Человек, природа, Родина в лирике А. Ахматовой
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_priroda_rodina_v_lirike_a._ahmatovoy_6_kl.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ривзаводская средняя общеобразовательная школа»
Максатихинского района Тверской области
Конспект урока литературы
в 6 классе
Человек и природа, человек и Родина в лирике А. А. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля».
подготовила
Кондратьева Елена Борисовна
учитель русского языка и литературы
пос. Ривицкий
2020
Тема. Человек и природа, человек и Родина в лирике А. А. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля».
Класс 6.
Цели урока:
Деятельностная: развивать творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Содержательная: познакомить со стихотворениями А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», обучать целостному анализу стихотворения; создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.
Этап урока | Используемый метод | Содержание этапа | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации | Ф. М. Достоевский писал: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» - Как вы понимаете эти слова писателя? - Как вы считаете, действительно ли природа может оказывать воздействие на человека? Какое? - Чем дорога природа человеку? Как связаны понятия «природа» и «родина»? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, формулируют тему урока. |
Актуализация знаний | Найти проблему и пути её решения | А. А. Ахматову часто называли поэтом только одной темы – темы любви. Однако и в её творчестве появляются стихотворения о природе, родине. Чем же обусловлено обращение поэта к этим темам? | Первичное целеполагание: что понадобится для ответа на вопрос?(факты биографии, стихотворения) |
Открытие новых знаний | Работа с информацией | Предоставление распечатанного материала для работы в группах: 1группа –биографические сведения, задания к стихотворению «Перед весной бывают дни такие…» 2группа – биографические сведения, задания к стихотворению «Родная земля» | «Погружение» в тему, обработка информации |
Применение новых знаний | Выступления групп с результатами своей работы | Комментирует работу групп, дополняет | Обмениваются информацией, высказывают своё мнение |
Рефлексия | Создание синквейна | Шаблон синквейна воспроизводится на доске (слова: природа, Родина) | Работа над созданием синквейнов |
Задания для 1-ой группы.
- Прочитайте стихотворение «Перед весной бывают дни такие…»
- Познакомьтесь со сведениями об истории создания стихотворения.
Надежда Чулкова – одна из немногих подруг А. А. Ахматовой, супруга известного русского литератора, который помогал А. Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги.
- Что послужило поводом для создания стихотворения?
- Реализовала ли себя А. Ахматова в пейзажной лирике?
3.Определите тему стихотворения.
4. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?
5. Какие настроения рождаются в душе поэта?
6. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части.
7. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения?
8. В чём заключается главная мысль стихотворения?
9. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?
10. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
11. Сделайте вывод: что же побудило А. Ахматову к созданию стихотворения о природе (только ли совет подруги)?
Задания для 2-ой группы.
- Прочитайте стихотворение «Родная земля».
- Познакомьтесь с биографическими сведениями.
После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться в сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным. Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.
Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар. Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, арест собственного сына, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию.
Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны.
- Что могло заставить А. Ахматову покинуть Россию? Почему она не сделала этого?
- К какой дате приурочено создание стихотворения? Почему?
- Определите тему стихотворения.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Объясните значение слов: ладанка, обетованный рай, хворая, немотствуя. В случае затруднения обратитесь к словарю.
- В первых восьми строчках шесть раз употребляется частица НЕ. Что достигается этим?
- В каком значении А. Ахматова использует слово «земля»? С какими образами ассоциируется у поэтессы родная земля?
- Объясните смысл последних двух строчек. В чём заключается главная мысль стихотворения?
- С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
- Сделайте вывод: что же побудило А. Ахматову к созданию стихотворения о родине?
Литература.
- Литература. 6 класс. В 2-х ч./ под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
- Егорова Н. В., Макарова Б. А. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2009.
Ресурсы интернета.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
- kopilkaurokov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"
Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...
Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой"
Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.ахматовой"...
Презентация "Родина в лирике Анны Ахматовой."
Презентация поможет раскрыть основные эпизоды жизни Анны Ахматовой, воспользоваться стихотворениями для анализа ("Не с теми я, кто бросил землю", "Мне голос был. Он звал утешно", "Мужество")....
План урока "Размышления С.А. Есенина о жизни, природе и человеке. Тема Родины".
Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России-2016" на республиканском этапе. Конспект представлен схематично. Без презентации и технологии "Фишбоун". Думаю, это создаст возможность каж...
конспект урока литературы КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПОЭТЕ. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ», «В ГОРНИЦЕ». ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ РУБЦОВА. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТИХОЙ ЛИРИКЕ РУБЦОВА. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Материал для подготовки к урокам литературы (6 класс)....
План конспект - занятия по теме: «С. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы и родины в лирике "
Конспект для учащихся 10 класса,используется при изучении творчества С. Есенина...
Тема Родины в лирике Ахматовой
Конспект урока...