Дискуссия на тему «Нужны ли сострадание и милосердие в современном мире?»
материал по литературе (6 класс)

Зрелова Елена Михайловна

Во все времена сострадание , стремление помогать нуждающимся, больным, слабым считалось одной из главных добродетелей. Ныне, в реальной нашей жизни, многие из нас руководствуются иным принципом : «Главное- чтобы МНЕ было хорошо!» Слово «милосердие» можно объяснить  так: делать то, что сердцу мило. Только большинству сердец мило лишь своё благополучие, уют, достаток. Может быть, в современном мире милосердие и сострадание не нужны. Что думаете вы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия в 6 классе на тему «Нужны ли сострадание и милосердие в современном мире?» 

Подготовка включает в себя следующие этапы:

1. Обозначение проблемы.

2. Формулирование вопросов, представляющих различные аспекты проблемы (проводится в форме “мозгового штурма”).

3. Выявление полярных точек зрения.

Проводится в форме опроса общественного мнения среди учащихся класса, школы.

4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.

Ведущие выбираются из числа подростков на конкурсной основе.

5. Поиск аргументов.

За несколько дней до проведения дискуссии обучающиеся получают задание подобрать материал (факты из жизненного опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающие их позицию.

6.Оформление классной комнаты.

Предварительно обсуждаются варианты оформления, предложенные детьми, и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.

Внеклассное занятие в инклюзивном классе ,где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Поэтому тщательно продумывается оформление.

-плакаты с яркими фотографиями тех, кто нуждается в помощи (инвалиды, пожилые люди, животные, больные);

- плакаты, на которых записаны пословицы и поговорки о добре;

7.Приглашение гостей (на данное мероприятие был приглашён священник).

Тема: «Нужны ли сострадание и милосердие в современном мире?»

Цели и задачи:

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение грамотно высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение;
  • учить слушать, понимать речь других участников дискуссии, критически оценивать мнение оппонентов, вступать в спор;
  • формировать умение анализировать ситуацию общения,
  • развивать способность удерживать предмет дискуссии. 

Воспитывающие: 

  • формировать навыки культуры ведения дискуссии (умение терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции;
  • стимулировать процесс нравственной оценки и самооценки, учащихся включая их в ситуацию выбора;
  • учиться соотносить собственные нравственные ценности с общечеловеческими.

Правила ведения дискуссии:

  • с уважением относимся к друг другу;
  • чтобы высказаться, поднимаем руку;
  • порядок выступления определяет ведущий;
  • свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.;
  • признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особое мнение;
  • обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.  

Формируемые компетентности: 

  • коммуникативная компетентность;
  • социально-личностная;
  • исследовательская.

Формируемые УУД

  • личностные (знание моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события  с принятыми этическими принципами)
  • регулятивные (элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий, коррекция- внесение необходимых дополнений и коррективов план)
  • познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)
  • коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра)

Примерный вариант вопросов: 

1.Человек человеку - волк. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Должны ли мы  помогать другим?

2. С какой стати отказывать себе в  удовольствиях, дорогих покупках, помогая другим людям или спасая чьи-то жизни? Какую выгоду получает человек, становящийся на путь милосердия?

3.. Не делай добра – не получишь зла?

Технология проведения дискуссии.

1. Знакомство участников с темой дискуссии.

2. Повторение правил ведения дискуссии.

3. Обозначение проблемы обсуждения. 

Учитель:        Во все времена сострадание , стремление помогать нуждающимся, больным, слабым считалось одной из главных добродетелей. Ныне, в реальной нашей жизни, многие из нас руководствуются иным принципом : «Главное- чтобы МНЕ было хорошо!» Слово «милосердие» можно объяснить  так: делать то, что сердцу мило. Только большинству сердец мило лишь своё благополучие, уют, достаток. Может быть, в современном мире милосердие и сострадание не нужны. Что думаете вы?

4. Обсуждение проблемы по заранее сформулированным вопросам.

5. Подведение итогов.

Решение проблемы не всегда может быть найдено, но дискуссия натолкнёт подростков на размышления, на поиск истины.

6. Проведение рефлексии.

Дискуссионные формы проведения внеклассных мероприятий развивают у  обучающихся умение грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, учат слушать и понимать речь других участников спора, критически оценивать мнения оппонентов, т.е. формируют коммуникативную компетентность, которая является универсальной способностью. Умение вести дискуссию ребенок переносит в учебную, проектно – исследовательскую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми, и это позволяет ему быть успешным не только в школе, но и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"

В этом  конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....

Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Методическая разработка для родителей "Как воспитать в детях любовь , сострадание и милосердие ...?"

Данная разработка предназначена для учителей,педагогов дополнительного образования и в первую очередь для родителей,ведь именно семья закладывает основы для формирования личностных качеств человека....

А.П. Платонов. Рассказ "Юшка". Тема сострадания и милосердия

Тема сосрадания и милосердия. Христианские традиции в рассказе "Юшка".  На уроке просматривается связь бирграфии писателя с его творчеством. Анализируя текст произведения, выявляем главную идею п...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Тема урока: »Без сострадания , милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц (Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Ф.Искандера)

Автор  : Мешкова Валентина Николаевна, Челябинская область, Чебаркульский район, МОУ»Филимоновская СОШ», учитель русского языка и литературыПредмет: русский язык3. Класс:114...

Презентация для подготовки к сочинению по теме:"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

Данная презентация помогает вспомнить особенности сочинения-рассуждения и подготовиться к написанию сочинения на заданную тему....