Конспект внеклассного мероприятия "Литературное путешествие по Архангельскому краю. Вчера...Сегодня...Завтра..."
методическая разработка по литературе (7 класс)
Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной области «Родная литература». Занятие позволит систематизировать знания о жизни и творчестве поэтов и писателей Русского Севера, представив материал в форме урока – путешествиям по станциям. Преимуществом разработки является составление карты, позволяющей продемонстрировать литературные места писателей в пределах Архангельской области в единой системе и обобщить ранее изученный материал по творчеству северных русских писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_v_7_klasse_na_temu_1.doc | 738 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы - Варзина Анна Юрьевна
Место работы - МБОУ «Плесецкая школа» поселка Плесецк
Тема внеклассного мероприятия - «Литературное путешествие по Архангельскому краю. Вчера…Сегодня…Завтра…»
Класс – 7 (мероприятие рассчитано на 2 урока)
Актуальность разработки: данное мероприятие можно проводить в рамках предметной области «Родная литература». Занятие позволит систематизировать знания о жизни и творчестве поэтов и писателей Русского Севера, представив материал в форме урока – путешествиям по станциям. Преимуществом разработки является составление карты, позволяющей продемонстрировать литературные места писателей в пределах Архангельской области в единой системе и обобщить ранее изученный материал по творчеству северных русских писателей.
Используемые технологии: ИКТ, игровые технологии, исследовательская.
Форма проведения мероприятия: урок – путешествие по станциям.
Цели урока.
1. Обучающие: продолжить знакомство обучающихся с творчеством северных русских поэтов и писателей, связанных с Архангельским краем.
2. Развивающие: расширить кругозор учащихся, развивать творческую, познавательную и коммуникативную активность детей.
3. Воспитывающие: формировать нравственные и патриотические качества личности.
Планируемые результаты: Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважения и любви к своей малой родине Метапредметные: формирование умения работать с географической картой и источниками сети Интернет, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, учитывая позиции других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, понимать и формулировать тему, идею произведения.
Необходимое оборудование: карта – путешествие, текст сказки Поморья «Царь морских просторов» с переводом на русский язык, презентация (Приложения 1,2,3).
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержательная деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный этап. Приветствие. | Доброе утро, ребята. Перед вами жёлтый лист бумаги с условными обозначениями. Что это? Конечно же, это карта. Подумайте, что объединяет населённые пункты, нанесённые на эту карту. Итак, мы отправляемся в путешествие по литературным местам Архангельского края. Я буду вашим гидом. Кого называют гидом? Но без вашей помощи мне, конечно, не обойтись. Что ж, в путь! | Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку. Ученики отвечают, что все населённые пункты находятся в пределах Архангельской области
Ответ ученика : «Гидом называют человека, который проводит экскурсии» | Слайды 1,2 |
«Вчера…» 1 станция «Старинные сказки поморья». | С детства мне знакомы слова «порато», «северик», «жонка». Я слышала их от бабушки. Тогда они казались загадочными, непонятными. А ведь это отголоски поморского языка, который сегодня на грани исчезновения. Но сохранились старинные сказки Поморья. Одну из них мы услышим сегодня. Чтение сказки на поморском языке. - Как вы думаете, много ли лет этой сказке? Докажите. Кто побеждает в споре? Вот мы и прикоснулись к загадочному поморскому языку, который живёт теперь в сказках, в словаре «Поморьска говоря» (демонстрация словаря).
