-14

Современная детская литература. Нина Дашевская «День числа Пи»

2

Читательская конференция

15-16

Современная детская литература. А.Жвалевский,Е. Пастернак «Типа смотри короче»

2

Открытие сборника

17

«Золотая полка»

1

Итоги. Эссе на тему «Моё открытие книги»

                                                             Приложение

День рождения книги

школьный  проект по внеклассному чтению

Юбилей какой-либо книги или сборника рассказов, повестей – замечательный повод для вовлечения детей в увлекательный и захватывающий мир книг, мир ярчайших впечатлений, воображения. Это и повод отвлечь ребят от гаджетов, чтобы пообщаться «вживую», обменяться впечатлениями, познакомиться со старыми и новыми книгами.

В нашей школе такой проект запущен в 2015-2016 учебном году в параллели 5-х классов.

Суть проекта: в течение учебной четверти ребята знакомятся с произведениями-юбилярами года: читают, смотрят фильмы по мотивам произведения (причём прочитать должны в обязательном порядке). У нас такой книгой выступил сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в 2016 году этому сборнику -  185 лет). В конце четверти – завершающий этап, празднование дня рождения книги. В этот день дети представляют свои творческие результаты в разных номинациях («Лучшая театральная постановка», «»Лучшая иллюстрация», «Лучший отзыв», «Лучший макет книги» и т д.). Мы проводим презентацию детских работ, куда включаются ещё и собственные ученические творческие работы: стихи, сказки на основе прочитанного (творческие версии), рассказы.

Основные цели проекта: поддержание интереса детей к чтению книг, развитие нестандартных подходов к прочтению классики, активный обмен опытом и впечатлениями для взаимообогащения. Важную роль здесь играет возможность проявить свои творческие способности и таланты. При обмене впечатлениями происходит живое общение между ребятами (что немаловажно).

Задача проекта: формирование навыка самостоятельного выбора книги для прочтения (как индивидуально, так и совместно с одноклассниками), умения обмениваться впечатлениями.

Опыт реализации. Ребята не только прочитали книги, но и подготовили иллюстрации, макеты книг, обложки, сценки. «Первые шаги» этого проекта были отмечены и самостоятельно написанными сказками – «версиями» наиболее затронувших воображение сюжетов. Так, повесть «Вечер накануне Ивана Купала» произвела особое впечатление на школьников. Созданы два достойных произведения: сказка Астафьевой Виктории «Необычный подарок» и сказка Цивенковой Анастасии «Ночь на Ивана Купала». Эти сказки понравились всем участникам «именин», и высокую оценку дал им главный редактор Бобровского литературно-художественного альманаха «Битюг», предложивший включить эти произведения в один из выпусков (в рубрике «Детская заводь»). И конечно, на таком празднике все пили чай и угощались сладкой выпечкой, которую принесли сами ребята на «день рождения книги»… Удовольствие от общения было очевидным.

Целесообразно пригласить на такую презентацию и ребят постарше, которых, несомненно, заинтересует такое мероприятие.

В 2016-2017 учебном году проект получил своё долгожданное продолжение, подключились восьмиклассники. Книгой-юбиляром стала повесть Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». На главную встречу в честь завершения проекта пригласили местного поэта и писателя Сергея Владимировича Соколова, автора замечательного сборника «Сонькины сказки», который имеет огромную познавательную и воспитательную ценность. Кстати, именно после этих «именин» родилась идея образовательного события «Человек в зеркале природы» и «Мастер-класса с писателем».

Это важно.  Мотивация вырабатывается тогда, когда ребёнок имеет выбор. Ещё интереснее не просто прочитать заинтересовавшее их произведение, но и в творческой форме донести до других, что там интересного. Значит, им нужно дать возможность выбирать и творить! И результатом будет то, что они обязательно захотят продолжения этой работы. Давайте делиться интересными формами общения в этом направлении, и ребята будут делиться своими впечатлениями.

Книга – старожил в семье

проект по поддержке семейного чтения

Идея этого проекта родилась после анкетирования родителей пятиклассников, которые выразили желание поддержать культуру семейного чтения.

