Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Кузьмина Галина Николаевна

ТИП УРОКА: творческая мастерская.

ЦЕЛИ УРОКА:

1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты);

2) закрепить и систематизировать знания по теории литературы;

3) понять, что все виды искусства взаимосвязаны;

4) научиться самим создавать образы любимых литературных героев;

5) воспитывать любовь к литературе и культуре.

ПЛАН УРОКА

1. Вступление.

2 Что такое образ, герой, характер.

3. Образ в эпосе.

4. Сценка.

5 Образ в драме (сходство, различия с эпосом).

6. Образ в лирике.

7. Выводы: как создают образы авторы.

8. Представление выставки "Мой любимый литературный герой" (рисунки,  сделанные  детьми) - анализируя свои работы, учащиеся понимают, как создают образы читатели.

11. Выводы.

12.Оценки.

13.Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor-obraz-chitatel_urok_literatury_v_7_klasse_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель."

ТИП УРОКА: творческая мастерская.

ЦЕЛИ УРОКА:

1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты);

2) закрепить и систематизировать знания по теории литературы;

3) понять, что все виды искусства взаимосвязаны;

4) научиться самим создавать образы любимых литературных героев;

5) воспитывать любовь к литературе и культуре.

ПЛАН УРОКА

1. Вступление.

2 Что такое образ, герой, характер.

3. Образ в эпосе.

4. Сценка.

5 Образ в драме (сходство, различия с эпосом).

6. Образ в лирике.

7. Выводы: как создают образы авторы.

8. Представление выставки "Мой любимый литературный герой" (рисунки,  сделанные  детьми) - анализируя свои работы, учащиеся понимают, как создают образы читатели.

11. Выводы.

12.Оценки.

13.Домашнее задание.

ОФОРМЛЕНИЕ: выставка фотографий, рисунков, сделанных учащимися.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодняшний наш урок можно назвать исследовательским. В одном кабинете собрались литературоведы, языковеды, драматурги, актеры, декораторы, сценаристы. Сегодня мы попытаемся определить, при помощи каких средств создают образы писатели, поэты, художники, как им удается воздействовать на читателей, вызывать особое настроение, заставлять плакать и смеяться, мечтать, уноситься в удивительный мир фантазий. А зачем нам это знать? Кто знает, тот понимает любое произведение. Кто понимает, тот хочет знать больше, создавать свои образы, творить. И мы тоже попытаемся создать образы на основе прочитанного.

2. Образ.

- Итак, автор создает образ. Создавать - значит "созидать", "творить". Чтобы создать что-то - машину, дом, или одежду, - надо знать законы, по которым они создаются. Понятно, что сшить брюки по тем законам, по которым строится метро, невозможно. Так и в литературе. В каждом литературном роде - эпосе, лирике, драме - образ создается по своим законам.

- Что же такое образ? (Образ – это то, что изобразил словами писатель, поэт, драматург).

- А кто же такой литературный герой? (Это действующее лицо литературного произведения).

- У каждого литературного героя свой характер. Давайте спросим у литературоведов:

- Как вы думаете, что же такое характер? (Л: характером в литературном произведении называется образ человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, обрисованными с большой полнотой и определенностью).

3. Рассмотрим образ в эпосе.

- Герой эпического произведения, т.е. эпический образ, представляет собой обобщенный образ человеческого характера, многосторонний и разноплановый, но обладающий определенной индивидуальностью. Чаще всего у такого героя был свой прототип.

- Скажите, пожалуйста, языковеды, значение этого слова (Яз: прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания того или иного художественного образа).

- Авторское воображение лишь домысливает черты его характера и, проанализировав мысли и поступки похожих людей, создает художественный образ.

- При помощи каких средств создает образы, характеры своих героев автор эпического произведения? (Д: внешность, поступки, взаимоотношения с другими героями, отзывы других героев, пейзаж, интерьер, авторские отступления, внутренний монолог героя, тропы; эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, гротески и т.д.). Обратиться к литераторам и декораторам.

4. А теперь давайте обратимся к драматургам.