Если говорить про фольклор, то нельзя обойти стороной и северные пословицы. Игра «Восстанови пословицу» проводится в парах. Проверка и работа с лексическим значением пословицы. Есть в литературе нашего края писатель, который был настоящим помором, в его речи звучали поморские слова. Именно он станет реформатором русского языка. | Устные ответы учащихся. Дети слушают и читают русский перевод сказки. Ученики рассматривают словарь Ученики получают пословицы, соединяют их начало и конец, проводят проверку в парах под руководством учителя и объясняют значение пословиц. | Слайды 3,4 |
2 станция «Село Ломоносово» | Посмотрите на карту. Какой населённый пункт вам знаком? Как раньше называлось это село? Сейчас здесь находится музей выдающегося учёного, нашего земляка. Время не пощадило ничего, кроме маленького пруда, вырытого отцом Ломоносова. В пруду семья Ломоносовых держала карасей к столу. За прудом – домик-музей. Он построен как раз на том месте, где когда-то стояла изба Ломоносовых. Михаил Васильевич ни разу не был на малой родине после ухода из родного дома. Как же так вышло? Да, ребята, наш земляк был страстно предан науке, искусству, чувствовал, что времени на службу Отечеству отведено мало, поэтому полностью посвятил себя работе. Но земляков не забывал, помогал им, как мог, встречал в своём доме как дорогих гостей, привёзших вести с малой родины. Эти рассуждения заканчиваем словами профессора Вернадского: «Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда – всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Вспоминаем отрывок «О вы, которых ожидает…» из оды Ломоносова.С каким призывом обращается поэт к потомкам? Отмечаем на карте имя поэта. Ломоносов прославил наш край, его именем названы многие учебные заведения, географические объекты: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, САФУ им. Ломоносова,город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на Луне… | Возможные ответы учеников: «Ломоносово» Ответы ребят, которые знакомы с биографией учёного. Зачитывание отрывка «О вы, которых ожидает…» из оды М. В. Ломоносова . Учащиеся отмечают на карте село Ломоносова. | Слайд 5 |
3 станция «Борис Викторович Шергин | Большую роль в сохранении особенностей поморского быта сыграл этот сказитель, сказочник, писатель. Он также является помором. Следующая остановка – г Архангельск, родина Б.В.Шергина. Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ Б.Шергина мы читали? Давайте вспомним, какое впечатление он произвёл на нас? Героем многих сказок Шергина является ШИШ . Что это за персонаж? Вспомните. Вывод: читая Шергина, задумываешься о серьёзных проблемах, но и минутка для шутки тоже найдётся в произведениях автора. Но шутка эта остроумна и глубока. Записываем на карту имя писателя. Прежде чем мы перейдем к другому писателю, я поделюсь с вами одной историей, связанной с Шергиным. Однажды в гости к Борису Викторовичу зашёл Фёдор Александрович Абрамов. Когда пришло время уходить, Абрамов вспомнил про автограф. «Да ведь я не вижу…» – «Ничего, вот здесь, вот так…» И, взяв старческую руку, вложил в тонкие длинные пальцы ручку… Борис Викторович с видимым трудом, как бы наугад, угловатыми и неверными буквами написал: «ШЕРГИН». Это была их единственная встреча, встреча двух писателей, безмерно любивших свою малую родину. Как вы думаете, о каком северном писателе мы поговорим сейчас? | Устные ответы учащихся: «Б.В.Шергин был собирателем сказок,художником» Ученик читает отзыв о рассказе «Миша Ласкин». Ученики читают выдержки из сказок, проникнутые грубовато-озорным юмором писателя.
Работа с картой, отмечается место жизни и творчества Б. Шергина Возможные ответы: «Наверное, об Абрамове» | Слайд 6 |
4 станция «Фёдор Александрович Абрамов» | Какие произведения писателя мы читали? Северную сказку «Жила-была сёмужка». О чём оно? Вспомните, к каким выводам мы с вами пришли? Просмотр небольшого фильма о родине Абрамова. - Что общего вы заметили между фильмом и сказкой? Вспомните произведение писателя, которое начинается словами: «Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола». Рассказ «О чём плачут лошади» Что не даёт покоя рассказчику?
