Доклад "Неуспеваемость школьников.Пути ее преодоления"
статья по литературе (5 класс)
Доклад посвящен очень важной теме "Неуспеваемость школьников". В своей работе я делюсь опытом,как преодолеть неуспеваемость по предмету,заинтересовать учеников(на примере уроков литературы в 5 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как преодолеть неуспеваемость? | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины и пути преодоления неуспеваемости ученика на уроке
( на примере уроков литературы в 5 классе)
Неуспешность – это сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Справочник школьного психолога дает следующее определение понятию «школьная неуспешность» – это « различные отклонения в учебной деятельности школьника, которые либо напрямую, либо опосредованно связаны с успеваемостью учащегося».
Успеваемость — это степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы.
В определении успеваемости нет ни слова про оценки. Потому что по-настоящему важно, чтобы ребёнок знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки.
Основные причины школьной неуспешности:
Причина 1: отсутствие интереса.
Ребёнок не хочет учиться, но что стоит за этим нежеланием? Возможным ответом может быть скука. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько других, гораздо более интересных и весёлых занятий. Нужно постараться сделать учебный процесс захватывающим.
На уроках литературы мы с ребятами часто инсценируем эпизоды. В 5 «д» классе дети показывали сценку «Урок королевы». Пытались сопоставить с современным уроком (что общее и чем отличаются).Один из методов, который ребятам очень нравится, это побыть в роли учителя ,когда они сами ставят оценку своему однокласснику за стихотворение наизусть, пытаясь аргументировать свою точку зрения. Интересно можно организовать работу с текстом.. В 5 классе мы читали произведение Паустовского «Теплый хлеб». Каждый ребенок составляет к тексту по 3 вопроса и называет того, кто будет отвечать( ставит ему оценку).Ребятам нравится выполнять творческие задания: сочинить синквейн, написать сказку(книжки-малышки).Им интересно работать в группах. При прочтении сказки «Двенадцать месяцев» я разделила ребят на 3 группы: 1-рисовала обложку к книге «Двенадцать месяцев», 2-инсценировала эпизод, 3-составляла тест по содержанию. Ученики, которые слабо занимаются, с удовольствием принимали участие в групповой работе. Еще одно из заданий, которое нравится ребятам, это составление досье на героя (Паустовский «Теплый хлеб», мальчик Филька).
В последнее время стало очень модным такое направление, как графика. Для того чтобы детей заставить читать, я использую графический метод в изучении произведений. Это превращается в целый проект, над которым ученики работают в течение года. В результате такой работы повышается интерес к чтению, литературе. Класс делится на группы .Каждая инициативная группа иллюстрирует определенную главу, потом все это оформляется в виде книги
Причина 2: недостаток концентрации внимания
Часто ребёнку трудно сосредоточиться: он не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекается. Зачастую мы приравниваем невнимательность к плохой подготовке и ставим низкие оценки. Решение: ребёнку нужно «научиться учиться». Запоминать материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы (повторение,ассоциации,резюме) Научите своего ребёнка пользоваться ими.
Причина 3: прокрастинация( в психологии склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.)
У школьной неуспеваемости могут быть психологические причины. Например, необходимость выполнить сложное задание вызывает у ребёнка тревогу, порой настолько сильную, что он начинает игнорировать домашние работы и даже прогуливать уроки.
Причина 4: высокая нагрузка. Нужно правильно распределять нагрузку.
Часто родители хотят дать своим детям разностороннее образование, поэтому записывают их в многочисленные кружки и спортивные секции, нанимают репетиторов и отправляют на курсы. Но если дополнительных занятий слишком много, ребёнок не сможет справиться с основными. Начинаются проблемы в обучении
Причина 5: неприятности в школе
Причиной школьной неуспеваемости у детей иногда оказываются нападки одноклассников или конфликты с учителем. Невозможно продуктивно учиться, если мысли о школе каждый раз сопровождаются злостью, страхом и обидой. С такими детьми необходимо беседовать, выяснить причины страха, тревоги, поговорить с родителями, как улучшить ситуацию, помочь ребенку. Психологи советуют таких ребят чаще поощрять на глазах одноклассников, давать им какие-то поручения, доказать,что они ничем не хуже других. Создавать творческие группы на уроках, давать такому ребенку ведущую роль, чтобы дети увидели больше положительных сторон .Зачастую среди них бывают творческие дети, которые стесняются проявить инициативу, показать свой талант.
Таким образом, для того чтобы повысить успеваемость ребенка, нужно использовать интересные методы, формы обучения, включать побольше заданий, направленных на раскрытие творческого потенциала школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя
1. Формирование нравственного здоровья школьников.2. Формирование психического здоровья школьников.3. Формирование физического здоровья школьников.4....
Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления
в помощь учителю...
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...
Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность
При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...
«Предметные олимпиады школьников – путь к успеху»
Выступление на заседании школьного метод объединения естественно- научного цикла Подготовили:· Руководитель ШМО учитель географии МБОУ СОШ 68 Гончарова Светлана Вик...
Формирование общеучебных компонентов труда школьников - путь к повышению качества образования
Данный материал является выступлением на методическом объединении учителей математики по теме «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИ...
Методическая разработка профориентационного мероприятия для младших школьников «Путь к выбору профессии»
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...