Ребятам было предложено задание изучить домашнюю библиотеку и с помощью родителей найти самую старую книгу (можно не только художественную), о которой знают все поколения семьи, а потом познакомить с этой книгой своих одноклассников. Дети получили небольшую анкету с вопросами об этой книге (автор, название, история её появления в семье). Так в эту деятельность вовлекались  мамы и папы,  дедушки  и бабушки. И это вполне можно назвать исследовательской деятельностью. Важно то, что в процессе такой деятельности ребёнок осознаёт, что семейной реликвией может быть не только материальная ценность. Именно книга – безусловная ценность – может передаваться из поколения в поколение. И здесь зарождается бережное, уважительное отношение к книге: ведь её читали и берегли не только родители, но и их предшественники. Чувство сопричастности к семейным событиям, уважение к традиции семьи тоже зарождается здесь.

Участники: обучающиеся 5-7 классов, родители, педагоги, работники библиотеки.

Целью проекта является формирование культуры семейного чтения. Одной из задач стало вовлечение в совместную творческую деятельность всех членов семей. Подготовка презентаций по книге имеет отношение к возрождению традиций семейного чтения. Кроме того, общение ребёнка с семьёй в этом направлении имеет большое воспитательное значение ещё и потому, что многие родители, бабушки и дедушки в детстве активно посещали библиотеку.

Опыт реализации. Проект был реализован в формате внеурочных занятий. После получения задания, определения книги ребята совместно с родственниками  в течение месяца собирали материал о книге-долгожителе, создавали презентации, готовили защиту работ. Защита происходила в конференц-зале школьной библиотеки, где было представлено 9 книг («Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, «Зелёная лампа» А. Грина, «Динка» В. Осеевой, «Конёк-горбунок» П. Ершова, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, « Приключения Незнайки» Н. Носова, «Сказки» Г. Х. Андерсена, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Каштанка» А. П. Чехова. Кроме учащихся, на мероприятии присутствовали родители, бабушки, учителя, работники районной детской библиотеки. Остальные работы были представлены ребятами в классе на занятии внеурочной деятельности и на классных часах.

Хочется отметить, что среди представленных книг была и «Старинная кулинария», и «Наша семья», которые интересны историей появления в семьях и отношением к ним. Вокруг них возник своеобразный диалог поколений.

С уверенностью можно сказать, что после участия в этом проекте отметился всплеск интереса к книгам разных жанров. Некоторые дети захотели прочитать книги, о которых рассказали их сверстники.

                                                     

                                                             

                                                            Книжный калейдоскоп

литературно-экологический проект

Это здорово, когда читаешь интересную книгу и узнаёшь много нового о повадках животных, об особенностях их обитания, будто имеешь дело с настоящей энциклопедией!

Замысел и содержание. Главная тема проекта – анималистическая литература. Эта тема интересует детей, поскольку у каждого есть личный опыт общения с животным миром, у некоторых  такой опыт связан с «пробой пера», а уж с примерами анималистики в литературе сталкивался каждый.

Участники: обучающиеся 5-х классов, писатель С. В. Соколов, кандидат биологических наук А. Ю. Соколов, педагоги.

Цель: заинтересовать ребят анималистической литературой, развить познавательные интересы через знакомство с лучшими образцами анималистики (преимущественно современной), через интерактивные развивающие занятия, научить осмысливать прочитанное с помощью совместных поисков ответов на вопросы, мастер-классов. Важно стимулировать у ребёнка желание знакомиться с новыми книгами, развивать читательскую культуру.

Опыт реализации. Первый этап проекта – встреча с местным писателем Сергеем Соколовым, презентация его книги «Сонькины сказки», иллюстрированной самим автором. Здесь имеет место и совместное чтение сказок вслух (текст и иллюстрации показываются на большом экране синхронно с читаемым текстом), и поиск ответа на вопросы, появляющиеся в процессе чтения (а вопросы возникают самые разные и не всегда простые: как растут птенцы воробья, почему волки охотятся на травоядных зверей, когда лисята начинают самостоятельную жизнь, почему ежи не питаются во время спячки и т.д.)  Всего в сборнике – семь удивительных историй. Дело в том, что Сергей Владимирович – опытный рыболов, охотник, краевед, поэтому в его произведениях – и детских, и взрослых – так много любви к природе.