Подписываем « деревня Веркола – родина Абрамова». Следующая станция носит имя человека, который оказался в нашем крае в сложный момент своей жизни, но именно люди и природа Севера помогли ему пережить это трудное время. | Возможные ответы учеников: « Сказка «Жила-была сёмужка» о рыбе, которая спешила жить», «Это и о человеке тоже, только в иносказательной форме, о человеке, который понял главное в жизни слишком поздно» Учащиеся смотрят фильм о родине Ф. Абрамова – деревне Верколе Чтение рассказа «О чём плачут лошади» Подготовленный ученик читает наизусть фрагмент (со слов «Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня» и до конца). На карте отмечается родина Ф. Абрамова – деревня Веркола | Слайд 7,8 |
5 станция « Бродский Иосиф Александрович» | Рассказ о пребывании Бродского в ссылке в д. Норинской Коношского района. В деревне им было написано около 80 стихотворений. Работал «питерский тунеядец» в совхозе «Даниловский» разнорабочим .Норинская сыграла большую роль в жизни И.Бродского, она дала представление о другой — негородской — жизни, ощущение единения с народом, здесь он сложился как поэт.Ежегодно в день рождения поэта - 24 мая- в деревне проводится День памяти Иосифа Бродского.Здесь был открыт первый в мире дом-музей Иосифа Бродского. В одном из интервью время, проведённое в Норинской, Бродский назвал самым счастливым. Вывод: как видите, прошлое нашей родной литературы очень разнообразно, но объединяет этих авторов и их произведения безграничная любовь к родному краю. | Ученик читает стихотворение «В распутицу» Ученики подписывают на карте «место ссылки Бродского». | Слайд 9 |
«Сегодня…» 7 станция «Корзова Ольга Владимировна» | Единственная из названных сегодня авторов ныне здравствует. Всю жизнь Ольга Владимировна проработала в школе учителем русского языка и литературы. Родилась и живёт в деревне, любит нашу северную деревню всей душой. - От автора | Ольга Владимировна Корзова родилась 6 сентября 1965 года в деревне Корякино Плесецкого района Архангельской области в семье учителей. И поныне проживаю там же. После окончания 10-го класса поступила в АГПИ (пединститут в Архангель-ске), а в 1985 году, окончив институт, вернулась в свою Кенорецкую школу. Сейчас за плечами уже двадцать шесть учительских лет. На этом и обрывается моя учительская бытность: с 1 сентября школу закрывают, а начинать где-то с нуля уже не хочется. Писать более-менее серьезно начала в 1986 году. В 1991 году в журнале «Север» был опубликован рассказ, в 1997 году в этом журнале напечатаны мои стихи. Писала с перерывами, порой молчала годами. Например, с 1991 по 1994 год (в эпоху моего директорства в школе) не написала ни строчки, хотя стихи снились. Когда стало невыносимо от этого, добилась своей отставки. В 2004 году вышла первая и единственная книга стихов «Чёрное и белое». | Стихотворение «Обижаюсь, услышав…» читает подготовленный ученик. Подписываем на карте «д. Корякино – родина Корзовой О.В.». | Слайд 10 |
«Завтра…» Последняя станция «Литературный Архангельский край завтра…» | Учитель предлагает нескольким учащимся прочитать сочинения собственного сочинения о родном крае Каким он будет, литературный Архангельский край завтра, зависит и от нас с вами. Поэтому я хочу предложить Вам написать небольшой отзыв о нашем путешествии. Опишите свои впечатления, находки и открытия, которые вы сделали во время виртуальной экскурсии. Учитель благодарит всех за внимание учащихся. «Урок окончен! Спасибо за работу!» | Учащиеся читают стихотворения собственного сочинения о родном крае. Учащиеся пишут отзыв о путешествии. | Слайды 11,12 |
Приложение 1. Карта. Приложение 2. Текст сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».
Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Франция: вчера, сегодня, завтра». « La France Hier, Aujourd’hui, Demain!»
Bonjour Mesdames , Messieurs , Mademoiselles !Nous commençons notre émission « La France : Hier , Aujourd’hui , Demain ! » Nous allons parler ...
«Олимпийские игры – вчера, сегодня, завтра» (внеклассное мероприятие)
внеклассное мероприятие посвященное Олимпиаде 2014...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»
Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа предс...
Конспект урока по теме: "Югра вчера, сегодня, завтра"
Цель: закрепить понятие «природные ресурсы», вспомнить их классификацию, сформировать представление о природно-ресурсном потенциале ХМАО, о разнообразии природных ресурсов округа. Формировать ум...
Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"
Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...
Конспект занятия в подготовительной группе Тема : Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».
Учить устанавливать последовательность событий. Равивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение, зрительную память, формировать ориентировку на плоскости и в пространстве.Развивать до...