- Вы прочитали рассказ А.С. Пушкина "Выстрел" и решили снять по нему кинофильм. Что нам нужно сделать?

1) написать сценарий;

2) составить "рекомендации для господ актеров";

3) описать и нарисовать декорации;

4) сделать костюмы;

5) загримировать актеров;

6) отрепетировать;

7) сыграть.

- Декораторы, зачитайте, пожалуйста, описание декораций к произведению (Д: рассвет, взошло осеннее солнце, и жар уже наспевал. Видна лесная поляна, обрамленная соснами, осинами и кустами.).

- Сценаристы, зачитайте, пожалуйста,  ваши "рекомендации для господ актеров". (Сильвио - гусар тридцати лет, малый со взрывным характером, меткий стрелок и отъявленный дуэлянт, бывший любимец полка, так как в том полку появился новый блестящий офицер, укравший у Сильвио первенство. Сильвио ненавидит его. Граф - гусар, молод, умен, красив, богат, бешено храбр. Он любимец сослуживцев и женщин. Однажды на балу за плоскую шутку дал Сильвио пощечину, был вызван на дуэль, однако пошел на нее без страха, не боясь смерти).

- Просим артистов выступить.

Игра актеров.

Сценарий (на основе детских сочинений).

Сценка

Сильвио, нахмурившись, ждет противника. Вот издалека показался Граф с мундиром на сабле и с шапкой, наполненной черешнями, приблизился к ожидавшим.

Граф: Здравствуйте, господа.

Сильвио: Здравствуйте.

Секунданты: Здравствуйте.

Первый секундант: тяните жребий, господа.

Тянут жребий.

Второй секундант (обращаясь к Графу): У вас первый номер, счастливчик.

Секунданты отсчитывают шаги.

Первый секундант: Ну что ж, господа, к барьеру.

Противники становятся друг против друга. Граф целится, стреляет, промахивается, простреливает шапку Сильвио на вершок ото лба. Шапка падает на землю. Теперь целится Сильвио, наконец-то жизнь Графа в его руках. Сильвио жадно смотрит на него, пытаясь найти в его глазах хоть тень беспокойства. Граф, стоя под пистолетом, спокойно ест черешни, выплевывая косточки, которые долетают до Сильвио, Равнодушие Графа взбесило Сильвио. Что ему было пользы лишать его жизни, если он ею не дорожит.

Сильвио (опустив пистолет, злобно): Вам, кажется, теперь не до смерти, Вы изволите завтракать, мне не хочется Вам помешать.

Граф (равнодушно, издеваясь): Вы не чуть не мешаете мне, извольте себе стрелять, а в прочем, как Вам угодно; выстрел Ваш остается за Вами, я всегда к Вашим услугам.

Сильвио (обращаясь к секундантам): нынче я стрелять не намерен. Я найду этого господина, когда он мне понадобится.

Граф (с усмешкой, выплюнув косточку): Как угодно, прощайте. Расходятся.

-Скажите пожалуйста, "господа актеры", каких людей Вы пытались сыграть, охарактеризуйте их

"Сильвио": Я попытался сыграть молодого человека, привыкшего лидерствовать, но потерявшего свое первенство и возненавидевшего конкурента.

"Граф": Я попытался сыграть легкомысленного молодого человека, бравирующего своей смелостью, не дорожащего своей жизнью.

5. Образ в драме.

- Итак, ребята, давайте подведем итоги: как создается характер в драматическом произведении? Какие средства использует при этом автор? (Д: на первом месте - действие и речь героев (монолог, диалог, восклицательные, вопросительные предложения, мимика, жесты) поступки, рассказ о событиях, поступках; авторские ремарки.)

- Чем же различаются средства создания образов в эпосе и драме? ( В драме нет пейзажа, интерьер и пейзаж заменены декорациями, автор, как таковой, в действии не присутствует. Кроме автора образы создают: режиссер, актеры, гримеры, декораторы, костюмеры и др.). Спросить у литературоведов и драматургов, сценаристов.

