Урок внекласного чтения в 5 классе по рассказу П. Рейнольдса «Точка»
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Дейнек Ирина Алексеевна

Данный урок является  уроком внеклассного чтения, относится к разделу «Зарубежная литература». Выбор темы не является случайным. Считаю, что в наше время проблема взаимоотношения учителя и ученика особенно актуальна. Также считаю, что педагог играет важную роль в жизни ребёнка.      Разрабатывая урок, я ставила перед собой  цель: преподнести столь сложную тему как можно доступнее, интереснее. Для решения этой цели урок запланирован и проведен с использованием технологии развития критического мышления, а именно приема «чтение с остановками». Стратегия медленного чтения представлена в «пошаговой» разработке урока по книге П. Рейнольдса «Точка». Работа направлена на вдумчивое осмысление  художественного текста, развитие мышления и речи учащихся, воспитание личности, умеющей думать. Чтобы сформировать у учащихся умения проводить диалог с автором текста, извлекать информацию из текстовых вопросов и иллюстраций, на уроке были использованы такие методические приемы как работа в группах, индивидуальная работа, метод ассоциации, сюжетная таблица, прогнозирование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ рассказа Питера Рейнольдса «Точка».

Цель урока:

  • формировать  умение проводить диалог с автором текста в условиях рефлексивно-опережающего чтения;
  • формировать умение извлекать информацию из текстовых вопросов и иллюстраций; создать условия  для   применения  знаний  по анализу текста;
  • содействовать воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

Задачи: формирование устойчивого интереса к  чтению;  формирование умения извлекать информацию из текстовых вопросов и иллюстраций;  формирование умения сопоставлять, сравнивать, обобщать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: внеклассное чтение.

Методические приемы:  Чтение с остановками, работа в группах, индивидуальная работа, метод ассоциации, сюжетная таблица, прогнозирование.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Сегодня мы с вами прочитаем интересный рассказ. Знаете, как будут звать одну из героинь рассказа? Имя героини вы узнаете, отгадав изагадку:

Потеряла хвост запятая,

И теперь она кто такая?

(Точка)

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «точка»? Запишите слова или словосочетания сообща в своей группе.

- Каждая группа прочитайте по одному примеру. Повторяться нельзя.

(Читать по группам, пока не закончатся примеры).

- Значит, в вашем понятии, точка – это, в основном, конец чему – либо. А есть ли выражение со словом «точка», противоположное концу? (точка отсчёта  – начало какого-либо действия, старт).

Слайд 1

- Правильно. Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Питера Рейнольдса «Точка».

- Посмотрите на портрет писателя, скажите, что сразу привлекает внимание?

- Знакомо ли вам имя писателя?                 Слайд 1

Питер Гамильтон Рейнольдс - современный американский писатель и иллюстратор детских книг «Северная звезда», «Иш»«Точка» и «Так мало меня», владелец маленького книжного магазинчика «Синий кролик», основатель студии медиапроизводства, миссия которой - помочь детям раскрыть творческий потенциал, обнаружить свои способности и таланты.

- Значит, рассказ называется «Точка». Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (мозговой штурм в группе).

Презентация ответов.

II. Целеполагание, постановка проблемы.

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.

- Ребята, извините, но моя рука отказывается писать тему урока, и, кажется, неслучайно!  А знаете почему? Пусть наша тема будет для нас загадкой и сформулируем мы её в финале урока.

- Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?

- Молодцы, ребята, мы определили цели урока. А читать рассказ мы с вами будем с остановками.  И ваша задача: внимательно слушать друг друга, не повторять то, что было уже сказано.

- Прежде, чем мы приступим к чтению рассказа, я из каждой группы выберу по одному человеку и дам им очень ответственное индивидуальное задание: по ходу чтения нужно заполнить сюжетную таблицу.

Кто?

Какой(ая)?

Где?

Что делал(а)?

Почему?

 

 

 

 

 

III. Новая тема

1. Чтение с остановками рассказа Питера Рейнольдса «Точка».  На столах лежат разрезанные листочки, которые читаются поэтапно.

   Учитель читает текст:                             Слайд 2

      Урок рисования закончился, но Вашти осталась сидеть за партой, словно ее приклеили. Ее альбом был пуст.   

Слайд 3  (Остановка № 1)

- Какие вопросы можно задать автору? (Вопросы составляют дети в группах и задают другим группам, потому что так и выглядит наша точка)

Что произошло, что девочка не пошла на перемену? (Обычно дети весело выбегают из класса или что-то дорисовывают). 

Почему девочка не рисовала?

Слайд 4

- По ходу урока мы составим план, только необычно – по кругу, в виде точки:

Круг. 1. Вашти ничего не нарисовала.

