Комедия Ж.Б.Мольера «Тартюф» и А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сопоставительный анализ.
методическая разработка по литературе (9 класс)
Сопоставительный анализ двух произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komediya_zh.b.molera_tartyuf_i_a.s.griboedova_gore_ot_uma._sopostavitelnyy_analiz.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Комедия Ж.Б.Мольера «Тартюф» и А.С.Грибоедова «Горе от ума». Сопоставительный анализ.
Главные цели, задачи, решаемые в процессе преподавания литературы в средней общеобразовательной школе, определены стандартом образования, что обеспечивает творческий подход учителя при изучении обозначенной темы.
Художественный метод «Горя от ума» традиционно определяется как реалистический, восходящий к просветительскому реализму 18 века. Между тем идеология, поэтика «Горя от ума» основывается на реальных аспектах классицизма: вере в разум, в идеал гармонии и веры; взгляде на драматическое произведение как на разумно организованное, логически выстроенное явление искусства. Как известно, идейно-художественная система комедий Ж.Б.Мольера восходит к этим принципам. Поэтому в ходе сопоставительного анализа необходимо выявить меру и степень восприятия Грибоедовым ( «Горе от ума») завоеваний Мольера-комедиографа ( «Тартюф»).
«Тартюф» - пример подобного нового типа комедии, утверждающей нравственный и гражданский идеал. Сюжет движут характеры героев, обуславливающие их поступки. Драматизм переживаний придает отрицательному герою (Тартюфу) жизненную достоверность, вследствие чего сатира приобретает особую силу.
Природа жанра «Тартюфа» проясняет формально второстепенный персонаж, г-жа Пернель. Именно она в экспозиции задает исходную напряженность действия комедии в целом; дает первичную характеристику персонажей, начинает борьбу между реальным и кажущимся; она же рисует портрет Тартюфа, не соответствующий тому истинному образу лицемера, который сложился у членов семьи:
Он – праведник. Его благие наставления
Душеспасительны. Для всей семьи позор,
Что ты, молокосос, с ним затеваешь спор. /…/
Именно г-жа Пернель первая объявляет Тартюфа «посланцем неба», обозначая начало развития драматического конфликта, в котором очень скоро «проявится» Оргон, превращающий Тартюфа в «объект страсти». Обосновывая право героев на собственную идеологию (религиозную в том числе), Мольер в предисловии к «Тартюфу» замечает: «… у древних комедия берет начало из религии… она была в свое время составной частью тогдашних религиозных действ; и в наше время ставились духовные пьесы г-на де Корнеля, вызывавшее восторг всей Франции». Возводя, таким образом, свою комедию к опыту античной комедиографии, Мольер тем самым дает теоретическое обоснование нового жанра, новой манеры игры, рисуя перспективы развития «высокой комедии», реализованные Грибоедовым не только в «Горе от ума», но и в других своих комедиях. Консерватизм, традиционализм, следование классическим эстетическим канонам (соблюдение единств – времени и места) не помешали правдивости, жизненности, реалистичности комедии Грибоедова, возможности донести «дух эпохи». Отмечая способность Грибоедова творчески синтезировать драматургический опыт разных философско-эстетических уровней, Пушкин писал: « Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслию, - такова смелость Шекспира, Данте, Гете, Мольера». Эта «высшая смелость» гения- в обнажении Грибоедовым, как и Мольером, засилия морального и религиозного лицемерия.
Отечественное литературоведение, литературная критика рекомендуют в процессе поэтики «Горе от ума» говорить о «образном постижении» двух перспектив русских героев (Чацкий – Молчалин), о романтическом пафосе монологов Чацкого, об ослаблении причинно-следственных отношений (типичных для комедии классицизма), о проповеднической функции главного героя как отражения эстетики классицизма и Просвещения, об отступлении от торжественно-риторического колорита монологов классической пьесы.
Исследуя сюжетную линию Чацкий – Молчалин, подчеркнем: в обличительных речах-монологах Чацкого – образ «века минувшего», «века покорности и страха», «века Екатерины» ( «вельможи в случае», «великолепные палаты», «роскошные забавы»). В этих речах - психологический портрет самого героя, тонко прочувствованный критиком. «….Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. Пушкин провозгласил его неумным человеком, но ведь героизма у него не отнял, да и не мог отнять…».
Молчалин, антагонист Чацкого, тоже решается автором как образ-символ, символ рабского молчания ( «ведь нынче любят бессловесных», по реплике Чацкого), лакейства и подлости, едва замаскированного карьеризмом.
«Живой смысл» «Горя от ума» - в проблеме выбора. В комедии отразились глубокий и острый ум, неприятие мира фамусовых и скалозубов, безоглядный героизм.
«Живой смысл» - и в трагизме фигуры Чацкого: столкновение ума с глупостью, косностью барской Москвы завершается по сути поражением героя, поспешно покидающего столицу. Драматург подчеркивает: путь к прогрессу, цивилизации сложен и тернист.
Таким образом, исследование жанровой специфики, авторской позиции в решении проблем героя, конфликта, развития драматического действия позволяет говорить об известном родстве «Тартюфа» и «Горя от ума», что, естественно, не отменяет самобытности, оригинальности, неповторимости сочинения Грибоедова. Художественная ценность произведения определялась не оригинальностью фабулы, а оригинальностью ее сюжетной модификации и, главное, достоинством идейного и поэтического «наполнения» заданной сюжетной схемы.
Постижение философских, эстетических основ французской и русской драматургической классики возможно при условии ознакомления с особенностями духовной и культурной жизни эпохи и драматургов, уклада жизни, разных форм общественного сознания.
Примерные виды и формы заданий для глубокого понимания изученного:
- Составить композиционно-сюжетные планы «Тартюфа», «Горя от ума».
- Составить планы развернутых ответов (планы-конспекты):
А. Почему Тартюф, Чацкий – главные герои?
Б. Определить систему художественных способов выявления авторской позиции.
В. Как сложилась бы судьба героев комедий Мольера и Грибоедова «двадцать лет спустя».
- Пересказать ключевые эпизоды комедий.
- Составит аннотацию (письменно), отзыв (устно) сравнительно-сопоставительного характера.
- В какой степени Грибоедов сохраняет черты классической комедии? От чего драматург отказывается?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 3 д; сцена "Чацкий и Молчалин" в комедии А.с. Грибоедова "Горе от ума"
Анализ 3 действия комедии Грибоедова, сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина....
Викторина для учеников 8-9 классов по комедии Ж.-Б. Мольера "Тартюф".
Данный учебно-методический материал позволит учителю на начальных уроках изучения комедии Ж.-Б. Мольера "Тартюф" в интересной для учеников соревновательной форме викторины проверить уровень знания тек...
Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....
Анализ фрагмента комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
quot;А судьи кто?" - этот знаменитый фразеологизм из уст Чацкого позволит ученикам понять смысл изречения, если они разберут все смыслы монолога героя. Под руководством учителя это б...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Презентация содержит план поэтапного анализа комедии "Горе от ума". 2 урок по произведению.1)Отзывы о комедии2) признаки классицистической и реалистической комедии;3) художественное своеобра...
"Анализ частиц и междометий при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Представленная разработка посвящена анализу использования частиц и междометий в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» .. Во время изучения комедии интер...