- Однако, и в драме, и эпосе мы можем угадать позицию автора, что нам помогает в этом? (Сюжет, композиция, авторские отступления или ремарки, указания для актеров и т.д.)

6. И вот теперь мы рассмотрим образ в лирике.

- Что такое лирика? Обратимся к литературоведам (Д: словесные произведения, исполнявшиеся в Древней Греции под аккомпанемент музыкального инструмента назывались лирикой. Вначале это слово связывалось в представлениях людей с песней, затем – с любым произведением художественного слова, в котором основное внимание уделялось чувствам. В лирике отражается внутренний мир автора, авторское восприятие действительности).

- Поэт-лирик часто пытается взглянуть на мир глазами другого человека, т.е. обобщает свои чувства, мысли, переживания. Такая форма авторской позиции в лирическом произведении позволяет нам говорить о лирическом герое того или иного стихотворения. Существует лирика описательного и повествовательного типа. Пейзажная лирика – это лирика описательная, так как обязательно изображение природы. Повествовательная лирика – это чаще всего рассказ о впечатлениях поэта, вызванных какими-либо событиями.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение С.А. Есенина "Гой ты, Русь, моя родная…". По возможности учащиеся читают наизусть.

- Какой образ создан в этом стихотворении? (Д: образ Родины.)

- Какие средства использует автор, чтобы создать этот образ? Давайте вспомним, какие тропы вы знаете и можете дать им определение. Читаем данные детям определения.

(Д: эпитеты: "Русь родная, веселый пляс, мятая стежка", сравнения: "Мне навстречу, как сережки, // Прозвенит девичий смех", олицетворение: "синь сосет глаза" и др.).

- Давайте обобщим, как же создаются образы в лирике? Как рождаются стихи? (Д: автора что-то взволновало, представился какой-то образ, и возникло желание передать это словами. Такое состояние называется поэтическим вдохновением. Вот тогда и начинаются стихи, рождается лирика. Автор говорит от себя, от своего имени. Даже если в стихотворении нет слова "я", мы постоянно слышим автора, и никого больше. Образ поэта в лирике - это его душевный, духовный образ. Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом лирического героя. Лирический герой - это поэтический "двойник" автора.)

8. Анализ образов, созданных учащимися на основе увиденного и прочитанного.

- А теперь давайте поговорим о том, как создавали образы вы, ребята. Помните, мы сочиняли рассказ по картине ____________________________________. Одним из лучших было сочинение (Ф.И. учащегося) - чтение сочинения. Какие средства использованы для создания образов героев? Можно сказать, что мы создали образы на основе увиденного?

- Здесь у нас на выставке есть ваши иллюстрации на тему: "Мой любимый литературный герой". Эти рисунки вы создали их на основе прочитанных произведений (сказок, рассказов, повестей и т.д.)

- Обратимся к нашим художникам, как создавался образ любимого литературного героя?

План:

1) название и автор произведения;

2) имя и краткая характеристика любимого героя;

3) почему я решил рассказать именно об этом герое;

4) какие средства я при этом использовал.

10. Выводы, итоги.

- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Какие выводы мы можем сделать?

- Что объединяет писателей, поэтов, драматургов и художников, а также читателей при создании образа? (Д: все виды искусства взаимосвязаны, есть черты, которые объединяют и авторов (будь то писатель, поэт, художник), и читателей, и слушателей: всем им необходимо воображение, стремление понять другого человека и любовь к людям. Стараясь понять другого человека, его чувства, переживания, стремясь понять, что он хотел сказать своим произведением, заглядывая в его душу, сопереживая ему, мы становимся как бы соавторами его произведения).

11. Оценки за урок + комментарий.

12. Домашнее задание: перед вами анкета, ответьте, пожалуйста, на поставленные перед вами вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

Кроссворд к уроку литературы в 5 классе "И. С. Тургенев. "Муму": знакомство с героями" (HotPotatoes 6)

Кроссворд составлен с использованием программы HotPotatoes 6. В основе кроссворда - отрывок из  "Муму", где рассказывается о Герасиме....

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происхо...