Вопрос № 1:  Как, по вашему мнению, отреагирует учительница на пустой лист Вашти?

(Совещание в группе). Презентация ответов.

- Да, конечно, ответы на этот вопрос основаны не только на Вашем позитивном опыте, но и на негативном. Читаем дальше:                Слайды 5 - 9

Учительница склонилась над белым листом.

- О! белый медведь в снежной буре! — воскликнула она.

- Очень смешно! — пробурчала Вашти. — Я не умею рисовать!

Учительница улыбнулась.

- Просто оставь след карандашом и посмотри, что из этого получится.

Вашти схватила остро заточенный карандаш и хорошенько ткнула им в бумагу.

- Вот!

Учительница взяла листок и внимательно на него посмотрела.

- Хм-м-м.

Она вернула листок Вашти и спокойно сказала:

- А теперь подпиши его.

Вашти подумала секундочку.

- Ну да, рисовать я не умею, но уж имя-то свое написать СМОГУ.

Слайд 10    (Остановка № 2)  

- Какие вопросы возникают, после прочтения этих строк? (Вопросы составляют дети в группах и задают другим группам)

Почему учительница не рассердилась? Так бывает?

Почему «пробурчала», ведь учительница её не ругала?

Почему Вашти только ткнула карандашом в бумагу? Действительно не умеет рисовать?

Станет ли девочка подписывать какую-то точку? А может быть, это розыгрыш?  

Слайд 11

- Назовите ключевые события в этом отрывке?        

Круг. 2. Вашти нарисовала точку.

Круг. 3. Учительница просит подписать рисунок.

Слайд 12

Вопрос № 2: Что сделала учительница с работой Вашти?

(Совещание в группе). Презентация ответов.

Слайд 13

- Продолжим чтение рассказа:

      На следующей неделе, когда Вашти вошла в класс рисования, она была удивлена, увидев то, что висело над учительским столом.

      Это была маленькая точка, которую она нарисовала, — ее точка! В золотистой ажурной рамочке!

Слайд 14      (Остановка № 3)                                    

Слайд 15

- Что удивило Вашти?                                                                                      

Круг. 4. Рисунок Вашти в золотой рамочке.

- Для чего учительница сделала рамочку и повесила рисунок над столом?

- Что хотела показать этим действием учительница?  Учительнице Вашти не безразлична!

Слайд 16

Вопрос № 3: Как повела себя Вашти после того, как увидела свою работу в ажурной рамочке?

(Совещание в группе). Презентация ответов.

Слайды 17 - 20

Продолжим читать дальше:

      Э-э-э! Да я могу нарисовать точку и получше ЭТОЙ! Она открыла свой никогда раньше не использовавшийся набор акварельных красок и принялась за работу.

      Вашти рисовала и рисовала. Красную точку. Пурпурную точку. Желтую точку. Синюю точку. Синий смешался с желтым. Она обнаружила, что может нарисовать ЗЕЛЕНУЮ точку. Вашти продолжила экспериментировать. Много маленьких разноцветных точек.

      - Если я могу рисовать маленькие точки, то и большие тоже смогу изобразить!

      Вашти смешала цвета большой кисточкой на большом листе бумаги, чтобы нарисовать большие точки. Вашти даже изобразила точку, не рисуя точку.

Слайд 21       (Остановка № 4)

Слайд 22

- Какое желание появилось у Вашти? Какие слова это доказывают?

Круг. 5. Девочка начинает рисовать.

- Что с ней случилось? Почему вдруг Вашти начала рисовать?  (Поверила в себя)

Слайд 23

Вопрос № 4: Чем, на ваш взгляд, закончился эксперимент Вашти по рисованию точек?

(Совещание в группе). Презентация ответов.

Слайды 24 - 26

      Несколько недель спустя на школьной выставке рисунков нарисованные Вашти точки вызвали настоящий взрыв.

      Вдруг Вашти заметила, что на нее уставился маленький мальчик.

      -Ты по-настоящему великий художник, — сказал он, — хотел бы и я уметь так рисовать.

       - Могу поспорить, что ты умеешь, — ответила Вашти.

       -Я? Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!

Слайд 27     (Остановка № 5)

Слайд 28    

- Как вы понимаете фразу «точки вызвали настоящий взрыв»?

(понравились, Вашти стала известной в школе)

Круг. 6. Признание на школьной выставке.

- Почему мальчика заинтересовали работы Вашти? (Понравились необычные  рисунки).

Слайд 29    

Вопрос № 5: Что же сделала Вашти, чтобы поддержать маленького мальчика, восхищенного ее работами?

(Совещание в группе). Презентация ответов.

Слайд 30 - 31  

      Вашти улыбнулась. Она протянула мальчику чистый лист бумаги.

