Конспект урока по теме: "Югра вчера, сегодня, завтра"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Цель: закрепить понятие «природные ресурсы», вспомнить  их классификацию, сформировать представление о природно-ресурсном потенциале ХМАО, о разнообразии природных ресурсов округа. Формировать умение анализировать  статистические данные и вносить их в диаграмму. Формировать умение делать вывод, прогноз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yugra_vchera_segodnya_zavtra.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Югра вчера, сегодня, завтра»

Цель: закрепить понятие «природные ресурсы», вспомнить  их классификацию, сформировать представление о природно-ресурсном потенциале ХМАО, о разнообразии природных ресурсов округа. Формировать умение анализировать  статистические данные и вносить их в диаграмму. Формировать умение делать вывод, прогноз.

Оборудование: карта, презентация, статистический материал.

Ход урока:

  1. Организационный

Оценивание знаний по предыдущей теме урока:

  • Назовите численность населения ХМАО по данным переписи 2010 года (примерно      1млн. 500  тыс. человек.)
  • Какие народы преобладают в ХМАО? (Русские, украинцы, татары.)
  • Как переводятся слова ханты, манси? (Человек.)
  1. Изучение нового материала.

Ханты-Мансийский район располагает значительным природно-ресурсным потенциалом, связанным, прежде всего, с наличием уникальной нефтегазоносной провинции, промышленными запасами древесины преимущественно хвойных пород, запасами торфа, а также водными и биологические ресурсами растительного и животного происхождения.

Топливно-энергетические и минеральные ресурсы.  
На территории Ханты-Мансийского района находится 46 месторождений нефти, в том числе 18 частично расположены на территории муниципального образования. На 01.01.2014 в нераспределенном фонде недр находилось 8 месторождений с геологическими– 2 320,627 млн. тонн, извлекаемыми.

Крупнейшим месторождением на территории муниципального района является Приобское месторождение, обеспечивающее более 78% добываемой в районе нефти.

В настоящее время округ является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации (5% мировых запасов нефти и 2-е место в России по запасам природного газа). Наиболее крупные месторождения нефти и газа – Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

В автономном округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, строительных песков.
         В районе сосредоточены запасы общераспространенных полезных ископаемых в виде строительного песка и глины, торфа.

Земельные и лесные ресурсы.
       Общая площадь земель на 01.01.2014 составляет 4631,5 тыс. га. Структура земельных ресурсов представлена на диаграмме 30.
      Общая площадь лесного фонда – 3945,5 тыс. га. Земли, покрытые лесной растительностью, занимают 55,5%, болота – 37,9%, нелесные земли – 6,2%, 0,4% составляет фонд лесовосстановления. В 2013 году площади, занимаемые производством сельхозпродукции (растениеводство), составили 888,7 га, что составляет 11% от сельскохозяйственных площадей округа.

        Ханты-Мансийский район расположен в лесорастительной зоне Западносибирского северотаежного и среднетаежного равнинных лесных районов. На территории района осуществляет свою деятельность Самаровское лесничество, занимающее четвертое место в округе по площади лесных запасов.

      Лесистость Ханты-Мансийского района составляет54,6%.
Диаграмма на слайде. Структура общего запаса лесного фонда на 01.01.2014, %

Биологические и водные ресурсы.
       К биологическим ресурсам можно отнести недревесные лесные ресурсы (пни, бересту, веточный корм, мох и другие виды), пищевые лесные ресурсы (дикорастущие плоды: ягоды, орехи, грибы, папоротник-орляк, семена, березовый сок), лекарственные растения (190 видов лекарственных растений), боровую дичь.
Видовой состав охотничьей фауны в районе довольно разнообразен: белка, норка, колонок, горностай, лиса, медведь, тетерев, глухарь, куропатка, утки, рябчики и другие.

Водные ресурсы представлены реками Обь и Иртыш и их 12 притоками (Сев. Сосьва, Конда, Вах, Юган, Казым, Пим, Тромъеган, Аган, Б. Салым, Ляпин, Лямин, Назым), а также множество мелких речек и множеством озер, в том числе больших по площади, которые имеют связи с реками Общее число рек в округе - около 30 тыс.

Общая площадь водного фонда оставляет 288,0 тыс. га.

В водоемах обитают 28 видов рыб (муксун, пелядь, чир, пыжьян, нельма, осетр, стерлядь, язь, щука, карась, елец, плотва, окунь, налим и другие), относящихся к девяти семействам. Промысловое значение имеют 19 видов, основные из них – чир, язь, пелядь, щука, карась.

В округе насчитывается около 290 тыс. озер площадью более 1 га. К категории больших (площадью свыше 100 кв.км) относятся Кондинский Сор, Леушинский Туман, Вандэмтор и Тромэмтор.
      Более 80% мелких озер на территории района – бессточные, бедные кислородом, мелководные, большинство из них безрыбные; малая часть населена окунем и щукой.

Для увеличения рыбного стада на территории Ханты-Мансийского района имеются рыбопитомники «Зимний сор» и пойменный водоем «Чагинский сор».

Вывод: таким образом, объем биологических и водных ресурсов оценивается как высокий, предполагающий возможность промышленного использования. Вместе с тем наличие богатых природных ресурсов диктует политику их бережного использования, а также необходимого определения со стороны органов местного самоуправления ограничений по видам деятельности и строгий контроль соблюдения законодательных актов в области экологии.

  1. Работа со статистическими данными, письменно в тетради.

Структура экономики.

Специфика экономики автономного округа связана с открытием богатейших нефтяных и газовых месторождений.  В отраслевой структуре промышленной продукции.

Задание. Используя статистический материал, изобразите структуру экономики округа на круговой или столбчатой диаграмме.