Большой интерес у ребят вызвали образы животных, воссозданные  в сказках С. Соколова: реальные и в то же время сказочные. С большой художественной силой выведены образы лисы Лизаветы, волка Валеры, зайца Захара, лося Алексея, медведя Михаила, кабана Василия, ежа Евгения. Каждый из них главный герой в своей сказке, в других они взаимодействуют с уже известными нам персонажами в качестве второстепенных.

На втором этапе проекта дети получили задание разыграть сценки по любой из сказок этого сборника, нарисовать иллюстрации к этой книге, чтобы потом презентовать их писателю, составить список вопросов об особенностях диких животных, ставших героями сказок С. Соколова.  Участникам «Творческой мастерской» предложили поучаствовать в литературном конкурсе стихов и рассказов в жанре анималистики.

Третий этап – мастер-класс писателя Сергея Соколова, на который пришли все участники проекта, а также ученики 6-7 классов.  Теперь ребята презентовали свои иллюстрации к его сказкам, разыграли сценки по сказкам «Про доброго волка Валеру», «Как лиса на работу устроилась», «Портрет». На вопросы о повадках, зоологических особенностях диких животных ребятам ответил А. Ю. Соколов, кандидат биологических наук, житель г. Боброва. Цивенкова Анастасия прочитала своё стихотворение, а Лубков Кирилл –рассказ. Ребята получили писательские советы и книги в подарок с личными письменными пожеланиями. Пообщались за чаем, послушали из первых уст новые стихи Сергея Владимировича.

В конце встречи участники под руководством Сергея Соколова изготовили поделки в память о прочитанной книге: закладки с мордочкой волка, лисы и кабана. Учитывая возрастные особенности ребят, можно понять, что это положительная мотивация.

Примечание. Сергей Владимирович Соколов – бывший учитель технологии, поэтому мастер-класс по изготовлению поделок вызвал настоящий восторг у участников проекта.

Сборник  С. Соколова «Сонькины сказки» может быть использован в работе с младшими школьниками.

Литературное кафе

У этого мероприятия нет темы. Смысл его заключается в том, что ребята должны поделиться своим личным читательским опытом: стихами, которые они сами когда-то прочитали и полюбили (приветствуются и собственные стихи), рассказами и т. п. Общение должно проходить в комфортной, дружеской обстановке. Планируется приглашение других учителей (они будут не «контролерами», а такими же гостями, которые тоже приготовят что-то из любимых произведений для выступления). Желательно организовать чаепитие со  сладкой выпечкой, предусмотреть перерывы, в которых будет организован обмен книгами (каждый принесет книгу из домашней библиотеки, которой сможет поделиться). В начале встречи можно разложить эти книги, а в перерывах ребята будут их смотреть и договариваться об обмене.

Очень важно, чтобы дети здесь смогли поделиться тем личным опытом приобщения к чтению, который на уроках литературы оказывается невостребованным. И не менее важно, чтобы ребята получили удовольствие от этого мероприятия и связали это удовольствие с ценностью чтения.

В ОЦ «Лидер» создается единое читательское пространство, и важную роль в организации самостоятельного чтения играет информационно-библиотечный центр «Читариум».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Поздравление юному читателю

Поощрение лучших читателей школьной библиотеки...

READER’S THEATRE И STORY MAPPING – В ПОМОЩЬ ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Статья о двух эффективных стратегиях, помогающих детям младшего школьного возраста научиться читать быстрее....

Отчёт о проведённой экскурсии "Городская библиотека для юных читателей"

Отчёт о проведённой экскурсии "Городская библиотека для юных читателей"...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

КВД "Клуб юных читателей" 6-7 класс

Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 6-7 классов "Клуб юных читателей"...

«Как сделать анализ поэтического текста понятным и интересным юному читателю?» (сертификат).

laquo;Как сделать анализ поэтического текста понятным и интересным юному читателю?» (сертификат)....