Методическая разработка профориентационного мероприятия для младших школьников «Путь к выбору профессии»
методическая разработка
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.
Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профориентации объясняют понятием профессиональное самоопределение.
Цель профориентационной работы в начальной школе- расширение представлений обучающихся о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.
Принципы профориентационной работы с обучающимися в начальной школе:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с 1 по 4 класс включительно;
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возрастных и индивидуально- психологических особенностей, сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах) – разъяснение обучающимся важности каждой профессии в условиях конкретного города.
Мероприятие «Путь к выбору профессии» проводится в форме викторины с применением интерактивных, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichekskaya_razrabotka.doc | 872 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мероприятия
Организационный этап
Для оптимизации мероприятия обучающимся предлагается разделиться на две команды с равным количеством обучающихся.
К каждому младшему школьнику закреплён наставник в лице обучающегося из старших классов.
Преподаватель приветствует обучающихся, сообщает название, цель мероприятия, правила, общий ход арт-площадки.
Ведущий сообщает, что мероприятие будет проходить в несколько этапов:
- Игра «Угадай профессию»;
- Игра «Отгадай ребус»;
- Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»
- Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»;
- «Авиашоу картонных самолётиков»;
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы присутствуете на увлекательном мастер-классе по изготовлению самолёта. Вы узнаете, какие профессии существуют, как построить самолёт своими руками, поучаствуете в авиашоу.
А помогать нам будут обучающиеся 9 – х классов.
Конкурсная программа. Мастер-класс
Ведущий: Давайте проверим, какие профессии вы знаете.
Для этого разделимся на 2 команды (придумывают название). Правила очень просты: по очереди командам предлагается отгадать загадку, связанную с профессией. Каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде.
Игра «Угадай профессию»
Загадка № 1.
Вдруг погас в квартире свет
Как нам быть, кто даст совет?
И кого же мы зовём?
Он приходит сразу в дом
Ремонтирует проводку
Действует умело, чётко
С электричеством, друзья,
Быть беспечными – нельзя!
Ответ: электрик
Загадка № 2.
Прикрывается рукой
Он от огненного жара.
И течёт металл рекой
По команде…
Ответ: сталевара
Загадка № 3.
Учит школьников – учитель
Водит грузовик –водитель
Кто же строит самолёт?
Кто подсказку разберёт?
Ответ: авиастроитель
Загадка № 4.
Вкусный торт он приготовит
Кекс с изюмом испечёт
Симпатично всё украсит
И воздушный крем взобъёт
Ответ: повар-кондитер
Загадка № 5.
Варит он ни борщ, ни суп
И ни каши с разных круп
Варит он котлы топные
Трубы, прутья, швы сварные
Ответ: сварщик
Ведущий: Ребята, а кем работают ваши родители? А у кого из вас родственники или знакомые трудятся на заводе? (Слушаем ответы учеников). Замечательно, переходим ко второму конкурсу. Возможно, разгадав ребус и проверив себя, кто-то вспомнит названия профессий своих родных и друзей.
Игра «Отгадай ребус»
Учащимся предлагается отгадать ребус, связанный с профессией.
- (Столяр)
- (водитель)
- (повар)
- (воспитатель)
Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»
Ребята, давайте вспомним, а как выглядит самолёт?
- Какие детали есть у самолёта?
- А как гудит самолёт?
- А кто из вас летал на самолёте?
Сейчас мы с вами отправляемся в полёт вместе с нашими помощниками – студентами.
Ведущий и обучающиеся 9 – х классов под музыку показывают обучающимся движения, ребята повторяют.
Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»
Ведущий: вам понравилось быть пилотами?
А теперь, ребята, вы побываете в роли авиатехника.
Кто знает, кто такой «авиатехник»? (Ответы учащихся)
Итак, друзья, мы вместе с вами будем конструировать самолёт. Для этого проверим, все ли детали у нас на месте.
Далее учащиеся мастерят самолётики из картона и спичечных коробков. Студенты помогают тем ребятам, кому требуется помощь.
Мастер-класс сопровождается презентацией на экране (Приложение 1)
Авиашоу картонных самолётиков
Ведущий: какие замечательные самолёты у вас получились! Предлагаю проверить, как они летают.
Но сначала давайте узнаем, какая команда набрала больше баллов по итогам конкурсов «Угадай профессию» и «Отгадай ребус». В качестве подарка ребята команды победителей первыми покажут свои самолётики в нашем авиашоу. А теперь давайте поддержим нашу вторую команду – и наше авиашоу продолжается!
Под музыку младшие школьники демонстрируют свои самолёты.
Рефлексия
Обучащимся предлагается ответить на вопросы ведущих о мероприятии:
- Вам понравилось наше мероприятие?
- О каких новых профессиях вы сегодня узнали?
- Какой конкурс вам больше всего запомнился?
Далее им предлагается выбрать самолёт определённого цвета в соответствии с полученными впечатлениями:
- Зелёный цвет – мероприятие очень понравилось, я отлично поработал
- Жёлтый цвет – мероприятие прошло хорошо, мне было интересно в нём участвовать
- Красный цвет – мероприятие мне не понравилось
Заключительный этап
Педагог – организатор вместе с ребятами подводит итог о том, как важна профессия авиастроителя. Какую специальность нужно освоить, чтобы иметь возможность строить самолёты. Как интересно конструировать самолёт.
Фотосессия учащихся с самолётами. Награждение ребят.
Заключение
Профориентационная деятельность с обучающимися в школе, направленная на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на рынке труда, рассматривается как активный, многоступенчатый процесс. В его реализации необходимо ориентироваться на интересы обучающихся, характерные для их возраста, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы обучающимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств.
Участие в мастер-классе «Первым делом - самолёты!» позволяет обучающимся в игровой форме получить более полное представление о профессии авиастроитехника, узнать больше о мире профессий.
Сотворчество, в ходе которого ребята, следуя пошаговым инструкциям, собирали самолёт из картона и спичечных коробков, на наш взгляд, является наиболее продуктивной и значимой для младших школьников.
Ранняя профориентация позволяет расширять кругозор обучающихся, стимулировать познавательный интерес к профессиональной деятельности.
Список литературы
- Батарщев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодежью [Текст]: практико-ориентированная монография».- Москва: Академия, 2011. 400 с. – (Библиотека школьного психолога).
- Батарщев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи [Текст]: учеб. Пособие. – Москва: Академия, 2009.-129с – (Высшее образование).
- Резапкина Г.В.. Секреты выбора профессии. — М.: Генезис, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Методическая разработка классного часа для младших школьников «Отечественная война 1812 года и памятники Москвы»
разработка посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Методическая разработка Сценарий «Светофор» для младших школьников
Щади здоровье,Жизнь щади,За движением следи.Экзамен важного значенья Держи по правилам движенья!...
Методическая разработка факультативного курса: «Профессиональное самоопределение» по теме: «Основы выбора профессии»
Подготовка учащихся к осознанному, самостоятельному выбору профессии....
Методическая разработка профориентационного мероприятия "Увлекательный мир профессий"
Мероприятие "увлекательный мир профессий" предназначено для учащихся 3-5 классов.Конкурсное мероприятие в игровой непринужденной форме способствует расширению знаний учащихся о мире професси...
Методическая разработка профориентационного мероприятия: «Весенний калейдоскоп профессий» (форма мероприятия: игра-путешествие)
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Вопросы «Кем быть?» и «Куда пойти учиться?» задает себе рано или...
Методическая разработка урока немецкого языка в 9-м классе „Выбор профессии“
Методическая разработка урока немецкого языка в 9-м классе „Выбор профессии&ldquo...