«Предметные олимпиады школьников – путь к успеху»
статья по географии на тему
Выступление на заседании школьного метод объединения естественно- научного цикла
Подготовили:
· Руководитель ШМО учитель географии МБОУ СОШ 68 Гончарова Светлана Викторовна
· Учитель физики Мордовина Иннеса Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_put_k_uspekhu.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании школьного метод объединения естественно- научного цикла
Подготовили:
- Руководитель ШМО учитель географии МБОУ СОШ 68 Гончарова Светлана Викторовна
- Учитель физики Мордовина Иннеса Викторовна
Тема: «Предметные олимпиады школьников – путь к успеху»
Слайд 1
Слайд 2
Сердцам горячим, дерзким не до скуки,
Процесс порой важней, чем результат.
Школа - на только храм науки -
Школа - кладовая талантливых ребят!
Слайд 3
Чтобы построить открытое демократическое общество, надо многое преодолеть, проявляя решительность и упорство по всем направлениям, включая и действия правительства, и попытки наладить дело в сфере образования, бизнеса и культуры.
Первоосновой во всех этих попытках является образование, которое мы даём молодому поколению. Члены каждого нового поколения должны научиться думать и принимать самостоятельные решения, оставаясь в мире с теми, кто сочтёт нужным действовать иным образом.
Слайд 4
Способность нового поколения молодых людей творчески мыслить и решать практические задачи нигде не проявляется с такой наглядностью, с какой она наблюдается на школьных олимпиадах.
Предметные олимпиады не только помогают всем участникам применять свои знания и утвердить в себе критический способ мышления, но и приносят пользу также и странам, в котором они живут, ведь важность воспитания высокоорганизованных членов общества, ориентированных на занятия наукой, нельзя переоценить.
Слайд 5
Стратегическим направлением развития России является инновационный путь. Основная цель и необходимое условие прогресса современного общества – развитие личности. Выступая на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации, В.В.Путин подчеркнул: «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал».
Образовательная система вбирает в себя самые современные знания и технологии. Это проявляется, прежде всего, в интеграции науки и образования, в появлении междисциплинарных учебных курсов, интеграции разных ступеней образования, разработке новых форм и методов обучения.
Слайд 6
Предметные олимпиады школьников – одна из наиболее перспективных инновационных технологий в современном образовании и, несомненно, являются мощным фактором интеграции в образовании.
При решении любой задачи, как простой, так и сложной, необходимо иметь базовые знания. По мере усложнения задач (от этапа к этапу, от одной параллели к другой, от одного тура к другому), все более важным становится вопрос о систематизации этих знаний и умении их использовать.
Слайд 7
Большинство олимпиадных задач – комбинированные, включают знания из разных разделов химии и смежных наук (математики, физики, биологии и др.). Таким образом, реализуется внутрипредметная и межпредметная интеграции в содержании олимпиадных задач.
Задачи в первую очередь должны быть такими, чтобы ошибка, допущенная участником олимпиады на начальной стадии решения, не привела к нулевому результату. Содержание олимпиадных заданий должно быть максимально разнообразным как по объектам, так и по способам подачи материала. Приветствуется создание набора из задач, пронизанных единым содержанием и усложняющихся от этапа к этапу.
Особое внимание уделяется решениям. Они должны быть четкими и логически выверенными, способствующими самообразованию школьников.
Слайд 8
Необходимо выделить личностный аспект. Интеграция предполагает открытость образовательных систем, включение в образовательный процесс специалистов различных сфер науки и образования. Говоря о любом образовательном процессе, надо постоянно помнить о его действующих лицах: школьниках, их родителях, педагогах, представителей органов управления образования различного уровня, научно-педагогических работниках вузов и научно-исследовательских институтов и так далее. При этом олимпиада, имеющая кроме соревновательной функции также развивающую, обучающую и, несомненно, воспитательную, должна рассматриваться как творческий интеллектуальный форум, который возможен только при суммировании вкладов всех действующих лиц олимпиады.
Важным является осознание каждым действующим лицом своего места в этой сложной полифункциональной системе от школьника и его учителя-наставника до представителя органов управления образования различного уровня. Велика роль Круглых столов с участием педагогов-наставников, членов методических комиссий, жюри. Ведь обсуждения, оргкомитетов по актуальным проблемам российского образования, обмен опытом между представителями различных методических школ РФ приводят в итоге к принятию важных решений по усовершенствованию образовательного процесса, внедрению в него инноваций и поддержанию лучших традиций.
Проведение олимпиад в различных городах России способствует знакомству школьников, учителей-наставников, членов жюри и оргкомитетов с историей Родины. Участники олимпиады узнают историю и нынешний день своей Родины не со страниц учебников, а воочию знакомясь с ними и это, несомненно, способствует патриотическому воспитанию граждан нашей страны. Следует отметить, что патриотическое воспитание граждан требует внимания со стороны государства.
Учет личностного аспекта, вклада всех действующих лиц в организацию и проведение олимпиады в полной мере показывает сущность антропоцентрического характера интеграции, когда в центр педагогической системы поставлены личности обучаемого и обучающего, создаются условия для их саморазвития и самореализации.