 нефтегазодобывающая промышленность составляет 89,4%,

электроэнергетика – 5,5%,

машиностроение и металлообработка – 2,4%,

газоперерабатывающая – 1,6%,

 лесозаготовительная и деревообрабатывающая – 0,24%,

производство строительных материалов – 0,24%,

пищевая – 0,17%,

 нефтеперерабатывающая – 0,1%.

Социальное развитие ХМАО

Основные итоги в реальном секторе экономики и социальной сфере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее автономный округ, Югра) в январе-марте 2014 года:

объемы строительства жилья увеличились на 31,8 %;

оборот розничной торговли увеличился на 3,1 %, объем платных услуг – на 3,2 %.

Зарегистрированная численность безработных по состоянию на 1 апреля 2014 года – 4,4 тыс. человек (на 1 апреля  2013 года – 5,3 тыс. человек), уровень безработицы – 0,48 % от экономически активного населения (на 1 апреля 2013 года – 0,58 %).

По информации Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в январе-марте 2014 года среднедушевые денежные доходы населения - 36801,4 рублей, что составляет 3,3 прожиточных минимума в среднем на душу населения.

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,1  % к соответствующему периоду 2013 года.

Среднемесячная начисленная заработная плата за январь-март 2014 года увеличилась по сравнению с январем-мартом 2013 года на 8,6 % до 54129,7 рублей.

В марте 2014 года инфляция на потребительском рынке (к декабрю 2013 года) – 101,5 % (март 2013 года к декабрю 2012 года – 101,7 %).

Задание 2. Просмотрев видеоролик по ссылке ниже, проанализируйте табличные данные (печатаются отдельно и раздаются на каждую парту) и сделайте вывод о развитии социально-экономического сектора ХМАО.

http://investugra.ru/upload/rci/innovation_rus.mp4

Задание 3. Прочитайте нижеприведённый текст,  выпишите направления для лучшего развития социальной и экономической сфер в ХМАО.

  1. Домашнее задание:

Составить перспективный прогноз развития  ХМАО на ближайшие 2-3 года.

Карточки для учащихся

Задание 1: ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ таблицу и сделайте вывод о развитии социально-экономического сектора в ХМАО

Основные показатели развития экономики в 2011 – 2014 годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели

2011

(оценка)

2012 год

2013 год

2014 год

1-й квартал

2-й квартал

1-й квартал

2-й квартал

1-й квартал

2-й квартал

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю

111,0

107,0

106,5

106,0

105,5

105,5

105,0

Индекс промышленного производства

106,73

101,22

107,70

101,22

102,03

102,64

103,28

Производство продукции сельского хозяйства

100,61

101,29

101,88

102,36

102,75

102,86

103,45

Инвестиции в основной капитал

108,36

95,82

100,37

96,95

100,2

98,38

101,43

Реальные располагаемые денежные  доходы

населения

91,9

94,8

99,6

95,2

99,8

96,9

100,5

Реальная заработная плата

94,7

98,2

103,9

99,2

104,89

101,47

101,9

Оборот розничной торговли

103,0

103,1

103,8

103,3

104,4

103,4

104,6

 Задание 2: Прочитайте нижеприведённый текст,  выпишите направления для лучшего развития социальной и экономической сфер в ХМАО.

Основные приоритеты социально - экономического развития города Ханты – Мансийска на 2012 – 2014 года.

Миссия города Ханты-Мансийска, сформулированная как «Укрепление и развитие позиций города как административного, культурного, инновационного и общественного центра региона на основе интенсификации социально-экономического развития, выраженного в повышении качества жизни населения, устойчивых темпах экономического роста и поддержании стабильной экологической обстановки», предусматривает два основных приоритетных направления развития города:

–  Укрепление и развитие позиций города как центра региона.

–  Интенсификация социально-экономического развития, в первую очередь:

  * Развитие реального сектора экономики (развитие агропромышленного  комплекса,    модернизация  обрабатывающих  отраслей промышленности,   строительства, повышение их эффективности и конкурентоспособности).

             * Развитие жилищной сферы и  коммунального комплекса (строительство благоустроенного жилья, снос ветхого и аварийного, бесперебойное обеспечение населения  газом, теплом, электроэнергией, водой, благоустройством территории, внедрение  энергосберегающих технологий).

             * Развитие образования (материально-технической базы образовательных учреждений города,  повышение качества и доступности образования,  совершенствование структуры и содержания  образования, развитие условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи).

              * Развитие физической культуры и массового спорта (увеличить суммарные мощности объектов физической культуры и массового спорта: спортивными  залами, плоскостными  сооружениями)

               * Развитие социальной защиты населения, рынка труда (снижение уровня безработицы,  увеличение числа занятых в экономике, снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума).

   * Повышение  эффективности использования  бюджетных средств за счет оптимизации бюджетной сети и повышения результативности оказания муниципальных услуг.

  *Содействие инвестиционной активности и завершение строительства объектов социальной сферы с высокой степенью готовности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...

урок истории 6 кл спорт вчера, сегодня,завтра

интегрированный урок истории и урока  физ. культуры Спорт вчера, сегодня, завтра...

Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"

Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...

Конспект дефектологического занятия "Вчера, сегодня, завтра"

Конспект дефектологического занятия для ребенка 7 летЦель - формировать временные представления...

Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"

Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная:  вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...

Конспект внеклассного мероприятия "Литературное путешествие по Архангельскому краю. Вчера...Сегодня...Завтра..."

Данное мероприятие  можно проводить в рамках предметной области «Родная литература». Занятие позволит систематизировать знания о жизни  и творчестве поэтов и писателей Русского С...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема : Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

Учить устанавливать последовательность событий. Равивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение, зрительную память, формировать ориентировку на плоскости и в пространстве.Развивать до...