      - Покажи-ка мне.

      Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.

Вашти посмотрела на закорючку. А затем сказала...

Слайды 32    (Остановка № 6)

Слайд 33

- О чем попросила Вашти мальчика?

Круг. 7. Вашти просит мальчика нарисовать линию.

- Какое чувство позволило Вашти улыбнуться?  

- Почему она протянула мальчику чистый лист? (Вашти стала доброй, она тоже решила научить мальчика рисовать).

Слайд 34

Вопрос № 6: Что сказала Вашти, посмотрев на закорючку, нарисованную мальчиком?

(Совещание в группе). Презентация ответов.

Слайд 35

Закончим чтение рассказа:

-  Теперь подпиши.

Слайд 36

- Что удивительного в ответе Вашти?

Круг. 8. Вашти просит подписать рисунок.

- Почему Вашти повторила слова учительницы? (Она запомнила, как бывает  хорошо, когда к тебе относятся с добром, с пониманием).

Физкульт.минутка «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Вот и закончился рассказ о Вашти.

Сейчас настало время проверить индивидуальное задание ваших одноклассников по сюжетной таблице.  

- Как вы понимаете слово «сюжет»?   Слайд 37

      Сюжет повествование о событиях художественного произведения, выстроенное в соответствии с авторским замыслом.

Презентация сюжетной таблицы.   Слайд 38

Кто?

Какой(ая)?

Где?

Что делал(а)?

Почему?

Вашти

грустная

в классе 

 сидела одна

она ничего не нарисовала 

учительница

добрая

в классе

попросила Вашти оставить след карандашом и подписать рисунок

хотела, чтобы девочка что-нибудь нарисовала

Вашти

удивленная

в классе

увидела свой рисунок Вашти в золотой рамочке

учительница повесила над столом её рисунок

Вашти

вдохновленная

в классе

стала рисовать много разноцветных точек

поняла, что может рисовать

мальчик

маленький

на выставке

восхищался Вашти

он не умел так красиво рисовать

Вашти

добрая

на выставке

попросила мальчика начертить линию и подписать рисунок

решила научить мальчика рисовать

- Чем необычен сюжет рассказа?

- Как изменилась Вашти от начала к концу рассказанной истории?

- Что нового узнала о себе?

Слайд 39

- А теперь обратимся к нашему кольцу. Мы составили план произведения в виде кольца. А для чего нужен план к произведению?

- А что у нас называется построением произведения?

- По рисунку мы можем определить тип композиции? (кольцевая)

Определение кольцевой композиции. Слайд 40

- Почему автор рассказа «Точка» использует кольцевую композицию?

V. Подведение итогов.

Слайд 41

- Вернемся к нашему ассоциативному ряду. Какое, по-вашему,  значение слова «точка»  будет соответствовать названию рассказа?

- Как вы понимаете смысл названия книги?

- Какие мысли, чувства, эмоции вызвала у вас учительница рисования?

- Какую роль она сыграла в жизни своей ученицы?

- Какова идея рассказа?                Слайд 42

- Идею рассказа мы сможем сформулировать, составив предложение из слов: (каждой группе даются слова на полосках листа)

Учитель, помни, что для кого-то

становится Слово Твоё точкой отсчёта…

- У нас осталось ещё одно незавершённое дело: сформулируйте тему нашего урока.

(Работа в группах). Презентация ответов.

Слайд 43

Приблизительные темы уроков:

1. Дайте ребенку ТОЧКУ опоры!

2. Каким должен быть учитель в школе?

3. Внутри каждого из нас талант.

VII. Выставление оценок.                          Слайд 43

Выставляют в группе друг другу оценки словами «хорошо», «очень хорошо», «не очень хорошо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внекласного чтения по рассказу С.Есенина "Бобыль и Дружок" в 6 классе

Урок внеклассного чтения по рассказу  "Бобыль и Дружок" откроет учащимся С.Есенина как  писателя  и подготовит к восприятию есенинских стихотворений....

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу А.Шадрина "Старая дорога"( внекл. чтение)Цели:-вызвать интерес к личности и творчеству А.Шадрина, который радует и удивляет своих читателей острыми пси...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида) Тема: Работа над чтением и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее»

Конспек урока по чтению (3 класс 8 вида)Тема: Работа над чтением  и пересказом рассказа В. Осеевой  «Хорошее»...

Тема войны в книге Ю. Бондарева "Мгновения". Урок внекласного чтения (внеклассное мероприятие) для старшеклассников

Методическая разработка включает в себя подробное описание хода внеклассного мероприятия (урока внеклассного чтения), посвященного теме войны в книге лирических миниатюр Юрия Бондарева "Мгновения...