Именно такая интеграция способствует тому, что олимпиады становятся интеллектуальным творческим форумом, а не аналогом спортивного мероприятия, где есть только три победителя.
Слайд 8
С другой стороны, олимпиада, представляющая собой единое целое, является неотъемлемой частью российского образования. Олимпиада играет роль одного из весомых системообразующих факторов российского образования и способствует сохранению и развитию единого образовательного пространства.
Олимпиадное движение поддерживает единое образовательное пространство за счет единых подходов к отбору содержания и единых организационно-методических принципов.
Таким образом, олимпиады задают высокий уровень образования, способствуя появлению и поддержанию мотивации школьников и учителей-наставников к саморазвитию, созданию условий для профессионального и личностного роста всех действующих лиц олимпиады.
Слайд 10
Методическая работа ведется в нескольких направлениях: работа с одаренными школьниками; работа с учителями-наставниками; работа с организаторами олимпиад; работа с авторами задач.
Для создания единой образовательной среды, которая способствовала бы эффективной работе по перечисленным направлениям, используются Интернет-технологии: Интернет-порталы и средства современной связи.
Слайд 11
Эти Интернет-ресурсы являются, в первую очередь, информационными, т.е. предоставляющими актуальную информацию о текущих событиях. С другой стороны, они являются ценными творческими базами заданий олимпиад за много лет. К обучающим Интернет-ресурсам относится портал по дистанционной подготовке школьников к участию в олимпиадах (http://olymp.mioo.ru/). Этот портал является наиболее методически разработанным и информационно насыщенным, нацеленным на прямую работу с высокомотивированными школьниками. Портал организован Департаментом образования г. Москвы, Московским институтом открытого образования при участии Московского центра непрерывного математического образования для дистанционной подготовки к олимпиадам по математике, информатике, биологии, химии, географии и физике.
Портал ориентирован на учащихся, желающих успешно выступать в олимпиадах высокого уровня. Зарегистрированным пользователям предлагаются учебные курсы по биохимии, квантовой химии, неорганической химии, органической химии, химии высоколекулярных соединений, химической кинетике, химической термодинамике, аналитической химии. Задачи для всех этих курсов разбиты по трем уровням сложности. Преподаватели проверяют решение задач и дают консультации on-line (посредством icq) и off-line (посредством электронной почты).
Сайт может быть также полезен учителям-наставникам, так как там имеется база олимпиадных задач.
Как показал анализ Интернет-ресурсов, учителя самостоятельно создают методические лаборатории по обмену опытом, связанным с олимпиадами. Это говорит о востребованности и актуальности методического осмысления олимпиадного движения, а также о самоорганизации в образовании.
Олимпиады рассматриваются как одно из важных средств повышения квалификации учителей.
Кроме сети Интернет необходимо использовать печатную продукцию.
Пытливый школьник, нацеленный на участие в олимпиадах и творческих конкурсах, имеет колоссальный потенциал, но проявить его он сможет благодаря наличию рядом человека, которому он доверяет и к которому он обращается за помощью. Поэтому представляется актуальным показать олимпиадное движение как педагогическую систему, нацеленную на развитие личности школьника и его учителя-наставника, раскрытие их способностей для достижения целей образования.
Сайт 12
Таким образом, олимпиадное движение является важным интеграционным стержнем отечественного образования. Оно является уникальным сплавом лучших традиций отечественного образования и инноваций; способствует поддержанию единого образовательного пространства; является объединяющим началом для школьников, интересующихся наукой и их учителей-наставников, преподавателей и научных сотрудников, работников различного уровня; средством повышения квалификации; сильным стимулом для саморазвития личности и для стремления ее к самосовершенствованию и использованию своих потенциальных возможностей.
Слайд 13
Анализ и результаты работы с одаренными детьми
МОУ СОШ 68
С целью создания благоприятных условий для развития одаренных детей в школе проводится изучение познавательных интересов школьников, их предпочтения в сторону того или иного предмета. Одаренные дети посещают консультации учителей, на которых прорабатывают олимпиадные задания, знакомятся с новинками научно- популярной литературы, работают с различными справочниками и словарями, а также пользуются сетью Интернет.
Определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:
выявление и составление банка данных таких детей, диагностика (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность)
вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в конкурсы, олимпиады
участие в предметных неделях
участие в научно- практических конференциях
Оптимальный способ выявления и поддержки одаренных детей - это организация и проведение школьных олимпиад по химии, биологии, географии, конкурсов по предметам.
В прошлом учебном году в школьном туре олимпиад участвовало 36 человек по разным параллелям. Результаты олимпиад продемонстрировали, что победителями и призерами стали следующие учащиеся:
Слайд 14
Результаты участия обучающихся в олимпиадах муниципального, регионального и федерального уровней в 2010- 2011
ФИ ученика | Класс | Учитель | Предмет | Уровень | Результат |
Потапочкин Антон | 11 «А» | Котелевич Л.А. | География | Муниципальный | Призер |
Симоненко Артём | 9 «А» | Котелевич Л.А. | География | Муниципальный | Победитель |
Симоненко Артём | 9 «А» | Котелевич Л.А. | География | Зональный | Призер |
Ланг Юлия | 8 «Б» | Гончарова С.В.. | География | Муниципальный | Призер |
Симоненко Артём | 7 «Б» | Акопян И.В. | Химия | Муниципальный | Призёр |
Бацаца Диана | 11«А» | Акопян И.В | Химия | Муниципальный | Победитель |
Бацаца Диана | 11«А» | Акопян И.В | Экология | Муниципальный | Участник |
Ланг Юлия | 8 «Б» | Зенин И,Д... | Биология | Муниципальный | Победитель |
Ланг Юлия | 8 «Б» | Мордовина И.В. | Физика | Муниципальный | Победитель |
Книжка Александр | 11 «А» | Мордовина И.В. | Астрономия | Муниципальный | Призёр |
Бацаца Диана | 11 «А» | Мордовина И.В. | Политехническая | Муниципальный | Призёр |
Слайд 15
Выводы:
Анализ участия в олимпиадах учащихся нашей школы показывает, что мы недостаточно эффективно используем эту форму организации познавательной деятельности учащихся. Небольшое количество учащихся становится призерами в районных предметных олимпиадах. И наша главная задача – эта высвобождение личности через рождение собственных знаний и опыта. Для этого необходима разработка методик обучения, позволяющих более полно раскрыть личность, уметь творчески подходить к тому или иному вопросу.
Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, и творческое мышление не является стихийным процессом. Это строго продуманная, спланированная, высокоорганизованная деятельность, требующая детальной разработки перспективных планов и программ.
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, т.е. с постановки вопроса, который возникает, когда нам что-либо не понятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле и где человеку с недостаточно развитым мышление, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.
Возникает вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существуют два таких источника: практика и знания. При решении практических задач «включается» мышление и попытка решить то, что еще никогда не решали. Конечно же, правильно поставленный вопрос еще не означает успешное решение задачи.
Слайд16
Для решения сложной мыслительной задачи необходимо:
- умело выбрать пути решения поставленного вопроса;
- пополнять недостающую информацию;
- найти необходимые для корректной постановки вопроса данные;
- оперировать имеющимися данными и анализировать;
- высказывать предположения.
Слайд 17
В последние десятилетия ученые стали обнаруживать массовое проявление спада активности личности, ее пассивность. По мнению некоторых исследователей, причина кроется в догматической подаче изучаемого материала, в результате чего теряется интерес к изучаемому предмету. Трудно выявить индивидуальные особенности ребенка. Не развивается творческое мышление.
Проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и склонность к конформизму, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, завышенная оценка значимости своих собственных идей.
Слайд 18
При проектировании своей деятельности учителю важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций, больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структуры урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремясь к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся. К таким занятиям отнесем: уроки-диспуты, уроки-симпозиумы, интегрированные уроки и т.д.
Слайд 19
Осуществляя учение в разных направлениях, используя различные методики, можно выделить ряд принципов, помогающих раскрыть личность через рождение собственных знаний:
- принцип творческой деятельности. Ребенок раскрывается как личность, способный применить накопленный опыт в различных, предлагаемых ему ситуациях. Это уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии.
- принцип сотрудничества между учителем и учеником, основанный на уважении ребенка, доверии к нему;
- принцип непринужденности, создаваемой учителем и помогающей понять и правильно применить накопленный опыт;
- принцип доступности.
Активность в ходе учебного процесса достигается развивающим обучением, в котором человек является не побочным продуктом, а главной целью. Развивающее обучение строится на субъективизации позиции учащегося. Информация усваивается через размышление и сопоставление.
Мозговой штурм – один из первых методов активизации творческого процесса.
Слайд 20
Перспективная образовательная технология, позволяющая комплексно решать вопросы, воспитания, творческого развития личности - проектно-исследовательская деятельность.
Личность вызревает постепенно по мере формирования в единстве мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремлённости и воли, инициативы и самостоятельности.
Слайд 21
И мы должны приложить все усилия, чтобы успехи наших учеников стали трамплином для дальнейшего развития творческой личности, способной созидать и сеять разумное, доброе, вечное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка завуча "Анализ школьного этапа предметных олимпиад школьников"
Справка в помощь начинающему завучу поможет составить анализ школьного этапа предметных олимпиад...
Схема организации школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников 2014-2015 гг.
Данная презентация содержит разъяснения по организации и проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году. в общеобразовательных учреждениях г. о. Коломна....
Выступление на тему: "Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения"
"Предметные олимпиады школьников по русскому языку и литературе как показатель достижения планируемых результатов обучения».Как подготовить победителей и призеров к олимпиадам?...
Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"
Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Методические рекомендации к проведению Всероссийской предметной олимпиаде школьников
Методические рекомендации к проведению Всероссийской предметной олимпиаде школьников...
Приказ по результатам Всероссийской предметной олимпиады школьников 2016-17 год биология
Скан протоколовс результатам участников олимпиады по биологии...
Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы
Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы...